Игровые технологии как средство интеграции образовательной деятельности

Оксана Долгушева
Игровые технологии как средство интеграции образовательной деятельности

Игровые технологии как средство интеграции

образовательной деятельности

Долгушева О. В.

Старший воспитатель МБДОУ Д/С №29

«Золотая рыбка»

Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. В игре ярко проявляются особенности мышления и воображения ребенка, его эмоциональность, активность, развивающаяся потребность в общении.

Игра является той формой организации жизнедеятельности дошкольника, в условиях которой педагог может, применяя различные методы, формировать личность ребенка, ее общественную направленность. Игра служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.

Согласно «Концепции дошкольного воспитания», игра – самоценная деятельность для дошкольника, обеспечивающая ему ощущение свободы, подвластности вещей, действий, отношений, позволяющая наиболее полно реализовать себя «здесь и теперь», достичь состояния полного эмоционального комфорта, стать причастным к детскому обществу, построенному на свободном общении равных.

Основу классификации игр заложил П. Ф. Лесгафт. Он подошел к решению. этого вопроса, руководствуясь своей основной идеей о единстве физического и психического развития ребенка.

П. Ф. Лесгафт раскрыл воспитательное значение правил игры, создал систему подвижных игр, разработал их методику, показал психологическое отличие игр с правилами от имитационных.

В советской педагогике вопрос о классификации детских игр уточнен в трудах Н. К. Крупской. В своих статьях она выделяет игры, которые создаются самими детьми (свободные, самостоятельные, творческие) и организованные, с готовыми правилами.

В современной педагогической литературе и в практике игры, которые создаются самими детьми, называются «творческими» или «сюжетно-ролевыми».

Классификация игр (С. А. Козлова, Т. А. Куликова)

творческие игры (сюжетно – ролевые, театрализованные, игры – драматизации, режиссерские, строительно – конструктивные);

дидактические игры (игры с предметами, настольно – печатные, словесные);

подвижные игры (по степени подвижности, по обучающей задаче).

Игры отражают:

стремление детей к активности, самостоятельности;

детское подражание;

удовлетворение потребности в реализации жизненных и художественных впечатлений;

своеобразное взаимодействие в детском коллективе.

В играх складываются благоприятные условия для формирования взаимоотношений детей. Игра как деятельность – предполагает, что педагог влияет на расширение тематики игр, углубление их содержания, способствует овладению детьми речевым поведением. Использование игры как средства воспитания ребенка – неотъемлемая часть педагогического процесса в дошкольном учреждении.

Игровые технологии – включают большой познавательный материал, помогающий развивать память, внимание, воображение, эмоции, коммуникативную сферу деятельности детей, речь. Развиваются творчество, интересы, приобретаются знания и умения.

Основные умения дети приобретают в организованной деятельности, в совместной деятельности со взрослыми, а затем переносят их, преображая, дополняя и варьируя в самостоятельные игры.

Эффективность любого обучения зависит от того, насколько оно интересно ребенку, вызывает его активность. Для того, чтобы сформировать у детей интерес воспитатель использует различные методы и приемы:

- наблюдение

- рассматривание картин, иллюстраций;

- беседы;

- чтение (разучивание стихов) художественной литературы;

- объяснение, показ

Интеграция – педагогически организованный процесс взаимодействия разных видов образовательной деятельности, при котором педагог занимается конструированием оптимальных обучающих систем, проектирование учебных процессов. Представляет собой систему способов, приемов, шагов, последовательность выполнения которых обеспечивает решение задач воспитания, обучения и развития личности воспитанника, а сама деятельность представлена процедурно, т. е. как определенная система действий; разработка и процедурное воплощение компонентов педагогического процесса в виде системы действий, обеспечивающей гарантированный результат.

Интегрируя все более широкий спектр разных видов деятельности и линий развития детей – познание окружающего мира и художественную литературу, математику и физкультуру и т. д. – чрезвычайно привлекает то, что все так легко и доступно, ведь деятельность, связанная общим смысловым контекстом, становится осмысленной для детей, понятной и отвечающей в полной мере их потребностям. Более длительное нахождение детей внутри определенного познавательного контекста, усиливает эмоциональную включенность детей, позволяет взглянуть на одно и тоже явление, событие с разных сторон, что дает целостное представление о нем. При таком подходе происходит слияние логического и образного мышления, развитие памяти, восприятия и воображения.

Таким образом, мы предлагаем вариант – объединение разных видов деятельности образовательного процесса, а объединяющим ядром при этом выступают игровые технологии.

Игровые технологии можно проводить в любом месте, где есть пространство. Они не требуют специальной подготовки, так как допускают бесконечную импровизацию с учетом знаний детей. Игры можно проводить с детьми всех возрастных групп, подбирая соответствующий материал.

Важное условие – играть только до тех пор, пока детям интересно. Важно принимать любые дополнения и предложения детей.

Материал, который включается в игры, должен быть знаком и любим детьми.

Опираясь на методологическую основу таких авторов: Е. А. Алябьева, И. А. Лыкова, мы предприняли попытку составить примерные конспекты образовательной деятельности.

Игровые технологии «Путешествие в мир транспорта»

Цель:

расширять кругозор детей, укреплять их нравственные позиции;

развивать познавательные интересы, память, воображение, активность и самостоятельность;

закрепить знания о видах транспорта, их особенностях;

обогащать содержание творческих игр, осуществлять сближение детей;

Воспитатель: Дети, мир, в котором мы живем, очень большой (можно показать глобус). Для того чтобы добраться до какого – нибудь места, люди используют транспорт.

Наблюдение за машинами на улице (из окна)

Во время наблюдения воспитатель рассказывает детям, что машины есть разные: легковые и грузовые. Легковые предназначены для перевозки пассажиров, грузовые для перевозки грузов. Еще есть автобусы (показывает детям). Дети рассматривают машины, какие они: большие и маленькие и т. д.

Воспитатель: (рассматривание иллюстраций, альбомов, моделей). Какие виды транспорта вы знаете? На каких вы ездите? Хотите, мы отправимся в путешествие на машине, давайте выберем, на какой. Так как нас много, может быть поедем на автобусе? Заводим мотор. Сначала он работает тихо и медленно: «Так-так-так, так-так-так»; потом все быстрее: «Тук- тук, тук-тук, тук-тук, тук-тук»; и наконец мотор взревел: «Р-р-р-р».

(воспитатель выставляет картину с изображением вокзала)

Мы приехали с вами на вокзал. А в город можно попасть на трамвае. (рассматривание картин). Сравнить автобус, который изображен на картине с трамваем.

Дидактическая игра «Чем похожи, и чем отличаются?»

Автобус какой? - большой, у него четыре колеса и две двери. В него помещается много народу.

Трамвай едет по рельсам, а металлические рожки цепляются за электрические провода, по которым идет ток и т. д.

Воспитатель: предлагаю каждому из вас превратиться в трамвайчик (дети скользящим шагом идут след в след, руки над головой образуют треугольник)

По рельсам движется трамвай.

Ты рельсы не перебегай.

Ток побежал по проводам,

От них к трамваю по усам.

- Дзынь-дзынь, дзынь-дзынь – трамвай звенит,

По рельсам весело бежит

Воспитатель: только что мы с вами сравнили трамвай и автобус, а кто мне скажет, кто управляет машинами? Предлагаю теперь побыть шоферами

Стихотворение «Мы – шоферы»

Едем, едем на машине, имитируют движение рулем

Нажимаем на педаль. ногу сгибают, вытягивают

Газ включаем, выключаем, воображаемый рычаг, поворачивают рукой к себе,

от себя

Смотрим пристально мы вдаль. приставляют ладонь ко лбу

«Дворники» счищают капли, руки сгибают в локтях перед собой, ладони

раскрывают, наклоняют руки влево, вправо

Вправо, влево. Чистота!

Волосы ерошит ветер. над головой пошевеливают пальцами рук

Мы – шоферы хоть куда! поднимают вверх большой палец руки

Воспитатель: У каждой машины есть свой дом, который называется – гараж.

Конструирование гаража

Обучение постройке гаража, улицы из строительного материала, совместные игры воспитателя с детьми, а также игры детей с постройками, выполненными воспитателем

Подвижная игра «Машины в гараж»

У каждого играющего свой номер на машине (прямоугольник, на котором приклеено разное количество кругов). Точно такие же знаки распределены на гаражах (обручи). Пока играет музыка (или по команде воспитателя, машины выезжают на дорогу, как только музыка заканчивается или воспитатель дает команду: «Машины в гараж!», каждый участник возвращается в свой гараж. При этом воспитатель меняет номера гаражей местами.

Во время игры можно ввести игровой персонаж – милиционер. Он останавливает водителей нарушающих правила дорожного движения, штрафует их (отвести на штрафстоянку).

Воспитатель: Ну вот, машины все в гараже. А сейчас скажите мне, кто останавливал машины? Почему? Как вы думаете, только машины должны соблюдать правила дорожного движения? А кто еще?

Давайте расскажем милиционеру, какие правила знаете вы?

Воспитатель: Дети сегодня мы с вами путешествовали на наземном транспорте, побывали на вокзале в городе. Были машинами и шоферами, а теперь ребята, предлагаю вам самостоятельно поиграть в те игры, которые вам понравились, а наше путешествие предлагаю вам продолжить в следующий раз. И в следующий раз мы отправимся в путешествие на другом транспорте, воздушном или водном, вы выберете сами.

Игры по выбору детей: строительно – конструктивные, сюжетно – ролевые, подвижные и т. д.

Игровые технологии «Врачи»

Цель:

закрепить знание детей о понятии «здоровье»;

уточнить правила сохранения здоровья;

сформировать интерес к собственному организму, самочувствию, настроению, связанному с состоянием здоровья;

Игра – путешествие «Организм человека»

Воспитатель: Сегодня мы отправимся в самое необычное путешествие. Мы попадем в особую страну, где живут внутренние органы человека, и сами станем ими. Готовы?

Самый главный орган нашего тела – сердце, оно, как мотор для машины. Без него не будет работать человеческий организм. Давайте его изобразим. Для этого встаньте в круг, положите руки на плечи друг друга. Это большое сердце. Вот оно забилось, сначала медленно – «тук-тук-тук» (три шага вперед, «тук-тук-тук» (три шага назад, а теперь чуть быстрее «тук-тук-тук» (четыре шага вперед и назад, а теперь человек заволновался, и сердце забилось часто-часто – «тук-тук-тук-тук-тук-тук» (маленькие шаги вперед и назад)

Каждый человек дышит. И в этом ему помогают легкие, которых в нашем организме два. Давайте образуем два овала, положим руки на плечи друг другу и немного наклонимся вперед. Представьте себе, что вы – легкие. Все дружно вдохнули, легкие расширились (разошлись, выдохнули, легкие сжались (сошлись).

Наш организм не может без пищи. Пища перерабатывается в желудке. Встаньте в круг, но за руки не беритесь. Мы с вами – желудок. Приготовили руки, согнули их в локтях перед собой. В желудок поступила пища, давайте ее перемалывать, как мельница. Сначала нужно расщепить пищу на более мелкие кусочки. Потом истереть ее так мелко, чтобы она могла всосаться в кровь. Помогает нам желудочный сок, который смачивает и расщепляет пищу.

Из желудка пища поступает в кишечник, который состоит из тонкой и толстой кишки. Давайте сначала изобразим тонкую кишку: возьмитесь за руки и образуйте длинную цепочку, после этого нам нужно изогнуться, как змея, потому, что кишки не бывают прямыми.

А теперь давайте покажем толстую кишку, она короче и толще, но тоже изгибается. Одни дети будут изображать кишку, а другие пищу, которая проходит по кишкам. Когда пища будет проходить между стенками кишок, то вы ее захватывайте и прижимайте к себе, как будто всасываете.

Воспитатель: Мы побывали в нутрии организма человека, и познакомились с работой внутренних органов. А теперь предлагаю отправиться в медицинский кабинет, познакомиться с нашей медсестрой и рассказать ей о том, что мы узнали.

Экскурсии в медицинский кабинет

Медицинский кабинет (познакомить детей с медсестрой)

Воспитатель: А мы с ребятами сегодня познакомились с некоторыми органами человека. Какой самый главный орган? Какие органы помогают нам дышать? Куда попадает пища? А после желудка?

(попросить медсестру рассказать о работе медика)

Беседа с детьми «Что такое здоровье и как его сохранять и приумножать?»

Оборудование: картинки, иллюстрации, предметы ухода за телом.

Воспитатель: Что значит быть здоровым? Что нужно для этого?

Для того, чтобы не болеть нужно соблюдать режим дня, правила гигиены. Мыть руки, чистить зубы, принимать ванну или душ, закаляться, принимать витамины, не только в таблетках, но и в пище. Также нужно по утрам делать зарядку, заниматься спортом, делать массаж.

Воспитатель: А в каких продуктах есть витамины? Это фрукты и овощи. Предлагаю сделать массаж спины, который называется «суп»

Массаж спины

Дети встают друг за другом, кладут ладони на спину впереди стоящему

Чики-чики-чики-ща! похлопывание ладонями

Вот капуста для борща.

Покрошу картошки, постукивание ребрами ладоней

Свеколки, морковки,

Полголовки лучку, да зубок чесночку. поколачивать кулачками

Чики-чики-чики-чок! поглаживание ладонями

И готов борщичок!

Воспитатель: А теперь ребята предлагаю пройти в физкультурный зал, где мы займемся спортом.

(после занятия физкультурой)

Воспитатель: Для того чтобы не болеть мы должны что делать? А если мы заболели, кто нас лечит? Оказывается врачи лечат не только людей, но и зверей и сегодня я хочу прочитать вам сказку про доброго доктора который лечил зверей.

Чтение художественной литератур: Сказка «Айболит» К. И. Чуковского

Воспитатель: О чем эта сказка? Как вы думаете, хороший доктор или нет?

А сейчас предлагаю вам поиграть.

Воспитатель превращает детей в персонажей сказки «Доктор Айболит», предлагает полечить больных зверят (можно использовать маски животных)

Сюжетно – ролевая игра «Больница»

Публикации по теме:

Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников Самообразование Тема: «Игра как средство образовательной деятельности у дошкольников». Начало работы над темой: 01.09.2015г. Окончание.

Игровые технологии. Функции, методы и приемы организации игровой деятельности дошкольников департамент образования администрации Владимирской области ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЛАДИМИРСКОЙ.

Игровые технологии как средства развития детей с ОВЗ На современном этапе развития России происходят изменения в образовательных процессах: содержание образования усложняется, акцентируя внимание.

Игровые технологии как средство познавательно-речевого развития детей дошкольного возраста Игровые технологии, как средство познавательно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста (из опыта работы) Игровые технологии,.

Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Игровые методы и приемы, как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного.

Мастер-класс «Дидактические игры и игровые упражнения как средство развития речи у дошкольников» Цель: Развитие у педагогов представлений об использовании дидактических игр и игровых приёмов для развития речи у детей дошкольников. Задачи:.

Консультация «Игровые технологии как средство адаптации ребенка к условиям доо» Муниципальное автономное дошкольное образовательно учреждение «Детский сад №104 общеразвивающего вида» г. Сыктывкара МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА.

Игровые методы и приемы обучения как средство развития интеллектуальных способностей при подготовки детей к школе Педагогический опыт работы воспитателя МДОУ – детский сад №51» Хазипова Алевтина Замировна «Игровые методы и приемы обучения как средство.

Театрально-игровые технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенкаТеатрально-игровые технологии как средство развития эмоциональной сферы ребенка В дошкольном возрасте дети все еще остаются непосредственными, импульсивными и управлять своими эмоциями и переживаниями в полной мере они.

Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития интеллектуальных и творческих способностей Использование технологии ТРИЗ в деятельности ДОУ как средство развития интеллектуальных и творческих способностей старших дошкольников.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лето
Автор публикации:
Игровые технологии как средство интеграции образовательной деятельности
Опубликовано: 12 марта 2018 в 10:10
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 декабря. День экспериментов со снегом на МААМ

Дошколята активно познают окружающий мир и задают нам, взрослым, множество разных интересных вопросов. Зимой это, к примеру «откуда берется снег», «почему он не тает», «почему на улице вода замерзает и...

16 декабря. День валенка на МААМ

Прадедушками валенок были пимы — традиционные войлочные сапоги кочевников, которые появились на Руси во времена монголо-татарского ига. Валяная обувь пришлась по душе нашим предкам — легкие и теплые...

«Ловкие пальчики»
С детьми старшего дошкольного возраста помимо традиционных форм работы для развития мелкой моторики рук используют: игры с мозаикой, игры с пазлами, игры с...
Мастер-класс «Мышка из бросового материала»
Даный мастер-класс предназначается для совместного творчества родителей и ребенка. Мышка — маленький зверек. Знаешь, где она живет? Может, рядышком с...
Фотоотчет рисование снеговиков, средняя группа
НОД по рисованию, "Снеговики". Для занятия были подготовлены гуашь белая, красная, черная, красная. Кисточки, стаканы непроливайки,...