МААМ-картинки

Игровые технологии по ознакомлению дошкольников с предметным миром

елена быкова
Игровые технологии по ознакомлению дошкольников с предметным миром
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №7 «Березка»

Отдела по образованию Лотошинского муниципального района

143825 Московская область Лотошинского района д. Ушаково д. 53

Т: 8 – (496)- 28 – 235

Игровые технологии по ознакомлению дошкольников с предметным миром

Воспитатель: Быкова Е. В.

Введение

Публикация «Игровые технологии по ознакомлению дошкольников с предметным миром» размещена в разделах

Предметный мир окружает ребенка всю его жизнь. Начиная с самого раннего возраста, ребенок активно познает этот мир, исследуя всё происходящее вокруг.

В истории дошкольной педагогики ознакомление детей с предметным миром всегда считалось одной из важных задач, для решения которых выдвигались разные системы ознакомления детей с предметами (Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ф. Фребель, М. Монтессори, К. Д. Ушинский)

На современном этапе дошкольной педагогики ознакомление детей с предметным миром не утратило своей актуальности. Многие педагоги отмечают, что предметный мир, окружающие ребенка вещи и игрушки имеют очень важное значение в развитии дошкольников. (В. И. Логинова, О. В. Дыбина, М. В. Крулехт)

Именно в предметной деятельности возникает познавательная активность ребёнка, складываются первые эмоциональные впечатления, расширяется его кругозор.

К предметам вокруг нас можно отнести:

предметы, созданные людьми;

– назначение и свойства предметов домашнего обихода;

– сходные по назначению предметы разной формы;

– загадки о предметах быта.

К материалам:

– материалы,из которых сделаны предметы

– свойства материалов

– целесообразность использования.

К средствам цивилизации:

предметы, облегчающие труд человека в быту

предметы,создающие комфорт

– средства связи, коммуникации

– транспорт, сельхозтехника.

Классификация:

– по функциональному назначению

– по материалу, из которого предметы изготовлены

– по признакам, объединяющим предметы в разные группы.

География предметов быта :

предметы быта русской традиционной культуры

предметы быта, муз. инструменты, одежда других народностей.

Прошлое, настоящее и будущее предметов :

– история появления предметов;

– усовершенствование предметов.

Безопасность: правила пользования предметами.

По мере познания предметного мира малыш узнает, что мир обладает разными свойствами и качествами. Ребенок овладевает способами действий с предметами. Предмет вводит дошкольников в мир взрослых, расширяет его кругозор и влияет на всестороннее развитие.

Три этапа познания

Процесс познания состоит из трех этапов:

Спонтанно-исследовательский

Происходит первое знакомство с предметом (свойства и качества).

Задача педагога на этом этапе: организовать предметную среду так, чтобы в ней были разные по форме, цвету, материалу и звучанию предметы. Ребенок должен усвоить, зачем нужен этот предмет, что и как им делать.

Вариативный

Ребенок усваивает, что один и тот же предмет можно использовать по разному. Дети узнают о предметах-заместителях. Данный этап способствует развитию воображения, творческих способностей.

Преобразующий

Дети хотят изучать предметы, узнать, как они устроены, какими свойствами обладают, для какой цели могут служить. У ребенка развивается наглядно-образное мышление, способность оценивать деятельность другого человека. Возникает стремление к преобразующим видам творческой деятельности.

По мере познания предметного мира ребенок овладевает умениями различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезное и интересное, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов.

Ребенок познает окружающий мир достаточно активно, стремясь увиденное и услышанное претворить в жизнь. Сделать это он может в игре, потому что именно игра позволяет осуществить то, что в реальной жизни недоступно.

А. М. Горький писал: «Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».

Игра не возникает сама собой, а передается от одного поколения детей к другому. В настоящее время эта связь детских поколений прервана. Дети растут среди взрослых, а взрослым некогда играть, да они и не считают это важным. Если они и занимаются детьми, то они их учат. В результате игра уходит из жизни дошкольника, а вместе с ней уходит и само детство.

А ведь преимущество игры перед любой другой детской деятельностью заключается в том, что в ней ребенок сам, добровольно подчиняется определенным правилам и именно выполнение этих правил доставляет максимальное удовольствие.

Поэтому игра – это практически единственная область, где дошкольник может проявить свою инициативу и творческую активность. И в то же время, дети учатся в игре контролировать и оценивать себя.

Важнейшее место в жизни ребенка занимают дидактические игры. Дидактическая игра – это средство обучения, поэтому игра может быть использована при усвоении любого программного материала.

А для дошкольников дидактические игры – это интересные игры, в процессе которых ребенок начинает интересоваться такими предметами, которые его не интересуют за пределами игровой ситуации.

Дидактическая игра содержит два начала: познавательное (учебное) и занимательное (игровое).

Воспитатель при этом является и учителем и участником игры: учит и играет, а дети, играя, учатся.

В своей практике для ознакомления детей с предметным миром я использую следующие дидактические игры.

В играх с предметами дети учатся сравнивать, устанавливать сходства и различия, знакомятся со свойствами предметов и их признаками (цвет, форма, качество)

«Чудесный мешочек», «Похож – не похож», «Найди предмет такой же по форме».

Настольно-печатные игры формируют у детей качества личности, способность к творческому поиску.

«Домино», «Лото», «Парные картинки».

Словесные игры углубляют знания детей о предметах, воспитывают желание заниматься умственным трудом. «Найди, что опишу»,»Угадай, что загадала».

Чтобы заинтересовать детей также использую следующие игры:

Игры-загадки

Цель: научить детей умению выделять главные признаки предметов.

Игры-путешествия

Цель: расширять кругозор детей, развивать желание преобразовывать предмет.

Игры-опыты, игры-эксперименты

Цель: развивать логическое мышление, связную речь, воображение, воспитывать самостоятельность.

При использовании дидактической игры воспитатель должен следовать определенным педагогическим принципам:

1. Опираться на уже имеющиеся знания, полученные, как правило, путем непосредственного восприятия;

2. Следить за тем, чтобы дидактическая задача была достаточно трудна и в то же время доступна детям;

3. Поддерживать интерес и разнообразие игрового действия;

4. Постепенно усложнять дидактическую задачу и игровые действия;

5. Конкретно и четко объяснять правила.

Для более успешного усвоения программного материала дошкольниками применяю различный дидактический материал: рисунки, схемы, модели, алгоритмы, а также игровые и поисковые задания, проблемные ситуации и опыты.

Я считаю, что перечисленные игры позволяют ребёнку включиться в активную деятельность и для них открывается возможность вступать в непосредственные контакты с предметами, проявлять инициативу, творчество – это значит происходит формирование познавательного интереса.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод:

Игра – это не только средство для развития, а ещё и «волшебная палочка», способная научить ребёнка думать, рассуждать, изобретать и доказывать.

Ознакомление дошкольников с окружающим миром

Ознакомление дошкольников с окружающим миром - это средство образования в их сознании адекватных представлений и знаний о мире, основанных на чувственном опыте, и воспитание правильного отношения к нему. Оно является источником первых конкретных знаний и тех эмоциональных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.

В последнее время в большое внимание уделяется социальному развитию ребёнка. Основная задача общества - показать детям социальный мир «изнутри» и помочь ребёнку понять своё место в этом мире, как его члена, участника событий, преобразователя. Для развития и социализации ребёнка большое значение имеют представления о разнообразных предметах.

Писатели - фантасты не раз описывали такую картину: «Произошла катастрофа, люди покинули обжитые места, ушли в тайгу, в горы. Через сотни лет, когда угроза миновала они пришли в города, стали ходить по разрушенным дома, и с интересом рассматривая разнообразные предметы, например, сотовый телефон, кухонный комбайн, градусник и т. д. Люди не понимали назначение, способы использования, принцип действия этих предметов».

И сейчас археологи продолжают находить древние артефакты, назначение которых им по сей день не удаётся расшифровать.

Так и дети, приходя в этот мир, не понимают назначение окружающих их предметов, смысл вещей. Открыть мир вещей помогает взрослый, как носитель опыта.

Мир вещей (предметы, объекты) имеют в жизни ребё нка самостоятельное значение: являясь первым объектом деятельности, он становится и первым объектом познания окружающей действительности.

В истории дошкольной педагогики ознакомление детей с предметным миром всегда считалось одной из важнейших задач, для решения которой выдвигались разные системы ознакомления детей с предметами известных прогрессивных деятелей в области педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой).

На современном этапе дошкольной педагогики эта проблема не утратила своей актуальности. Многие педагоги (В. И. Логинова, О. В. Дыбина, С. А. Козлова, по-прежнему придают особое значение приобщению детей к социальному миру.

Началом углублённой и систематической работы по данной проблеме послужила работа всего д/у в целом над этой проблемой и моя личная заинтересованность.

Результаты проведё нной диагностики заставили меня задуматься: детям старшего возраста слабо удавалось группировать и классифицировать предметы по общим признакам, они испытывали затруднения при определении предметов рукотворного и природного мира, не проявляли интереса к истории, не могли объяснить целесообразность преобразовательной деятельности человека.

Исходя из этих данных, можно сделать заключение о недостаточном формировании познавательного интереса к предметному миру у детей группы.

Таким образом, осознавая важность проблемы формирования интереса к предметному миру, мною была определена цель работы : разработать систему организованной совместной деятельности взрослых и детей для развития представлений о предметном мире детей дошкольного возраста в организованной деятельности со взрослым.

Задачи:

1. 1. Раскрыть особенности познания ребёнком предметного мира. Определить уровни, критерии сформированности представлений о предметном мире детей дошкольного возраста.

2. 2. Выявить и экспериментально проверить условия, при которых развитие представлений о предметном мире у детей дошкольного возраста в совместной деятельности со взрослым будет наиболее эффективным.

3. 3. Разработать и апробировать систему познавательной деятельности и опытов - экспериментов по ознакомлению с предметным миром.

После изучения литературы, первым, что я сделала - критически посмотрела на развивающую среду и увидела недостатки её наполняемости и размещения. Поэтому творческий подход к созданию предметно - развивающей среды был определён, как первое условие для стимулирования действий по развитию представлений детей о мире предметов.

Вместо разрозненных уголков: познавательного, экологического, опытническо - экспериментального, был определена спокойная зона и создан «Центр науки и природы», в котором для расширения кругозора о мире предметов находятся разные энциклопедии познавательного содержания; иллюстрированный материал по обобщающим темам, для формирования представлений детей о предметах рукотворного мира, об истории вещей, о различных материалах.

Для развития поисково - познавательной деятельности и знакомства со свойствами материалов в центре имеется уголок опытнической деятельности, в котором находятся образцы (ткани, металла, пластмассы, дерева, бумаги, стекла). В «Центре науки и природы» есть алгоритмы описания свойств и качества материалов; дидактические игры на закрепление качественных характеристик предметов; имеется всё необходимое оборудование для детского экспериментирования на подгруппу детей.

Таким образом, созданная в группе предметно - развивающая среда, пополняется, корректируются в зависимости от возраста и интересов детей, а также от уровня формирования представлений о предметном мире.

Второй проблемой, с которой я столкнулась в начале работы по данной теме, было то, что я сама не обладала достаточным запасом методов и приемов, необходимых для успешного формирования у детей представлений о мире предметов. Параллельно с совершенствованием предметно - развивающей среды, я начала нарабатывать методы и приёмы по реализации данной темы.

Методы и приёмы формирования у детей представлений о мире предметов

Первая группа - репродуктивные методы, к этой группе относится объяснительно - иллюстративный метод, который предполагает сообщение детям готовой информации разными средствами обучения.

На этом этапе использую такие формы работы, как образовательная деятельность: провожу первично - ознакомительную деятельность, ходе которой использую демонстрационные и учебные пособия (отчётливые и правильные представления); рассматривание иллюстрированного и познавательного материала; игры с предметами; эмоциональный рассказ.

Наглядный метод - использую тщательный отбор наглядного и демонстрационного материала. Много пособий изготовила своими руками.

Игровые методы - это и игрушки, герои произведений, сюрпризные моменты и элементы новизны. Стараюсь настроить детей на желание разгадать секрет, отгадать загадку или просто порадоваться, удивиться.

Когда вижу, что у детей имеется необходимый багаж знаний, начинаю применять углублённо - познавательный тип организованной деятельности, уже с целью закрепить, уточнить, расширить конкретные представления о предметах, учу устанавливать причинно - следственные связи между предметом и его использованием; группировать предметы по назначению, происхождения и т. д.

Важной и интересной частью работы по данной теме, на мой взгляд, является ознакомление детей с прошлым и настоящим знакомых предметов, а также с их будущим (в старшем возрасте - развитие воображения, творческих способностей при преобразовании предметов). На примере историй предметов посуды, мебели, одежды, туалетных принадлежностей и т. п. расширяю представления детей о том, как выглядели эти вещи в далёком прошлом, как человек, удовлетворяя свои потребности, изобретал, преобразовывал и усовершенствовал предметы для своих нужд, а идеи заимствовал у природы.

Образовательная деятельность такого типа проходит в форме игр - путешествий в прошлое предмета, например, «Путешествие в пошлое стула», «Путешествие в прошлое телефона» и т. п.

Словесный метод и такой приём как художественное слово использую в соответствии с темой, использую вопросы, направленные на воспитание бережливости, аккуратного обращения с предметами, на осознание того, что взрослые много трудятся над созданием вещи и результаты их труда необходимо беречь.

С целью закрепления полученных знаний использую дидактические игры, к сожалению, выбор готовых игр по данной теме небольшой, поэтому много авторских игр создаю своими руками.

Следующим этапом становления моего опыта стало введение продуктивных методов.

Значительное место в работе занимает исследовательский метод, представленный элементами исследовательского поиска.

Основными составляющими являются опыты и эксперименты, в процессе исследовательской деятельности дети учатся видеть проблему, выдвигать гипотезу, задавать вопросы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, высказывать суждения. Делать выводы и умозаключения детям помогают алгоритмы (условные символы). В старшем возрасте дети с их помощью самостоятельно зарисовывают результаты опытов.

В связи с приказом N 655 от 23. 11. 2010 года об утверждении введении в действие ФГТ к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования, мною была пересмотрена деятельность по развитию представлений о предметном мире, стала использоваться интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Безопасность», «Познание», «Здоровье», «Чтение художественной литературы», «Художественное творчество». Наибольший интерес у детей вызывает последняя образовательная область, т. к. используя в работах нетрадиционные техники, они при наименьших затратах достигают желаемый результат и получают при этом «море» эмоций.

Полноценная работа и положительный результат по формированию представлений о мире предметов, были бы невозможны без родителей - наших помощников и единомышленников, которые с радостью откликаются на все предложения, творчески подходят к порученному делу, предлагают и реализуют оригинальные идеи, с удовольствием участвуют в разнообразных мероприятиях.

В работе с родителями использую различные формы работы:

1. Мини - музей «История одежды», «Что можно сделать из металла?»

2. Выставка познавательных плакатов и ширм «Истории обычных вещей»

Таким образом, в результате проведённой работы, я могу отметить, что предметный мир имеет большое значение в приобщении ребёнка к социальной действительности.

Решение задач по теме стало возможным при условиях:

1. Создание творческой предметно - развивающей среды.

2. Подобранным методам и приёмам.

3. Взаимодействию с родителями.

Список литературы

О. В. Дыбина «Игровые технологии ознакомления дошкольников с предметным миром»/ Педагогическое общество России, Москва 2008 год

О. В. Дыбина «Из чего сделаны предметы»/ Творческий центр «Сфера», Москва 2010 год

О. В. Дыбина «Что было до…» Игры- путешествия в прошлое предмета.

С. А. Козлова «Мой мир»/ «Линка-пресс», Москва 2002 год.

А. Н. Давидчук, Л. Г. Селихова «Дидактическая игра- средство развития дошкольников 3-7 лет», Творческий центр «Сфера», Москва 2013 год

В. А. Дергунская, А. А. Ошкина «Игровая образовательная деятельность дошкольников» / ООО «Центр педагогического образования»,2013 год

О. В. Дыбина «Рукотворный мир»/Творческий центр «Сфера», Москва 2011 год

Публикации по теме:

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Игровые технологииИгровые технологии Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий окружающего мира.

Игровые технологии по теме «Пчела»Игровые технологии по теме «Пчела» Игровое упражнение " Пчёлки на лугу ". - Ты куда спешишь, пчела? - Извините, ждут дела! Каждый луговой цветочек Ждёт меня с утра до ночи.

Игры по ознакомлению детей 3–4 лет с предметным и социальным окружениемИгры по ознакомлению детей 3–4 лет с предметным и социальным окружением Во второй младшей группе ознакомление детей с окружающим миром целесообразнее проводить в игровой форме, включать во время занятий дидактические.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с предметным окружением, социальным миром, с миром природы Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию комплексно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе по образовательной области.

Комплексно-тематическое планирование по ознакомлению детей с предметным окружением, социальным миром и миром природы ( II часть продолжение) Месяц: Декабрь 1-ая неделя. Лексическая тема: «Временные представления» Совместная образовательная деятельность:.

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Что лучше: бумага или ткань?»Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Что лучше: бумага или ткань?» Апрель. 3 неделя Ознакомление с предметным и социальным окружением "Что лучше: бумага или ткань"? Задачи: закреплять знания детей о бумаге.

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Предметы-помощники» в подготовительной группеКонспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением «Предметы-помощники» в подготовительной группе Задачи: Познакомить детей с предметами, облегчающими труд людей на производстве (калькулятор, робот, компьютер, станки). Расширять представление.

Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе «Знатоки»Конспект НОД по ознакомлению с предметным и социальным окружением в подготовительной группе «Знатоки» Цель: Расширять представления детей о предметах рукотворного мира. Задачи: Образовательная: закреплять представления детей о богатстве рукотворного.

Конспект занятия во второй младшей группе по ознакомлению с предметным окружением «Смешной рисунок» Цель: в процессе действий познакомить детей с бумагой, ее свойствами, привлечь детей к деятельности творческого характера. Материал: чистые.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии по ознакомлению дошкольников с предметным миром
Опубликовано: 3 июля 2020 в 21:08
+29Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игровые технологии по ознакомлению дошкольников с предметным миром» (включая файлы) размещена пользователем елена быкова (УИ 2076299) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД