Елена Маликова
Игровые технологии в процессе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Игра - это жизненная лаборатория детства, дающая тот аромат, ту атмосферу молодой жизни, без которой эта пора была бы бесполезна для человечества.
В игре, в этой специальной обработке жизненного материала, есть самое здоровое ядро разумной школы детства».
Станислав Теофилович Шацкий.
Мир входит в жизнь детей постепенно. Сначала ребенок познает то, что окружает его дома, в детском саду. Со временем его жизненный опыт обогащается, при этом немалую роль в познании играют ежедневные впечатления от общения с людьми.
Публикация «Игровые технологии в процессе сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Средняя группа
- Темочки
Дошкольный возраст — это возраст, когда складываются и развиваются сенсорные процессы. Поэтому сенсорное развитие, в процессе сенсорного воспитания, в этот период занимает важнейшее место, так как является еще и основой для умственного развития.
Полноценному восприятию окружающей действительности помогают дидактические игры, которые служат основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт.
Сенсорное развитие дошкольников включает две взаимосвязанные стороны: усвоение представлений о разнообразных свойствах и отношениях предметов и явлений,а тек же овладение новыми действиями восприятия, позволяющими более полно и объёмно воспринимать окружающий мир. Следовательно, сенсорное развитие – это развитие ощущений и восприятий, представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира с помощью подсистем организма: зрения, слуха, осязания, обоняния, вкуса.
Сенсорное развитие осуществляется в процессе сенсорного воспитания.
В нашем образовательном учреждении имеется сенсомоторный уголок с множеством пособий и игр по сенсорному развитию детей младшего дошкольного возраста.
Направление сенсомоторного уголка :
-для стимуляции сенсорных функций (зрение, осязание, слух, обоняние и т. д.);
- развития мелкой моторики, стимуляции двигательной активности;
-снятия мышечного и психоэмоционального напряжения, достижения состояния релаксации и комфортного самочувствия детей;
- создания положительного эмоционального фона, повышения работоспособности ребенка;
- активизации когнитивных процессов (мышления, внимания, восприятия, памяти);
- повышения мотивации к самостоятельной и экспериментальной деятельности ребенка.
При ознакомление детей с сенсорными эталонами, используется игровой персонаж. Сказочный герой помогает ребятам освоить азы сенсорики, тактильных ощущений, способствует лучшему запоминанию и усвоению программы при помощи игровых приемов. Все мероприятия побуждают детей к активному взаимодействию друг с другом, с окружающим миром. Дети узнают о создании и предназначении предмета, играют и экспериментируют с представленными в сенсорном уголке экспонатами и в процессе игры обогащают свой чувственный опыт. В постоянной смене деятельности, при активном взаимодействии ребенка и предмета происходит то, ради чего и создан этот уголок.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у ребенка не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия. С помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, расположении в пространстве, качестве использованных материалов. С этой целью используются различные виды деятельности, прямо или косвенно способствующие развитию тактильно-двигательных ощущений:
- лепка из глины, пластилина, теста;
- рисование пальцами, кусочком ваты, бумажной «кисточкой»;
- игры с крупной и мелкой мозаикой, конструктором (металлическим, пластмассовым, кнопочным);
- собирание крупных пазлов;
- сортировка предметов (камушки, пуговицы, желуди, бусинки, фишки, ракушки, разных по величине, форме, материалу.
Мною подобран комплекс интересных, доступных и познавательных для детей игр для сенсорного развития и разработана система педагогической работы, направленная на сенсорное развитие у детей младшей дошкольной возрастной группы посредством дидактических игр.
Все дидактические игры делятся на три основных вида: игры с предметами, настольно-печатные и словесные игры.
В играх с предметами я использую игрушки и реальные предметы. Играя с предметами, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов. Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. («Чего не хватает?», «Домик», «Сложи пирамидку»).
Словесные игры (народные загадки, «Молчанка», «Запретное слово») построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети познают окружающий мир, углубляют приобретенные знания в новых связях, в новых обстоятельствах, также на развитие речи и правильной ориентировки в пространстве.
Настольно-печатные игры - интересное занятие для детей («Собери картинку», «Логические головоломки Красноухова», «Сложи квадрат», «Собери автомобиль»). Задача этого вида игр - учить детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей составлять целый предмет, устанавливать сходства и различия предметов, учатся сравнивать и выделять признаки предметов.
На протяжении нескольких лет работы с детьми младшего дошкольного возраста я вела наблюдения и пришла к выводу, что дети обычно испытывают некоторые затруднения при освоении сенсорных эталонов, но основная группа детей справляется с задачами хорошо. С детьми, которые не справляются с этими задачами, провожу индивидуальную работу. Зная уровень подготовленности каждого воспитанника, работу по отбору дидактических игр я строю с учётом интересов детей, а также близким опыту детей с постепенным усложнением дидактических задач и игровых правил. Когда ребёнку интересно играть, обучение проходит более успешно и результативно.
Соблюдение правил в игре требует от детей определённых усилий воли, умения обращаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции. Используя дидактическую игру в воспитательно - образовательном процессе, через её правила и действия у детей формируются корректность, доброжелательность, выдержка.
В работе по сенсорному развитию для детей младшей возрастной группы, используются следующие виды дидактических игр:
1. Игры на различение основных цветов: «Бантики для котят» (предложить подобрать необходимый цвет для предмета, «Грибочки», «Весёлые бусы» (предложить по памяти собрать бусы из разноцветных кружков в соответствии с образцом, «Красивый петушок»,«Разложи в бутылочки по цвету» (учить различать и называть цвета)«Закончи картинку» («Яблонька», «Цыплята», «Самосвал», «Ёжик», «Ракета», «Машина и светофор», «Разноцветные бусы», «Разноцветные трубочки»,«Бабочки и цветочки», «Половинки», «Собери автобус»,«Волшебные коврики». Дети учатся группировать, соотносить предметы по цвету, развивать координацию движений рук.
2. Игры на различение величины предметов: «Цыплята на лужайке», «Собери пирамидку», «Большой-маленький», «Посади ёлочки», «Яблочки». «Большие и маленькие бусы", "Большая и маленькая куклы", «Соберём башенку", «Сбор фруктов", «Какой мяч больше», «Угости зайчика». Дети учатся различать, чередовать, группировать предметы по величине; собирать башню, ориентируясь на образец, располагая кольца по убывающей величине; развивать глазомер детей при выборе по образцу предметов определённой величины.
3. Игры на закрепление знаний о форме: «Закрой окошки», «Разложи бусинки», «Закончи картинку», «Светофор», «Волшебная книжка-малышка», «Собери автобус», «Чудесный мешочек», «Нанизывание бус разной формы", «Геометрическое лото", «Какой это формы», «Круг, квадрат», «Волшебная коробочка», «На что похоже?». Дети учатся различать, группировать предметы по форме, вставлять предметы данной формы в соответствующие для них отверстия; упражняются правильно соотносить несколько предметов с одним и тем же геометрическим образцом.
4. Игры на закрепление понятий «Большой - маленький», «Много -мало» и основных цветов: «Ёлочки и грибочки»", «Пирамидки», «Подкати большой, маленький мяч», «Собери матрёшку».
5. Игры и упражнения на слуховое восприятие: упражнения: «Как гром гремит?», «Как дождь стучит?», «Громко топает слон», «Тихо топает слоненок» и т. д. Игры: «Узнай по голосу», «Кто как кричит?», «Какой инструмент играет?», «Звуки высокие и низкие», «Чей домик?», «Угадай, кто позвал?».
6. Игры, активизирующие движения, сочетающие с решением умственных задач, которые закрепляют знания детей : «Найди свою пару», «Найди свой домик», «Найди домик для фигуры». В таких играх дети бегают, разыскивая тот домик, к которому прикреплен флажок или ленточка такого же цвета, какая привязана у них к руке.
Для ориентации в пространстве включаю игры и упражнения: «Где лежит, стоит?», «Поставь на место», «Далеко-близко», «Высоко-низко», «Справа-слева», «Вниз-вверх».
Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что ведущей формой сенсорного развития являются дидактические игры. Посредством игровой деятельности у детей развивается познавательная активность, пробуждается интерес к обучению.
Важно отметить, что каждая игра дает упражнения, полезные для умственного развития детей и их воспитания. Роль дидактических игр в сенсорном воспитании очень велика. Дидактическая игра помогает ребенку узнать, как устроен окружающий мир и расширить его кругозор.
Дидактический материал подбираю с учё том следующих принципов: принцип наглядности, принцип доступности и прочности, систематичности и последовательности. Особый акцент я делаю на подбор игрушек, организацию развивающей среды, сферу общения, опираясь на возрастные познавательные способности детей.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого педагога. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, мы педагоги могли быть уверенными в том, что в результате получим гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания.
Подводя итоги сказанного, хочу сказать, что применение игровых технологий в моей работе помогает влиять на качество образовательного процесса и позволяет осуществлять текущую коррекцию его результатов, так как обладает двойной направленностью: на повышение эффективности воспитания и обучения детей и на снятие отрицательных последствий образования. Игра – это важный вид деятельности в младшем дошкольном возрасте, и я стараюсь организовать ее так, чтобы каждый ребёнок, проживая дошкольное детство, мог получить эффективное сенсорное воспитание, которое пригодится ему в жизни.
Список литературы:
1. Башаева Т. В., Развитие восприятия у детей. Форма, цвет, звук. - Ярославль: Академия развития, 2014г. ;
2. Венгер Л. А., Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» - М. : Просвещение 2017г. ;
3. Венгер Л. А., «Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет» – М. : Просвещение, 2015г. ;
4. Венгер Л. А. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников «– М. : Просвещение, 2019г. ;
5. Маханева М. Д., Рещикова С. В. ,. «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет».
6. Немов Р. С., Психология – М. : Гуманист. изд. Центр ВЛАДОС, 2016г. ;
7. Новоселова С. Л., Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста. –М. : Просвещение, 2015г. ;
8. Пилюгина В. А., Сенсорные способности малыша : Игры на развитие восприятия цвета, формы, величины у детей раннего возраста. – М. : просвещение. АО «Учеб. мет» 2014г. ;
9. Пилюгина Э. Г., «Игры-занятия с малышом от рождения до 3-х лет»
10. Янушко Е. А., «Сенсорное развитие детей раннего возраста». Издательство «Мозаика» - Синтез 2018 г. ;
11. Планирование работы в детском саду с детьми 2 – 3 лет. Методические рекомендации для воспитателей по программе «Радуга». Москва. «Просвещение 2015 г.