Игры для формирования звукопроизношения. Формирование шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]

Татьяна Чернева
Игры для формирования звукопроизношения. Формирование шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]

Тишина

Цель. Автоматизация звука ш.

Описание игры. Водящий стоит у одной стены, а все остальные дети — у противоположной. Дети должны тихо, на цыпочках по-дойти к водящему; при каждом неосторожном движении водящий издает предостерегающий звук ш-ш-ш, и нашумевший должен оста-новиться. Кто первым тихо дой-дет до водящего, сам становится водящим.

Лес шумит

Цель. Автоматизация звука ш.

Описание игры. Педагог вспоминает с детьми, как летом они ходили в лес и видели там высокие деревья, у них зеленые верхушки, веточек и листьев много. Набежит ветерок и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш-ш-ш.

Педагог предлагает детям поднять руки вверх, как веточки у деревьев, и пошуметь, как деревья, когда на них дует ветер: ш-ш-ш.

Вариант. Педагог расставляет детей-«деревья» так, чтобы они могли сво-бодно двигать руками. На слова «шу-ми ветерок» дети разводят руки в стороны и равномерно машут ими, одновременно произнося ш-ш-ш. Ес-ли воспитательница скажет: «Ветер веет», дети подражают шелесту ветра звуками ф-ф-ф-ф и еще быстрее ма-шут руками.

Поезд

Цель. Автоматизация звука ш в сло-гах и словах.

Описание игры. Дети становятся друг за другом, изображая поезд. Впереди поезда паровоз (кто-либо из детей). Поезд отправляется по команде «По-шел, по-шел, по-шел». Темп посте-пенно ускоряется. Подъезжают к станции (условленное место или по-стройка из кубиков) и говорят: «При-шел, при-шел, при-шел» (замедленно: ш, ш, ш — выпустил пар). Затем дает-ся звонок, свисток — и движение воз-обновляется.

Примечание. Можно ввести в игру семафор, продажу билетов. Можно усложнить игру — дети будут изоб-ражать разные поезда, например ско-рый и товарный. Скорый движется под звуки шу-шу-шу – (быстро, то-варный — шшшу-шшшу (медленно).

Тише, тише: Маша пишет!

Цель. Автоматизация звука ш в предло-жениях. Описание игры. Дети, взявшись за руки, ходят вокруг Маши или Миши (такое имя дается любому выбранному ребенку) и тихо говорят: «Тише, тише: Маша пишет, наша Маша долго пишет, а кто Маше помешает, того Маша догоня-ет».

После этих слов дети бегут в домик (от-веденное педагогом место, а тот, кого Маша осалит, должен придумать и ска-зать слово со звуком ш. Потом выбира-ют новую Машу (или Мишу).

Примечание. Педагогу нужно следить за тем, чтобы дети говорили неторопливо, четко, вполголоса. Если ребенок затруд-няется придумать слово со звуком ш, ему помогают дети или педагог, задав наводящий вопрос («Что ты надеваешь на голову, когда идешь гулять?»).

Машей или Мишей выбираются самые ловкие дети.

Маленькие ножки бежали по дорожке

Цель. Автоматизация звука ш в связ-ном тексте.

Описание игры. Дети строятся в ко-лонну. Педагог предлагает всем пока-зать свои ноги. Дети поднимают их. Педагог говорит, что ножки у них ма-ленькие, но бегают быстро. Дети бе-гут и приговаривают;

Маленькие ножки бежали по дорож-ке,

Маленькие ножки бежали по дорож-ке.

Затем воспитатель говорит, что у медведя ноги большие и идет он мед-ленно:

Большие ноги шли по дороге,

Большие ноги шли по дороге.

Дети несколько раз выполняют со словами ритмичные подражательные движения, то быстрые и легкие, то медленные и тяжелые.

По ровненькой дорожке

Цель. Автоматизация звука ш в связном тексте.

Описание игры. Дети сидят на ска-мейках или траве. Педагог зовет их погулять. Дети идут шеренгой или свободно группируются около пе-дагога. Ритмично шагают под сло-ва:

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке

Шагают наши ножки,

Раз, два, раз, два.

Затем педагог и дети начинают прыгать на двух ногах, слегка про-двигаясь вперед и приговаривая при этом:

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам.

Затем педагог произносит: «В яму бух!» Дети присаживаются на кор-точки. «Вышли из ямы», — говорит педагог. Дети поднимаются и идут, весело приговаривая вместе с педа-гогом: «По ровненькой дорожке…» Движения повторяются.

Затем текст изменяется

По ровненькой дорожке,

По ровненькой дорожке,

Устали наши ножки,

Устали наши ножки.

Вот наш дом,

Там мы живем.

На слова «устали наши ножки» пе-дагог, а за ним и дети слегка замед-ляют движения и с окончанием тек-ста останавливаются. Затем бегут к скамейкам домой и садятся на них.

Игру можно повторить 3—4 раза.

Кот на крыше

Цель. Автоматизация звука ш в связном тексте.

Описание игры. На стуле или скамеечке сидит с закрытыми глазами один из игра-ющих. Он кот. Остальные дети — мышки. Они тихо подходят к коту и, грозя друг другу пальцем, говорят хором вполголо-са:

Тише, мыши. Тише, мыши.

Кот сидит На нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись

И коту не попадись…

После этих слов кот просыпается, говорит «мяу», вскакивает и гонится за мышками. Мышки убегают. Нужно отметить чертой мышкин дом — норку, куда кот не имеет права забегать. Игру можно проводить, пока все мышки, кроме одной, не будут пойманы. Мышка, которую кот не поймал, будет водить, т. е. она будет котом, и игра начинается сначала. Все мышки, которых поймали, должны произнести два-три слова с звуком ш. (Игру можно провести и для дифференциации звуков ш—с.)

Мухи в паутине

Цель. Автоматизация звука ж.

Описание игры. Часть детей изоб-ражает паутину. Они образуют круг и опускают руки. Другие дети изображают мух. Они жужжат: ж-ж-ж., влетая в круг и вылетая из него. По сигналу воспитателя дети, изображающие паутину, берутся за руки. Те, которые не успели выбе-жать из круга, попадают в паутину и выбывают из игры. Игра продол-жается до тех пор, пока все мухи не будут пойманы.

Пчелы и медвежата

Цель. Автоматизация звука ж.

Описание игры. Играющие дети делятся на две группы: одна группа — пчелы, другая — медвежата. Пчелы влезают на гимнастическую стенку (или стульчики). Это улей. Медвежата прячутся за деревом (скамейкой). Услышав сигнал «Пчелы, за медом!», дети спуска-ются на пол, убегают в сторону и, как пчелы, перелетают с цветка на цветок. Медвежата в это время пе-релезают через скамейку и на чет-вереньках идут к улью. На сигнал «Медведи идут пчелы возвращают-ся со звуком ж-ж-ж-ж. А медве-жата быстро выпрямляются и убе-гают.

При повторении игры дети меняют-ся ролями.

Пчелы

Цель. Автоматизация звука ж.

Описание игры. Посредине площадки (комнаты) отгораживают чертой или стульями улей. Все дети —пчелы. Один ребенок — медведь. Он прячется от пчел. Пчелы сидят в улье и хором гово-рят;

Пчелы в улье сидят И в окошечко гля-дят.

Полететь все захотели, Друг за дружкой полетели: Ж-ж-ж-ж-ж-ж.

С жужжанием они разлетаются по пло-щадке, машут крылышками, подлетают к цветам, пьют сок. Внезапно появляется медведь, он стремится попасть в улей за медом. По сигналу «Медведь» пчелы с жужжанием летят к улью. Хватаются за руки, окружают улей и стараются не пропустить медведя. Если пчелам это удается, то назначается новый медведь. Если медведь убежал от пчел, он выби-рает себе помощника, и игра возобнов-ляется с двумя медведями.

Барашек

Цель. Автоматизация звука р в тексте, развитие слухового вни-мания.

Описание игры. На стуле спиной к детям сидит водящий, осталь-ные по очереди подходят к нему и произносят стишки.

Кто по голосу будет узнан, тот заменит барашка,

Барашек, барашек,

Покажи рога,

Дам тебе я сахару,

Кусочек пирога!

Кто я?

Бараны

Цель. Автоматизация звука р в тексте.

Ход игры. Несколько пар детей, стоя друг против друга, взявшись за руки, образуют ворота. Остальные (бараны) подходят к воротам, стучат в них {топают ногами).

Бараны. Тра-тра-тра, тра-тра-тра,

Открывайте ворота! Ворота. Ра-но, рано, вы, бараны, Застучали в ворота. Бараны. Тра-тра-тра, тра-тра-тра, Пропустите в воро-та! Ворота. Вам куда? Вам куда? Не откроем ворота. Бараны. На луга, где трава, А на травушке роса. Ворота. Еще рано вам ту-да, Не откроем ворота. Бараны. Тра-тра-тра, тра-тра-тра, До сви-данья, ворота. Мы придем, когда высохнет трава. (Уходят.)

Пароход

Цель. Постановка и автоматизация межзубного звука л.

Оборудование. Для игры потребуется вода (тазик — в помещении, на улице — ручеек, игрушки; пароход, ма-ленькие куклы, матрешки.

Педагог обращается к детям: «Мы поедем кататься на пароходе. Вы зна-ете, как гудит пароход? Послушайте: ы-ы-ы. Повторим все вместе, как гу-дит пароход.

А теперь положите широкий кончик языка между зубами, закусите его слегка и погудите, как пароход: ы-ы-ы.» Дети гудят. Педагог продолжает: «Пароход может давать несколько гудков». Затем предлагает детям по очереди прокатить на пароходе зай-чика, матрешку и т. п. Фиксируется внимание детей на том, что у них по-лучился звук ллл, когда они прикуси-ли кончик языка.

Знаешь ли ты эти слова?

Цель. Автоматизация звуков л, л' в слогах и словах.

Описание игры. Педагог произно-сит фразу, не договаривая слоги в словах. Кто из ребят первый пра-вильно произносит недостающий слог, тот получает кружок из кар-тона. Набравший большее количе-ство кружков выигрывает.

Девочка еще ма (ла).

Белка спряталась в ду (пло).

По небу плывут об (лака).

У Лены болит ко (лено).

Корова дает мо (локо).

Мила ела яб (локо).

Лида видела в театре ба (лет).

Вася хотел летать на само (лете).

Мы сидим на сту (ле) за сто (лом,

Мойтесь чисто мы (лом).

Утром будит нас бу (дильник).

Ответь на вопросы

Цель. Автоматизация звуков л, л' в словах и фразах.

Оборудование. Картинки, в названии ко-торых имеется звук л: лев, лента, лампа, лейка, лук, лестница, лошадка, самолет, лимон, лыжи, павлин, лиса, листья, бу-дильник, туфли и т. д.

Описание игры. Педагог раскладывает картинки на столе рисунком вверх. Потом он по очереди вызывает детей, задает им вопросы, а ребенок дает полный ответ (например: «Из чего поливают цветы?»«Цветы поливают из лейки»). Разыскивая при этом соответствующую картинку и показывая ее всем детям, громко называ-ет.

Педагогу надо следить, чтобы дети дава-ли полные ответы. К одной картинке можно задать различные вопросы. Например: «Что принесли чинить в ма-стерскую?» Ответ: «В обувную мастер-скую принесли чинить туфли». «Что ку-пила мама в обувном магазине?» Ответ: «Мама купила в магазине туфли».

Помнишь ли ты эти стихи?

Цель. Автоматизация звуков л, л' в словах и фразах.

Описание игры. Педагог приводит ре-бенку выдержки из стихотворений, знакомых детям. Ребенок должен произнести пропущенные слова.

Мяч попал под (колесо, Лопнул (хлопнул)— Вот и все.

Головой кивает (слон, Он слонихе шлет (поклон).

Я привык свои ботинки Чистить щет-кой каждый день. Из костюма все (пылинки) Мне вытряхивать (не лень).

Пальчик, пальчик, где ты (был? С этим братцем (в лес ходил, С этим братцем кашу (ел, С этим братцем песни (пел).

Телефон уже устал, Разговаривать (не стал).

Лошадки

Цель. Автоматизация звука л в тексте.

Описание игры. Одна половина детей изображает лошадок, дру-гая — кучеров. Кучера подходят к стоящим в ряд лошадкам. По-глаживая их по спине, они гово-рят:

Ну и лошадка —

Шерстка гладка,

Чисто умыта

С головы до копыта,

Овса поела

И снова — за дело.

Кучера запрягают лошадок, го-ворят: но-но-но. и уезжают. Ло-шадки цокают языком. Затем дети меняются ролями.

Пила

Цель. Автоматизация звуков л, л’ в тексте.

Описание игры. Дети парами, взявшись руками крест-накрест, пилят дрова и говорят:

Запилила пила, Зажужжала, как пчела, Отпилила кусок, Наскочи-ла на сучок, Лопнула и стала, Начинай сначала.

Образовав новые пары, дети продолжают игру.

Самолет

Цель. Дифференциация звуков л—р.

Описание игры. Педагог, обра-щаясь к детям, говорит: «Сейчас мы будем играть в «самолет». За-ведем мотор самолета: р-р-р.» Дети произносят: р-р-р. и вос-производят руками движения мо-тора. «Завели мотор, и полетел самолет высоко, не видно его, только гул слышен: л-л-л. Как гудит самолет?» Дети: л-л-л.

Найди свою картинку

Цель. Дифференциация звуков л—р в сло-вах.

Оборудование. Картинки, в названии ко-торых есть звук л или р. На каждый звук подбирают одинаковое количество карти-нок.

Описание игры. Педагог раскладывает картинки рисунком вверх, затем распре-деляет детей на две группы и говорит им, что одна группа будет подбирать картин-ки на звук л, а другая — на р. По сигналу педагога из каждой группы к столу под-ходит по одному ребенку. Один берет картинку на звук л, другой — на звук р. Подойдя к своей группе, ребенок хлопает по ладони впереди стоящего и становится в конце группы, а тот, кто оказывается первым, идет за следующей картинкой и т. д. Когда все дети возьмут картинки, обе группы поворачиваются лицом друг к другу и называют свои картинки. При по-вторении игру можно немного видоизме-нить: выигрывает та группа, которая быстрее подберет свои картинки.

Помнишь ли ты эти стихи?

Цель. Дифференциация звуков л, л’, р, р' в словах и фразах.

Описание игры. Педагог читает детям отрывки из стихотворений. Ребенок должен произнести пропущенные слова.

Я на солнышке (лежала, Носик квер-ху (держала, Вот он у меня и (заго-рел).

Ветер по морю (гуляет) И (кораблик подгоняет, Он бежит себе (в волнах) На раздутых (парусах).

Ты у нас не мастер, Ты у нас (лома-стер).

Без окон, без (дверей, Полна горница (людей).

С утра сидит на озере (любитель-рыболов, Сидит (мурлычет песенку, А песенка (без слов). Как песня начи-нается, Вся рыба (расплывается).

Поймай комара

Цель. Дифференциация звуков л, л', р, р' в тексте.

Оборудование. Тонкий прут длиной 1 м 25 см с привязанным к нему шнурком длиной 1/2 м, на конце которого комар, сделанный из картона.

Описание игры. Дети становятся в круг, посредине педагог, кото-рый обводит (кружит) прутом по воздуху немного выше головы детей. Дети подпрыгивают и ста-раются поймать комара. Тому, кто поймал комара, дети поют пе-сенку:

Ай, да Коля (Оля) молодец! Ко-мару пришел конец! Тра-ля-ля, тра-ля-ля, Комару пришел ко-нец!

Карусель

Цель. Дифференциация звуков л, л', р, р' в тексте.

Описание игры. Играющие образуют круг. Педагог дает детям шнур, концы которого связаны. Дети берут правой рукой шнур, поворачиваются налево и говорят:

Еле, еле, еле, еле Завертелись кару-сели, А потом кру-гом, кру-гом Все бегом, бегом, бегом.

В соответствии с текстом стихотворе-ния дети идут по кругу сначала мед-ленно, потом быстрее и наконец бе-гут.

Во время бега педагог приговаривает

«По-бе-жа-ли, по-бе-жа-ли».

После того как дети пробегут 2 раза по кругу, педагог меняет направление движения, говорит: «Поворот». Иг-рающие должны повернуться, быстро перехватив шнур левой рукой, и бе-жать в другую сторону.

Затем педагог продолжает вместе с детьми!

Тише, тише, не спешите! Карусель остановите! Раз, два, раз, два! Вот и кончилась игра!

Движение карусели становится по-степенно медленнее. При словах «вот и кончилась игра» дети опускают шнур на землю и расходятся по пло-щадке.

После того как дети немного отдох-нут, педагог дает три звонка или 3 ра-за ударяет в бубен. Играющие спешат занять свои места на карусели, т. е. становятся в круг, берут шнур. Игра возобновляется. Не успевший занять место до третьего звонка не катается на карусели, а стоит и ждет, когда бу-дет новая посадка.

Игру можно повторить 3—4 раза. На шнур можно привязать бубенчики, цветные ленточки, чтобы карусель была нарядной.

Догонялки

Цель. Дифференциация звуков л, л', р, р' в тексте.

Описание игры. Дети берутся за руки (они стоят за чертой) и идут ровной шеренгой к водя-щему, который сидит на рассто-янии 10 м (7 м) на стуле.

Мы, веселые ребята, Любим бе-гать и играть. Ну, попробуй нас догнать! Ну, попробуй нас до-гнать!

Сказав последние слова, дети опускают руки и убегают, а во-дящий ловит кого-нибудь. Пой-манный водит, и игра повторя-ется.

Спасайся от волка

Цель. Дифференциация звуков л, л’, р, р' в тексте.

Описание игры. На одном конце ком-наты стулья, за которые прячутся де-ти, спасаясь от волка (стулья стоят в одну линейку, на некотором расстоя-нии друг от друга, чтобы между ними можно было свободно пройти). На другом конце комнаты сидит в логове (на стуле) волк. Дети идут по направ-лению к волку и говорят, ритмично наклоняясь вниз (собирают в корзину землянику):

Ходили ребятишки по бугорочку, Брали, брали ягодку земляничку. Накололи ноженьку на былиночку. Болит, болит ноженька, да не больно.

По окончании слов из логова выска-кивает волк, а дети убегают и прячут-ся от волка, который их ловит. Тот, кого поймает волк, садится в логово и становится волком.

В лесу родилась елочка

Цель. Дифференциация звуков л, л’, р, р' в тексте.

Описание игры. Дети образуют во-круг елки большой хоровод.

Все поют и сопровождают песню движениями.

В лесу родилась елочка, В лесу она росла, Зимой и летом стройная, Зе-леная была. (Хоровод движется вправо, затем влево.)

Метель ей пела песенку; «Спи, елочка, бай-бай!» Мороз снежком укутывал: «Смотри не замерзай!» (Дети присаживаются на корточки, изображают, как спит елочка).

Трусишка зайка серенький Под елочкой скакал, Порою волк, сер-дитый волк Рысцою пробегал. (Де-лают подскоки обеими ногами, подражая зайчику, затем бегут назад мелкими шагами, слегка нагнувшись, когда волк пробегает мимо елочки.)

Чу! Снег по лесу чистому Под по-лозом скрипит: Лошадка мохноно-гая Торопится, бежит. (Идут впра-во, высоко поднимая ноги, друг за другом.)

Везет лошадка дровеньки, А в дровнях старичок; Срубил он нашу елочку Под самый корешок. (Оста-навливаются, поворачиваются ли-цом к елке, раздвигают ноги, руки поднимают, опускают и поднимают 2—3 раза, изображая, как рубят елочку.)

Теперь ты здесь, нарядная, На праздник к нам пришла И много, много радости Детишкам принесла. (Слегка приплясывают, стоя на ме-сте. Движения произвольные.)

Публикации по теме:

Игры для формирования правильного звукопроизношения Общение ребенка со взрослыми и сверстниками наиболее успешно осуществляется тогда, когда говорящий внятно и чисто произносит слова. Нечеткое.

Артикуляционная сказка для шипящих звуков «Даша идет на День Рождения к Башмачку» Однажды Башмачок пригласил Дашу на день Рождения. Даша решила подарить другу вкусное варенье (Упражнение «Вкусное варенье»). Дорога к дому.

Артикуляционные гимнастики для шипящих звуков Качели. Краткое описание. Улыбнуться, показать зубы, при­открыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с внутрен­ней стороны) и удерживать.

Игры для автоматизации шипящих звуков Работу по закреплению правильного произношения звуков данной фонетической группы, уточнению и расширению словарного запаса, развитию связной.

Конспект индивидуального занятия по звукопроизношению «Автоматизация шипящих звуков» с ребенком подготовительной группы Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение детский сад №1 МО Кореновский район Индивидуальное занятие по звукопроизношению.

Картотека заданий для автоматизации и дифференциации шипящих звуков «Звук [Ш]» Звук Ш № 1 Звук Ш 1. Слоги: ша-шо-шу-ши, шо-шу-ша-ши, ши-шо-шу-ша. 2. Слова: шапка, шаль, шахматы, шайба, шахта, шашки, шалаш, шов, шелк,.

Мастер-класс для родителей «Артикуляционная гимнастика как средство формирования правильного звукопроизношения» Подготовила и провела воспитатель МБДОУ д/с №36 г. Таганрога Комарь Ольга Владимировна. Целью данного мастер-класса является повышение уровня.

Конспект открытого фонетического занятия с элементами мнемотехники, ТРИЗ, ИКТ «Путешествие в страну шипящих звуков» Конспект открытого фонетического занятия с элементами современных образовательных технологий мнемотехника, ТРИЗ, ИК в старшей логопедической.

Значение артикуляционной гимнастики для формирования правильного звукопроизношения у детей. Консультация для родителей Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет важное значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой.

Значение и особенности формирования звукопроизношения у дошкольников Исследователи детской речи и практические педагогические работники (воспитатели, учителя-логопеды, психологи) отмечают огромное значение.

Библиотека изображений:
  • Безопасность детей
  • Здоровье, гигиена
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Игры для формирования звукопроизношения. Формирование шипящих звуков [Ш], [Ж], [Ч], [Щ]
Опубликовано: 11 марта 2018 в 15:06
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 декабря. День экспериментов со снегом на МААМ

Дошколята активно познают окружающий мир и задают нам, взрослым, множество разных интересных вопросов. Зимой это, к примеру «откуда берется снег», «почему он не тает», «почему на улице вода замерзает и...

16 декабря. День валенка на МААМ

Прадедушками валенок были пимы — традиционные войлочные сапоги кочевников, которые появились на Руси во времена монголо-татарского ига. Валяная обувь пришлась по душе нашим предкам — легкие и теплые...

Конспект НОД в подготовительной группе «Декоративное рисование по мотивам городецкой...
Тема: Декоративное рисование по мотивам городецкой росписи. Форма работы: Мастерская. Цель: Рисование узоров на бумажных заготовках по мотивам...
Педагогическое эссе «Моя профессия — воспитатель»
Моя профессия- воспитатель Душа, в которой отсутствует мудрость, — мертва. Но если обогатить ее учением, она оживет, подобно заброшенной земле, на...
Фотоотчет «Весенние хлопоты» в рамках проекта «Наш огород»
Наконец настало время работы на огороде. Ребята наблюдали, как взрослые обрабатывают землю, и сами пробовали перекапывать, боронить, делать разметку...