Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

Лилия Михайлова
Консультация для воспитателей «Игровые занимательные задачи для дошкольников»

Ребенок в процессе решения проблемных задач открывает для себя те законы, правила, принципы, которые составляют главное достояние человечества. Он не получает их в готовом виде, и приобщается к творческому процессу путем открытия нового.

Нередко подготовка детей к школе сводятся к обучению их счету, письму, чтению. Между тем, исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объем знаний, умений, навыков, а те, которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое. Поэтому главной целью дошкольного образования должно стать всестороннее развитие ребенка: развитие его мотивационно-волевой сферы интеллектуальных и творческих способностей.

Публикация «Консультация для воспитателей „Игровые занимательные задачи для дошкольников“» размещена в разделах

Задача, стоящая перед педагогом дошкольного учреждения существенно отличается от задачи учителя школы: она состоит не в передаче математических знаний и навыков, а в приобщении детей к материалу, дающему пищу воображения, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка.

Игровые занимательные задачи

содержатся в разного рода увлекательном математическом материале. На занятиях по ФЭМП такой материал включают в ход занятия или используют в конце его, когда наблюдается снижение умственной активности детей. Головоломки целесообразны при закреплении представлений ребят о геометрических фигурах, их преобразовании: загадки, задачи – шутки уместны в ходе обучения решению арифметических задач, в самом начале занятия используются несложные занимательные задачи в качестве «умственной гимнастики». Во внеучебное время занимательные математические игры можно использовать для организации самостоятельной деятельности детей. Такие игры формируют важные качества личности ребенка: самостоятельность, наблюдательность, находчивость, сообразительность, смекалка, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения, дети учатся планировать свои действия, обдумывать свои действия. Эта работа активизирует мыслительную и творческую деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере он потом не трудился.

Занимательность математическому материалу придают игровые элементы, содержащиеся в каждой задаче, логическом упражнении, развлечении. Например, в вопросе: «Как с помощью двух палочек сложить на столе квадрат?» - необычность его постановки заставляет ребенка задуматься в поисках ответа, втянуться в игру воображения.

Из всего многообразия головоломок наиболее приемлемы

головоломки с палочками.

Их называют задачами на смекалку геометрического характера. Задачи на смекалку можно объединить в 3 группы:

1. Задача на составление фигуры из определенного количества палочек: составить 2 равных квадрата из 7 палочек.

2. Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек: в фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 4 палочки, оставив 1 прямоугольник.

3. Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения фигуры: в фигуре, похожей на ключ, переложить 4 палочки, чтобы получалось 3 квадрата.

Эти задачи для старшей и подготовительной группы раскрыты

в пособии З. А. Михайловой.

В методике «Палочки Кюирнера»

разработаны занятия по старшей, подготовительной группе. В старшей группе дети знакомятся с комплектом палочек, закрепляют количественный и порядковый счет, образование чисел в пределах 10, учатся сравнивать (6 < 7, 7 > 6, знакомятся с составом числа из единиц, упражняются в уравнивании палочек по сумме. В подготовительной к школе группе дети закрепляют состав числа из 2-х меньших (8 + 1 = 9, учатся складывать и вычитать, выполнять диктанты, составлять изображения и геометрические фигуры.

Игра «Круги Эйлера» или «Игры с обручами»

также предшествует формированию одного из важнейших общеобразовательных умений – умение классифицировать объект и развивает логическое мышление дошкольников. Дети учатся классифицировать предметы по 2 и 3 свойствам (цвет, величина, форма, размещать их в 4 и 8 областях, полученных от пересечения 2-х и 3-х кругов.

Игра с фигурами Дьенеща

также интересная для детей.

48 геометрических фигур характеризуются четырьмя признаками: форма, цвет, величина, толщина. Игры с фигурами Дьенеща разнообразны и не ограничиваются вариантами. Часто дети самостоятельно придумывают игровые задания. Например, «составление цепочки» по правилам: чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету фигур или одинакового размера и т. д.

Развитию логического мышления, сменами и сообразительности способствуют

логические задачи и упражнения.

Например: Какая фигура лишняя? Почему? Чем отличается одна картинка от другой? Какой фигуры не хватает? Чем 6 фигур одной группы отличаются от фигур другой группы? И задачи, например: Незнайка, Буратино и Винни-Пух собрались на прогулку и взяли с собой в дорогу банан, помидор, апельсин. Что взяли каждый из них? Если Незнайка взял не круглое, а Винни-Пух – не красное? Что общего между лисой и стулом? Почему летит мыльный пузырь? и т. д.

Особое место среди математических развлечений занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц, домов, кораблей из специальных наборов геометрических фигур. Детей увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное.

Это игры «Тинграм», «Пифагор», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо».

Дети учатся анализировать способы расположения частей, рассказывать и планировать ход составления.

Игры посложнее, это: «Вьетнамская игра», «Волшебный круг», «Пентамино».

Здесь сложнее анализ, членение формы составляемого предмета на составные части, а также способы соединения одной части с другой.

Игра «Кубики сома» или «Кубики для всех»

развивает образное и логическое мышление, самостоятельность поиска решения, настойчивость. Из конструктора дети складывают объемные фигуры: дома, башни, пирамиды и т. д.

Математические игры интересны для детей, эмоционально захватывают их.

А процесс решения, поиска ответа, основанный на интересе и задаче, невозможен без активной работы мысли. Этим положением и объяснением значение занимательных задач в умственном и всестороннем развитии детей. Занимательный математический материал является хорошим средством воспитания у детей уже в дошкольном возрасте интереса к математике, к логике и доказательности рассуждений, желания проявить умственное напряжение, сосредотачивать внимание на проблеме.

Публикации по теме:

Дошкольная академия!Дошкольная академия! Дошкольная академия создана в 1991 году. Основанием для открытия таких групп было желание родителей, как можно раньше выявить интересы.

Нетрадиционные формы работы в непосредственной образовательной деятельности по математике Процесс формирования элементарных математических представлений у дошкольников занимает центральное место в подготовке ребенка к школе. По.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Игровые занимательные задачи для дошкольников»
Опубликовано: 20 апреля 2014 в 17:08
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 21.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД