Лучший педагог года

Игровые технологии в развитии и профилактике нарушений фонематического восприятия у дошкольников

Сорокина
Игровые технологии в развитии и профилактике нарушений фонематического восприятия у дошкольников

Игровые технологии в развитии и профилактике нарушений фонематического восприятия у дошкольников

В данной статье рассмотрена одна из проблем правильного и своевременного речевого развития ребенка дошкольного возраста. Проанализированы особенности фонематического восприятия дошкольников. Раскрыты компоненты фонематического восприятия и условия его правильного формирования.

Публикация «Игровые технологии в развитии и профилактике нарушений фонематического восприятия у дошкольников» размещена в разделах

Тезисы:

фонематическое восприятие / фонематические способности / речь / развитие речи / дошкольники / phonemic perception / phonemic abilities / speech / speech development / preschool children.

Проблема восприятия фонем у детей с различным уровнем развития речевого аппарата стоит достаточно остро на данный момент. Под восприятием фонем в различных источниках понимается:

a. Функция психики, приводящая к фонематическим изменениям речевого потока. Это специфические психическая деятельность по осуществлению операций выделения, изучения, и различения фонем;

b. Умение воспринимать и различать фонемы (звуки речи) составляющие звуковую оболочку слова.

В статье мы опираемся на следующие определение фонематического восприятия – это способность к восприятию звуковой стороны речи, фонем, умение различать звуки и их последовательность в словах.

В нарушение функций фонематического восприятия приводит к снижению фонематического слуха. Недостаточное развитие фонем на слух и в произношении, снижает развитие у детей готовности к слуховому анализу. Определение степени тяжести фонематического недоразвития очень важно, для правильной диагностики, следовательно, для определения направления КР (коррекционной работы) и правильного ее планирования.

Можно выделить два этапа по формированию фонематического восприятия.

Первый этап подготовительный. Это коррекционно - развивающая работа. У детей развивается в процессе игры, способность узнавать и различать неречевые звуки. Одновременно у детей развивается внимание и слуховая память. Для коррекционной работы над восприятием фонем (фонематическим восприятием) у детей, предлагаем вам придумать сказочного персонажа. У нас это волшебный зайка и зовут его Ушастик. Ушастик, друг детей и он помогает попасть деткам в волшебную страну «Слушандию» и услышать все волшебные звуки. Помните, что вся работа происходит в игровой форме, только через игру ребенок сможет обучиться и у него будет желание и понимание, так важное для нашей успешной, совместной работы. Ушастик предлагает ребятам научиться слышать то, что они никогда не слышали, или слышать то, на что они никогда не обращали внимание, и поиграть с ним в различные игры в волшебном царстве.

Важно помнить, что должна быть в игре цель, цель должна быть долгосрочная. Ребенок понимает, что, например, когда он начнет слышать он получит какой-то бонус, например, большую наклейку или шарик. Цель для нас конечно долгосрочная и стратегическая, но для ребенка это игровая цель. Мы помним, что ведущая деятельность у дошкольника игровая.

Далее приводятся разработанные нами игры, направленные на развитие фонематического восприятия с участием нашего сказочного персонажа - зайки Ушастика. Для детей мы разработали интересный сюжет, он поможет ребятам переходить от этапа к этапу, не теряя интерес к путешествию. Приведем в пример две игры с проблемными ситуациями.

Игра первая – «Найди такую же коробку»

Цель: развить слуховое восприятие. Для игры используются пластиковые контейнеры из «Kinder» сюрпризов.

Ход игры: Ушастик просит детей попробовать услышать, где из предложенных коробочек находится соль. Коробочки парные, что бы звук не различался в них насыпано одинаковое количество сыпучего материала (соль, мука, рис, горох). Вы можете использовать свои крупы или сыпучие материалы, важно, чтобы они были парными. Одну коробочку (например, с солью, мы кладем перед ребенком, другая остается у взрослого. Просим найти такую же коробочку из оставшихся, тесть с таки же звучанием.

Игра вторая – «Высоко низко»

Цель: развить понимание высокого голоса.

Ход игры: Дети идут по кругу, персонаж (от него действует взрослый, на музыкальном инструменте воспроизводит высокие и низкие звуки. Услышав высокие ноты, дети приподнимаются на носочки, услышав низкие ноты – приседают.

На втором этапе (основном) ведется коррекционная работа над звуками речи. Путешествие с нашим героем продолжается. В этом этапе включены игры, адресованные на фонематический анализ, синтеза представлений, и на различие слов близких по фонетическому составу.

Приведем ниже две игры.

Игра первая - «Придумай»

Цель: развитие фонематических представлений.

Ход игры: «Ушастик» задает условия, а дети, основываясь на имеющемся у них опыте, выполняют задание.

«Придумай слово, начинающееся на звук…» :

• придумай 3,4,5 слов, начинающихся на звук…;

• найди картинку с 3 звуками (какой звук вы сегодня проходите, не называя его;

• найди слово со звуком в заданном месте (в начале, в конце, в середине слова)

Помните, что наша основная задача не навреди, и если вы видите, что ребенку сложно, то звуки можно простучать, например, или можно положить руку под подбородок опираясь локтем ан стол и попробовать сказать слово по слогам, считая сколько раз опустился подбородок. Еще интересный лайфхак из практики, можно позвать слово по слогам приглашая его к себе, в момент того как слово произносится по слогам рукой махать к себе, считая слоги. Вы сами видите уровень возможностей ваших деток, используйте и модернизируйте упражнения. Главное для ребенка, что бы на занятии он оставался в состоянии успеха, даже при вашей помощи. Фонематическое восприятие — это не врождённый фактор, его можно и нужно развивать.

Игра вторая – «Расставь по местам»

Цель: развитие фонематических представлений

Ход игры: «Ушастик», рассказывает стишок, и ребята выбирают из слов (близких по звуковому составу) предметы, нарисованные на картинке, правильное слово тем самым отвечая в стихотворении. Непосредственно перед заданием просмотрите с воспитанником изображения и посмотрите знакомы ли ему они, не вызывают ли сложности, при возникновении сложностей, расскажите, что на карточке, для того что бы малыш знал.

Я тебе задачу дам – все расставить по местам:

Что сказали мы зимой? Что построили с тобой?

На крючок в реке попал? Может все, хоть ростом мал?

Слова для выбора: дом, ком, сом, гном.

Я опять задачу дам – все расставить по местам:

Что стащил игривый кот? Детям мамочка плетет?

С горы спускается, течет? Что за скользкий, ровный лед?

Слова для выбора: каток, паток, венок, моток.

Представленные методические рекомендации по развитию фонематического слуха, средствами проблемных игровых ситуаций будет содействовать становлению фонематического восприятия. Конечно мы не специалисты, чтобы ставить диагнозы, и, если вы видите, что у ребенка сложности с фонематическим восприятием, его нужно отправить к специалисту логопеду- дефектологу. Восприятие фонем (фонематическое восприятие) требует развития, и здесь мы можем с вами включить игры на развитие фонематического слуха в свою работу.

Мы надеемся, что развивающие (дидактические) игры в процессе формирования фонематического слуха воспитанников, помогут вам заинтересовать ребенка, легко включат его в игровой процесс, развить слуховое внимание ребенка, память, а также сформировать навыки распознавания неречевых звуков, дифференцировать высоту, силу, тембр голоса и многое другое.

Желаем вам удачи и конечно вдохновения в вашей ежедневной деятельности.

Список литературы:

1. Голубева Г. Г. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников СПб. : Изд-во РПГУ им. А. И. Герцена: Союз 2000

2. Горбенко Е. Л. Формирование фонетического слуха у дошкольников/, имеющих речевые нарушения // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. заоч. науч. конф. – СПб. : Реноме 2012.

3. Конькова Н. В. Подготовка дошкольников с нарушениями речи к звуковому анализу. Формирование понятия «неречевой звук». – М. : Сфера. – 2013. - №2. –с. 14

4. Логопедия. Методическое наследие. / Под ред. Л. С. Вылковой, В. И. Селивертова.

5. Фонетико – фонематическое и общее недоразвитие речи. – М. : Гуманит. изд. центр Владос, 2004

Публикации по теме:

Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами ДОУ Конспект интегрированного занятия «Здоровьесберегающие технологии в развитии речи дошкольников, применяемые в совместной деятельности специалистами.

Дидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗДидактические игры на развитие фонематического восприятия в средней группе детей с ОВЗ Развитие речи у детей младшего дошкольного возраста происходит особенно быстро: быстро, как ни в каком другом возрасте пополняется словарный.

Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников»Фотоотчёт о работе с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Фотоотчёт работы с детьми «Игровые технологии как средство развития познавательных интересов старших дошкольников» Игровые технологии являются.

Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятияИгры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Игры для развития слухового внимания и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке.

Консультация «Работа над развитием звукопроизношения и фонематического восприятия в младшей группе» В этой группе занятия проводятся фронтально. Подготовительные упражнения для развития пластичности и подвижности языка даются в профилактических.

Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников»Мастер-класс для педагогов «Интерактивные технологии в развитии связной речи дошкольников» Цель мастер класса – повышение уровня педагогической компетентности при использовании интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников.

Мастер-класс «Использование технологии «Синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников» Цель: дать представление об использовани инновационного метода (технологии) «синквейн» в речевом и познавательном развитии дошкольников».

Методическая разработка «Игровые технологии в развитии познавательной активности детей младшего возраста с ОВЗ» Уважаемые коллеги и родители предлагаю вашему вниманию методическую разработку для воспитателей и дефектологов районного методического объединения.

Многофункциональное оборудование по профилактике нарушений ОДА «Разноцветная лесенка»Многофункциональное оборудование по профилактике нарушений ОДА «Разноцветная лесенка» Авторское многофункциональное оборудование по профилактике нарушений ОДА «Разноцветная лесенка» изготовлено родителями воспитанника нашего.

Развивающее пособие по профилактике нарушений ОДА у детей «Веселые картинки»Развивающее пособие по профилактике нарушений ОДА у детей «Веселые картинки» Добрый день, уважаемые коллеги! В настоящее время одной из актуальных проблем детей дошкольного возраста является нарушение у детей осанки,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии в развитии и профилактике нарушений фонематического восприятия у дошкольников
Опубликовано: 19 сентября 2020 в 08:04
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД