Антонина Нуштайкина
Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
▼ Скачать + Заказать документы
Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребёнка с ОВЗ.
Особая роль в развитии тактильных ощущений принадлежит игре. Игра позволяет сделать процесс обучения эмоциональным, действенным, интересным. В игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок c ОВЗ получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации и с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувствительный опыт.
Публикация «Игры для развития и коррекции тактильных ощущений ребёнка с ограниченными возможностями здоровья» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Игры для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Тактильные игры и пособия
- Темочки
Основными задачами игр - упражнений по развитию тактильных ощущений являются : улучшение осознания ребенком самого себя через тактильные ощущения; побуждение к высказыванию чувств (вербальный/не вербальный способ); расширение опыта тактильного восприятия ребенком объектов ближайшего окружения; развитие умений дифференцировать осязательные ощущения; развитие у детей умения выражать свое эмоциональное состояние, чувства через соприкосновения.
Примеры игровых упражнений:
Пальчиковая гимнастика и элементы массажа, самомассажа:
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
«Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.
«Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой и левой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз. В конце растираем ладонь.
«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.
«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
Игры-манипуляции
Это игры, которые развивают воображение, когда ребенок в каждом пальчике видит определенный образ.
«Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.
«Пальчик-мальчик, где ты был?.», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…», «Раз, два, три, четыре, кто живёт в моей квартире?.», «Пальчики пошли гулять…» - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого.
Сюжетные пальчиковые упражнения
«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.
«Ёлка» - ладони от себя, пальцы в «замок» (ладони под углом друг к другу). Пальцы выставляют вперёд, локти к корпусу не прижимаются.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.
Пальчиковые упражнения кинезиологические (гимнастика мозга)
Предложены Полом Деннисоном и Гейлом Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.
("Колечко" — поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.
Театр в руке
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.
«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.
Упражнение с пипеткой
Для этого упражнения вам понадобится пипетка и небольшие емкости для наливания жидкости (капроновые крышки или пластиковые стаканы, для воды любой пищевой краситель).
Упражнение с пинцетом
В те же самые емкости пинцетом можно накладывать бусинки, игрушки.
Сортировка мелких предметов
Сортировка по цвету, форме, размеру мелких предметов, например, бусинок.
Помпоны и пинцет
Требуется разложить при помощи пинцета помпоны в формочки можно для льда. Или другой вариант требуется сложить при помощи щипцов помпоны в бутылку.
Кукольная одежда на прищепках
Развешивание кукольной одежды и лоскутков ткани на веревочке с помощью прищепок также замечательное упражнение для развития мелкой моторики.
Коробочка с прищепками
Прищепки можно цеплять не только на веревочку, но и на картонную коробку. Для этих целей подойдет коробка из-под обуви или подарочная упаковка. Чтобы сделать упражнения с прищепками более интересным и полезным, я сделала вот такие заготовки в виде солнышка и тучки
Болты и гайки
Для этого задания понадобятся гайки и болты крупного размера. Задание: накрутить гайку на болт. (в домашних условиях можно приобрести крупные болты в хозяйственном магазине)
Упражнение с дыроколом
Нужно вырезать из картона какую-нибудь фигурку, после чего проделать дыроколом отверстия по краю этой фигурки. Теперь нужно взять цветной шнурок или ленточку и продеть ее в отверстия.
Трубочки для коктейля
Разрежьте на мелкие кусочки разноцветные пластиковые трубочки для коктейля. Упражнение состоит в том, чтобы нанизывать на ниточку эти кусочки в определенной последовательности.
Бусы
Нанизывание бусинок на нитку или соломинку прекрасно развивает тактильную чувствительность. (фребель - бусы разные по форме)
Рисунок из фасоли
На кусочке картона ребенок рисует простое изображение, например, человечка. После этого наносит клей на линии от карандаша и наклевает фасоль. Работа с такими мелкими предметами как фасоль тренирует не только мышцы кисти и пальцев, но развивает тактильные ощущения.
Сортировка семян
Требуется рассортировать различные виды семян с помощью пинцета или пальцев.
Мозаика
Взрослый заранее готовит тонкие полоски цветной бумаги. Ребенок рвет их руками на мелкие кусочки и выкладывает из них мозаику, предварительно смазав их клеем.
Скрепки
Для работы вам потребуются цветные скрепки и листочки цветной бумаги. Ребенок собирает в стопку листочки одного цвета и скрепляет их скрепкой того же цвета.
Цветной песок
Пусть ребенок нарисует простой контурный рисунок на листе бумаги и смажет его клеем. После этого, захватывая пальцами песок, заполнит им рисунок. Даст клею подсохнуть. В конце надо стрясти лишний песок с картинки.
Наматывание ниток
Заранее подберите мелких игрушечных насекомых для этого задания. Также вам понадобятся белые нитки. Ребенок сначала обматывает нитками фигруки насекомых, после этого сматывает нитки обратно в моток. Нитки в этом упражнении имитируют паутину, так что заодно можно рассказать ребенку о том, как паук охотится на букашек.
Переливание жидкостей и не только
Научите ребенка переливать жидкости из одного сосуда в другой. Но начинать лучше с "переливания" семян, например, гороха. После этого можно учиться "переливать" песок, и только потом воду.
Конструкторы и пластилин
Общеизвестно, и, тем не менее, напомню, что работа с конструктором и пластилином развивает моторику.
Вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы
Ребенок опускает кисти рук в сосуд, заполненный каким-либо однородным наполнителем (вода, песок, различные крупы, дробинки, любые мелкие предметы). 5 - 10 минут как бы перемешивает содержимое. Затем ему предлагается сосуд с другой фактурой наполнителя. После нескольких проб ребенок с закрытыми глазами опускает руку в предложенный сосуд и старается отгадать его содержимое, не ощупывая пальцами его отдельные элементы. Если вы будете использовать игры с водой важно варьировать температурный режим. Контраст температуры воды также способствует развитию тактильной чувствительности.
Можно насыпать в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:
"Месим, месим тесто,
Есть в печи место.
Будут-будут из печи
Булочки и калачи".
Рисование на частях тела
Опознание фигур, цифр или букв, "написанных" на правой и левой руке.
"Резиночка".
Для этого упражнения можно использовать резинку для волос диаметром 4-5 сантиметров. Все пальцы вставляются в резинку. Задача состоит в том, чтобы движениями всех пальцев передвинуть резинку на 360% сначала в одну, а затем в другую сторону. Выполняется сначала одной, потом другой рукой.
Перекатывание карандаша между пальцами от большого к мизинцу и обратно поочередно каждой рукой.
Таким образом, полноценно организованная предметная среда, игры и упражнения на развитие тактильной чувствительности, дают хорошие результаты, способствуют гармоничному развитию и положительно влияют на общее развитие ребёнка с ОВЗ.