Лина Ивачева
Игровые приемы по математике для детей младшей группы для определения уровня развития детей младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
«Одинаковые - разные».
Цель: Определить уровень пассивного владения понятиями «одинаковые» «разные».
Ребенку предлагают две пары кубиков, одна пара состоит из одинаковых по размеру кубиков, а другая – из разных.
-Покажи одинаковые кубики. А теперь разные.
Если это задание вызывает затруднения, то можно использовать следующие приемы : воспитатель кладет свою ладонь горизонтально на кубики. Если ладонь одновременно касается обоих кубиков, то кубики одинаковые, если же касается только одного кубика, то кубики разные.
«Обобщение»
Публикация «Игровые приемы по математике для детей младшей группы для определения уровня развития детей младшей группы» размещена в разделах
Цель: Определить уровень владения детьми операции «обобщение».
Перед ребенком раскладываются четыре колечка от пирамидки. Все колечки одинакового цвета. Три из них одинакового размера, а одно (лучше второе или третье с краю) – немного меньше по размеру.
Посмотри внимательно на эти колечки. Как ты считаешь, какое из них лишнее, немного не похоже на остальные?
Чтобы правильно ответить на вопрос, ребёнку нужно сравнить колечки между собой мысленно (мыслительная операция сравнения, выделить общее свойство трех из них (обобщение», найти то, которое этим свойством не обладает (соотнесение каждого объекта с этим свойством). Чтобы исключить элемент случайности выбора, после того, как ребенок покажет на одно из колечек, следует поинтересоваться, почему он так думает
«Большой- маленький»
Цель: Выяснить способность ребёнка классифицировать предметы, ориентируясь на их размер.
Перед ребёнком раскладываются 2 кольца одинакового размера и 6 кубиков, 3 большие 3 маленькие в произвольном порядке.
Воспитатель дает ребенку задание:
- Вот в этом домике живут большие кубики (кладем большой кубик в домик). А вот в этом домике живут маленькие кубики (кладем кубик во второй домик).
Разложи все остальные кубики в свои домики.
«Больше – меньше»
Цель: определить уровень активного владения понятиями «больше», «меньше».
Ребенку дают два кубика разного размера
Этот кубик, какой (показывает на большой кубик?
А этот кубик, какой? (показывает на маленький кубик).
Ребенок должен назвать соответствующие термины.
«Сравнение»
Цель: Определить умение детей сравнивать совокупность предметов.
Из кубиков одинакового размера строятся две башни одинаковые по высоте.
Ребенок должен ответить на вопрос, одинаковые башни или разные. Если ребенок достаточно хорошо справляется с заданием, то можно задать дополнительные вопросы. «Как можно сделать, чтобы одна башня стала больше, меньше? Как сделать, чтобы башни опять стали одинаковые.
«Один- много»
Цель: выявить умение ребенка определять количество предметов.
Воспитатель выставляет пред ребенком 5 машинок и один мячик.
Скажи сколько машинок? (много)
Скажи сколько мячиков? (один).
Предполагаемые ответы : много, мало.
Сравнение путем наложения и приложения.
Цель: выявить умение детей сравнивать группы предметов путем наложения и приложения.
Воспитатель дает ребенку карточку с изображением 6 цветов.
и 4 бабочки.
Сколько цветочков? Сколько бабочек?
Как проверить (посадить по бабочке на каждый цветочек)
Цветочков больше или меньше?
Цветочков больше чем бабочек. Бабочек меньше чем цветочков.
Воспитатель меняет карточку с цветочками на карточку с 4 цветочками.
Сколько цветочков? Сколько бабочек?
Как проверить?
Бабочек столько сколько цветочков.
Сравнение 2 предметов по ширине.
Цель: определить умение детей сравнивать разные по ширине предметы, устанавливать причинно следственные связи.
Воспатель дает ребёнку две полоски синего цвета разные по ширине (река, ручеек, а также игрушечную лодочку и кораблик.
Предлагаем ребёнку поставить кораблик на широкую полоску (река, а лодочку на узкую полоску (ручеек). На какой полоске стоит кораблик? Лодочка? Может ли кораблик поплыть по ручейку? Если нельзя то почему
Может лодочка поплыть по реке? Если может то почему?
Сравнение двух предметов по длине.
Цель: выявить умение детей сравнивать два предмета по длине, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитатель предлагает детям детали строительного материала и предлагает каждому ребенку сделать из деталей дорожку любой длины. Затем предлагает сделать еще одну дорожку которая должна быть длиннее предыдущей.
После выполнения задания воспитатель просит поставить на длинную дорожку медвежонка, а на короткую зайчонка.
Задает вопрос: По какой дорожке идет медвежонок? А по какой зайчонок? Кто придет быстрее? Почему? Предполагаемые ответы: длинная, короткая, длиннее, короче.
Сравнение двух предметов по высоте.
Цель: определить умение детей сравнивать разные предметы по высоте.
Воспитатель предлагает ребенку 2 игрушечный домика: высокий и низкий,
а также 2 разные по высоте елочки.
В-ль предлагает ребёнку рядом с высоким домиком поставить высокую елочку, рядом низким домиком поставить низкую елочку.
Какие по высоте дома? Ёлочки? Рядом с высоким домиком ёлочка какая? А радом с низким домиком?
Предполагаемые ответы: высокая, низкая.
Геометрические фигуры
Цель: выявит умение детей различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).
Воспитатель предлагает ребенку геометрические фигуры, предлагает ребенку сделать из них домик, птичку, ёлочку, машинку и. т. д.
Затем задает вопрос: Из каких фигур сделана машинка, домик. и т. д., просит назвать фигуры.
Ориентирование пространстве. Правая и левая стороны.
Цель: определить умение детей ориентироваться в пространстве.
Воспатель предлагает детям несколько игрушек, куклу, медведя, кошку.
Располагает их по обе стороны от ребенка. Задает вопрос: кто слева от тебя? Кто справа от тебя? Посади куклу слева. Посади медведя справа.
Возможен другой вариант, игрушки располагают напротив ребенка и задают вопросы: Кто справа от медведя? Кто справа от куклы?
Ориентирование во времени: время суток.
Воспитатель предлагает ребёнку картинки на которых изображено разное время суток.
Просит ребенка назвать какое время суток нарисовано на картинке, почему он так решил, как определил?
Оценка результатов
3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
2 балла – ребенок справляется с задание с помощью взрослого или со второй попытки.
1 балл – ребенок не справился с заданием.