Екатерина Волкова
Игровые технологии как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста в условиях ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
Игровые технологии как средство адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО
С поступлением ребенка в детский сад в его жизни происходит множество изменений: строгий режим дня, отсутствие родителей в течении 10 часов, новые требования, постоянный контакт с детьми, новое помещение, таящее в себе много неизвестного. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к капризам, страхам, отказом от еды.
Публикация «Игровые технологии как средство адаптации детей раннего дошкольного возраста в условиях ДОО» размещена в разделах
Адаптационный период – серьезное испытание для малышей: из знакомой семейной обстановки он попадает в новые для него условия, что неизбежно влечет изменение поведенческих реакций ребенка, расстройство сна и аппетита.
Основными показателями степени тяжести являются сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний.
Легкая. К 20-му дню пребывания в ДОО нормализуется сон, ребенок нормально ест не отказывается от контактов со сверстниками и взрослыми, сам идет на контакт.
Средняя. Поведенческие реакции восстанавливаются к 30-му дню. Настроение неустойчиво в течение месяца. Замедление речевой активности, плохой аппетит. Вес без изменений или несколько снизился.
Тяжелая. Характеризуется значительной длительностью и тяжестью всех проявлений. Психологическое состояние не стабильно, поведенческие реакции нормализуются к 60-му дню пребывания в ДОО. Ребенок не растет и не прибывает в весе.
Когда ребёнок впервые приходит в детский сад, он попадает в новые условия. Меняются режим дня, характер питания, воспитательные приёмы, характер общения, другими словами «ломается стереотип жизни, позволявший ребенку чувствовать себя спокойно и уверено». Разлука с мамой также является психотравмирующим фактором – появляется чувство тревоги, незащищенности и брошенности. Поэтому проблема адаптации ребёнка к детскому саду является одной из ведущих. Наиболее эффективным, а иногда и единственным методом работы по преодолению дезадаптации детей раннего возраста является игровая терапия. Основная задача игры в этот период – налаживание доверительных отношений с каждым ребенком, попытка вызвать у детей положительное отношение к детскому саду.
Цель игр с детьми в адаптационный период —
— это не развитие и обучение ребенка, а эмоциональное общение, налаживание контакта между ребенком и взрослым.
Игры позволяют решать такие важные задачи, как:
• Создание эмоционально благоприятной атмосферы в группе;
• Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
• Снижение тревожности, агрессии у детей;
• Формирование у детей доверия к воспитателю;
• Формирование чувства уверенности в окружающем;
• Помощь ребенку в освоении новой среды;
В период адаптации проводится работа в виде групповых и индивидуальных консультаций для родителей с рекомендациями и советами по успешной адаптации детей в детском саду. Во время консультаций родители заполняют анкеты, знакомятся с режимом и коллективом дошкольного учреждения.
Родители должны внимательно прислушиваться к советам педагога, принимать к сведению его консультации, наблюдения и пожелания. Если ребенок видит хорошие, доброжелательные отношения между своими родителями и воспитателями, он гораздо быстрее адаптируется в новой обстановке.
Самой действенным способом в работе с малышами я считаю телесную тера-пию. Она помогает улучшить эмоциональный фон ребенка, настроить его на контакт со взрослым. Любая мать, обнимающая ребенка, невольно является психологом, использующим метод телесной терапии. В условиях Дома ребенка самым близким человеком для малыша является воспитатель. Самый простой и не требующий специальных знаний прием - это крепко обнять и прижать к себе малыша. Этот телесный контакт является успокаивающим, поддерживающим малыша, его мышцы расслабляются, и напряжение спадает. Любые ласковые прикосновения, поглаживания по головке, легкий массаж пальчиков, ручек, ножек, животика, спинки - все это варианты использования телесной терапии.
Первые игры в период адаптации – общие хороводы. Они сплачивают детей в группе, дают возможность каждому ребенку побыть в центре внимания, сыграть ведущую роль. Такими играми являются: «Раздувайся, пузырь!», «Карусели», «Мы на луг ходили», «Зайка беленький сидит», «Хоровод», «Мы топаем ногами», «Затейники». В них дети действуют одновременно и одинаково.
Сюда же относятся игры – забавы ( например: «Лови, лови», «Догонялки с куклой (мишкой)», «Играем с мячом», «Куклы пляшут», и т. п.). Они снимают скованность детей, нервное напряжение, приносят радость от выполнения простых знакомых игровых движений. В то же время они учат детей действовать согласованно, самостоятельно. Особенно важно участие в такой совместной игре вялых, пассивных малышей.
На более тесное невербальное сближение детей друг с другом направлены игры в кругу с обращением к партнеру (например, «Возьми, отдай», «Передай улыбку (мяч, «Погладь ладошку». Здесь дети учатся видеть, чувствовать своего партнера.
В период привыкания к детскому саду в игре формируются положительные доверительные отношения взрослого с каждым ребенком и эмоционального контакта с ним. Для того, чтобы облегчить малышу период адаптации, нужно сформировать у него положительную установку, желание идти в детский сад. Для того, чтобы ребенок почувствовал себя с первых дней комфортно, мы подобрали серию сюжетных игр с «куклой». Они проводятся в занимательной форме, и несут в себе определенные образовательные знания, которые ребенок сам не всегда может выделить и усвоить самостоятельно. Главной задачей является сближение детей друг с другом и со взрослым, установление доверительных отношений и эмоционального контакта.
Эмоциональное общение возникает на основе совместных действий, сопровождаемых улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу. В адаптационный период отдаю предпочтение играм, направленным на неожиданный эффект: «Выдувание мыльных пузырей», игры с воздушными шарами.
Возможности песочной терапии многогранны. Маленькие дети часто не могут выразить свои переживания из – за отсутствия активной речи. Песочная терапия может оказаться полезной для установления взаимопонимания со сверстниками, взрослыми и новой средой пребывания в период адаптации. Так же песочная терапия стабилизирует психоэмоцианальное состояние ребенка.
Различные виды арт-терапии предоставляют возможность самовыражения, самопознания и позволяют личности подняться на более высокую ступень своего развития. В своей работе я использую активные игры по художественному творчеству: рисование пальчиками, нетрадиционное рисование. Это хорошо снижает эмоциональную напряженность детей, учит управлять своими чувствами, переживаниями. Дети много рисуют. В своем творчестве они отображают то, что их волнует, то, что для них важно.
Сказка-терапия - это инсценированние сказок; чтения или обсуждения самой сказки. Разыгрывается сюжет, который ребёнок сначала видит, слышит, а потом имеет возможность ощутить (одеть костюмы героев, построить дом и т. п., это позволяет ребёнку отвлечься от окружающей действительности.
Сказка должна соответствовать возрасту. Важно, чтобы ребенок в принципе понимал, что существует сказочная реальность, отличная от настоящей. Совсем малышам, до 2, 5 - 3 лет нужны простые сказки, особенно любимы ими сказки с животными и повторяющимися сюжетными, в этом возрасте для лучшего понимания происходящего малышу нужны картинки, иллюстрации к сказке.
Сказка-терапия может применяться как для групповых занятий, так и для индивидуальных.
Адаптивные возможности ребенка раннего дошкольного возраста ограничены, поэтому резкий переход малыша в новую социальную ситуацию и длительное пребывание в стрессовом состоянии могут привести к эмоциональным нарушениям или замедлению темпа психофизического развития. Помочь детям преодолеть стресс помогут игры, и игровые упражнениях. Ценность игровой деятельности в том, что наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики мы учим ребенка говорить о своих ощущениях, развиваем речь, произвольное внимание и память. Происходит формирование таких черт личности, как инициативность, самостоятельность, умение решать “проблемы” в игре.
Как результат нашей работы это слова детей : “Я люблю ходить в детский сад!”.
Это те слова, которые, наверное, хотела бы услышать не только мама каждого “садиковского” ребенка, но и мы, педагоги детского сада. И для нас это главный итог нашей работы: сделать так, чтобы детский сад, наша группа, стали для ребенка и его родителей теплым, радостным домом. Пусть не сразу, но он превращается для ребенка в привычный, хорошо знакомый и уютный мир. Для того чтобы это действительно стало так, надо быть терпеливым, внимательным — и активным. В наших, и только в наших силах сделать жизнь ребенка счастливой, интересной и насыщенной!