Маргарита Юрьева
Игры для дифференциации звуков
▼ Скачать + Заказать документы
Часто после постановки и автоматизации звука, ребенок в речи смешивает этот звук с оппозиционным, взаимно их заменяя в словах. Например звуки [к]-[т], [с]-[ш], [л]-[в], [л]-[р] и т. д. Чтобы этого не происходило, необходимо развивать фонематический слух у ребенка и дифференцировать автоматизированный с оппозиционным. Для этого могут использоваться следующие игры и упражнения:
Публикация «Игры для дифференциации звуков» размещена в разделах
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Дифференциация, автоматизация звуков. Дидактические игры
- Игры для детей
- Обучение грамоте. Игры, дидактические пособия
- Темочки
• «Разложи по цвету». Ребенку предлагают соотнести звук с определённым цветом. Например, звук [с] – синий, а звук [ш] – желтый. Когда педагог произносит слог со звуком [с], ребенок повторяет его, берет крышечку синего цвета и кладет в синий стаканчик. Соответственно слог со звуком [ш] – крышечка желтого цвета и желтый стаканчик. Для детей старшего дошкольного возраста потом можно предложить сравнить или посчитать количество крышек в каждом стаканчике и выяснить, какой звук победил.
• «Солнышко-дождик». Педагог произносит слоги, ребенок повторяет их, рисуя соответственно лучик у солнышка или капельку у тучки. Например звук [с] – солнышко, звук [ш] – тучка.
• «Домики для букв». Потребуются счетные палочки. Ребенку предлагают «строить» домики для букв С и Ш. Домик для буквы С будет зеленого цвета, а для Ш – желтого. Когда педагог произносит слог со звуком [с] – ребенок повторяет его и берет палочку зеленого цвета, соответственно со звуком [ш] – желтого.
Дифференциация в словах:
• «Угадай-ка». Педагог произносит слово, пропуская нужный звук. Ребенок должен угадать слово и произнести его правильно (ма…ына, коле…о).
• «Картинки для кукол». Двум куклам даются имена, например Света и Даша. Ребенок «дает» Свете картинки со звуком [с], а Даше – со звуком [ш].
• «Назови правильно». Педагог называет слова, заменяя звуки на оппозиционные, ребенок должен назвать слово правильно (сыска, шобака).
• «Мой, моя, мое». Ребенок берет картинку, называет ее. Картинки со звуком [с] – берет себе, а со звуком [ш] – отдает педагогу или кукле. В конце можно посчитать картинки и узнать, кто победил. Лучше если чаще будет побеждать ребенок.
• «Посели картинки в домик». Ребенок раскладывает картинки по домикам в соответствии с наличием звука (картинки со звуком [ш] – в один домик, со звуком [с] – в другой). Для разнообразия можно использовать разные этажи у дома, корзиночки, вагончики и т. д.
• «Укрась елочку». Ребенку предлагают две улочки, на который он будет «вешать» украшения из картинок. Их лучше вырезать в виде разный игрушек. На одну елочку украшения со звуком [с], на другую – со звуком [ш]. Можно аналогично использовать бабочки на цветах, снежинки на окне, цветы на клумбе и т. д.
Автоматизация в предложениях и связной речи.
Для дифференциации звуков в предложении используются те же игры и упражнения, что и при автоматизации. Например: «Нелепицы», «Подружи слова в предложении», чистоговорки, «Составь предложение по картинке», «Увеличь предложение», пересказ, составление рассказа по серии картин и по сюжетной картине. Необходимо следить, чтобы предложения и тексты были насыщены дифференцируемыми звуками.