Папки-передвижки

Игры для развития мелкой моторики рук с использованием природного материала в коррекционной работе с дошкольниками

Леонова Наталья Федоровна
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием природного материала в коррекционной работе с дошкольниками

Мелкая моторика – это согласование движения пальцев рук, умения «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки, артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии. У него возникают проблемы в речью.

Публикация «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием природного материала в коррекционной работе с дошкольниками» размещена в разделах

Пальчиковые игры и упражнения с природным материалом – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

Играя с природным материалом, дети познают окружающий мир, становятся общительнее, спокойнее. Развитие мелкой моторики оказывается увлекательным и неутомимым делом, благодаря которому рука постепенно крепнет, становится более подвижной, готовой выполнять четкие, последовательные действия, что так необходимо для подготовки к овладению письменной речью.

Упражнения с природным материалом можно включать как в процесс любого занятия, так и в режимные моменты, прогулку, сюжетно-ролевые игры и т. д.

Перед проведением игр и упражнений с природным материалом в помещении необходимо придерживаться следующих правил:

• мыть руки перед игрой;

• следить, чтобы руки были здоровыми (без царапин, аллергических проявлений и пр.);

природный материал должен быть чистым, нетравмоопасным.

Упражнения с шишками

Обучение действиям с шишками лучше начинать со свежих шишек, так как они не колются, приятны на ощупь и не вызывают отрицательных эмоций. В дальнейшем используются сухие, колючие шишки.

Педагог обращается к ребенку:

На солнечной полянке

В глуши лесной

Нашла я эти шишки.

Пойдем играть со мной.

Педагог предлагает ребенку корзинку, в которой лежат свежие или сухие еловые и сосновые шишки, и просит взять в руки одну сосновую шишку.

И задает примерные вопросы: С какого дерева шишка? Какая она по форме? Какая на ощупь? На что похожа?

Далее педагог показывает и выполняет вместе с ребенком круговые движения сосновой шишкой между ладонями. Ребенок выполняет движения самостоятельно или с помощью взрослого, если в этом есть необходимость. Упражнения целесообразно сопровождать речью:

Как ежик колется сосна,

Ее мне шишка не страшна.

Сосновую шишку в ладонях катаю

С сосновою шишкой сейчас я играю.

Педагог может ввести игрового персонажа, например Медвежонка:

Мишка с шишкою играет,

Между лап ее катает.

Медвежата все хохочут,

Шишки лапы им щекочут.

Колются не больно,

Малыши довольны.

Используя разнообразный стихотворный текст, вы почувствуете, какие именно стихи подходят каждому ребенку, какой текст у него находит эмоциональный отклик. Можно использовать реплики героев из сказок, тогда, выполняя круговые движения ладошками, ребенок произносит определенную фразу, например: «Колобок, колобок я тебя съем!», меняя при этом высоту и выразительность голоса, в зависимости от того, кто это произносит, зайка, лиса или кто-то другой.

Следующее упражнение – перекатывание еловых шишек между ладонями до появления чувства приятного тепла и легкого покраснения. Для этого педагог предлагает положить сосновую шишку и взять еловую (большую). Уточняется, с какого дерева эта шишка, какая она по величине по сравнению с сосновой, какая она на ощупь, на что похожа и т. д.

Раз, два, три, четыре, пять,

Шишку будем катать.

Шишку будем катать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Еловая шишка нам коле ладошки,

Мы покатаем шишку немножко.

Далее педагог предлагает ребенку следующее упражнение – сжимание и разжимание шишек обеими руками одновременно или поочередно правой и левой рукой. Ребенок выполняет упражнение самостоятельно или вместе с педагогом, используя прием «рука в руке» (если это необходимо).

Если, как Мишутка,

Сильным хочешь стать,

Надо в ручке шишку

Сильно-сильно сжать.

Следующее упражнение – воздействие на кончики пальцев и ладошку кончиками шишки легким постукиванием и вращательными движениями.

Раз, два, три, четыре, пять,

Будем пальчики считать.

Шишке все расскажем,

Пальчики покажем.

Каждый пальчик обойдем,

Снова мы считать начнем.

Далее педагог предлагает детям поиграть с белками в беличью игру «Белки шутят» - перебрасывание шишек друг другу.

Белки шутят, белки играют:

Шишки, как мячики,

Деткам кидают.

С белками весело мы поиграем,

Все шишки руками ловко поймаем.

Если упали, скорей подберем

И снова бросать их белкам начнем.

Для поддержания интереса к играм с природным материалом целесообразно использовать игру «Прятки». Для этого понадобится емкость, наполненная шишками. Ребенку предлагается опустить руки в эту емкость и найти то, что в ней спряталось (мелкие игрушки, предметы, буквы, цифры, геометрические фигуры). Данную игру можно использовать для автоматизации поставленных звуков, обогащение словаря, формирование грамматического строя речи, закрепление навыков счета, расширение представлений об окружающем и т. д.

Упражнение с березовыми чурочками и корой

Интересными могут быть и игры с березовыми чурочками и корой. Например, катание березовой чурочки между ладонями. На первых порах можно использовать прием «рука в руке». Когда ребенок научится удерживать чурочку между ладонями и согласовывать движения обеих рук, можно переходить к самостоятельному выполнению этого игрового упражнения.

Папа мне вчера принес березовую чурочку,

Очень он хотел порадовать дочурочку.

Березовую чурочку катаю и верчу,

Березовую чурочку кручу, кручу, кручу.

Упражнения с желудями, каштанами, орехами, горохом

и другими плодами

Данные игровые упражнения помогают ребенку научиться удерживать в ладонях максимально большое количество природного материала; перекатывать между ладонями по одному или несколько плодов; доставать мелкие игрушки из ведерка, наполненного плодами; «купать» кисти рук, сжимать и разжимать руки в желудях, горохе, орехах (по типу сухого бассейна).

Игра «Дождик»

На подносе или в емкости находятся плоды. Ребенок поочередно или обеими руками одновременно захватывает плоды и выпускает их из рук, имитируя «дождик».

Дождик лей, лей, лей

На меня и на людей,

На меня немножко,

На людей – по ложке.

А на Бабу-ягу

Лей по целому ведру!

Игра «Найди пропажу»

Ребенку предлагается опустить руки в емкость с плодами и найти предмет, который там спрятался.

В ведерко руки опускай,

Все игрушки доставай.

Громко нам их называй,

По порядку сосчитай.

Игра «Моем ручки»

Педагог предлагает ребенку опустить руки в емкость, наполненную плодами, и выполнить следующие движения: сжать руки в кулачки, разжать; набрать плодов (горошек) и сжать и т. д.

В горошке ручки я купаю,

Их сжимаю, разжимаю.

Очень нравится ладошкам

Весело играть в горошке.

В орешках ручки я купаю,

Их сжимаю, разжимаю.

Пальчики купаются,

Им орешки нравятся.

Природный материал лучше собирать вместе с детьми, развивая внимание, наблюдательность, терпение. Целесообразно побуждать ребенка придумывать игры с собранным материалом, тем самым развивая воображение и творчество.

Эти и подобные игровые упражнения могут выполнять и родители со своими детьми.

Публикации по теме:

«Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» 2-младшая группа Воспитатель: Алейникова. В. А Цель: Развитие координации движений мелкой моторики рук через нетрадиционное использование различных предметов.

Игры для развития мелкой моторикиИгры для развития мелкой моторики В своей работе большое внимание я уделяю развитию мелкой ручной моторики, так как сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем.

Игры для развития мелкой моторики Роль мелкой моторики в развитии речи детей. Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. В. А. Сухомлинский.

Игры для развития мелкой моторики Уважаемые родители! Ещё во 2 веке до нашей эры в Китае знали о благотворном влиянии мануальных действий на мозг человека. Специалисты утверждали,.

Игры для развития мелкой моторикиИгры для развития мелкой моторики 1.«Дойди до домика» - путешествие по трудной дорожке. Цель: Развитие и тренировка координации движений пальцев рук и тактильной чувствительности.

Игры для развития мелкой моторики рукИгры для развития мелкой моторики рук Предлагаю познакомиться с комплексом игр—упражнений для развития мелкой моторики рук. Цель: тренировка движений пальцев и кисти рук, подготовка.

Игры для развития мелкой моторикиИгры для развития мелкой моторики Особое место в моей работе занимает развитие мелкой моторики, так как она непосредственно влияет на формирование речи ребенка. В работе.

Конспект открытого занятия по развитию мелкой моторики с использованием природного материала с детьми с ОВЗ Цель занятия: Развивать готовность сохранных анализаторов к восприятию признаков и свойств окружающего мира. Задачи: Развивать тактильную.

Мастер — класс «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования» Представленный продукт имеет практическое значение для педагогов, соответствует требованиям ФГОС, способствует воспитанию у дошкольников.

Нетрадиционные игры для развития мелкой моторикиНетрадиционные игры для развития мелкой моторики Данный материал подготовлен мной в соавторстве с коллегой - Ставицкой Наталией Вячеславовной. Давно известно, что чем больше сенсорных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры для развития мелкой моторики рук с использованием природного материала в коррекционной работе с дошкольниками
Опубликовано: 12 июля 2015 в 17:14
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД