Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возраста

Ольга Серякова
Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возраста

Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возраста

Речь невозможна без речевого дыхания. Дыхание малыша имеет слабый выдох, который может осуществляться через нос и рот одновременно. Ребенок не может произвольно контролировать правильность своего дыхания. Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности. Малыши, имеющие ослабленный вдох и выдох, как правило, говорят тихо и затрудняются в произнесении длинных фраз. Приступая к развитию у ребенка речевого дыхания, необходимо, прежде всего, сформировать сильный плавный ротовой выдох. Для выработки правильного речевого дыхания необходимо: - выработать умение пользоваться направленной воздушной струёй; - развивать силу выдоха; - выработать умение регулировать силу выдоха; - развивать способность целенаправленно использовать правильное дыхание для произнесения гласных, согласных звуков, слогов, звукоподражаний, слов; - развить способность целенаправленно использовать (формировать) длительность выдоха.

При проведении игр, направленных на развитие у ребенка речевого дыхания, необходимо иметь в виду, что дыхательные упражнения быстро утомляют ребенка, даже могут вызвать головокружение. Поэтому такие игры необходимо ограничивать по времени (можно использовать песочные часы) и обязательно чередовать с другими упражнениями. Для того, чтобы малыш был успешен в выполнении упражнений на выдувание, сдувание, поддувание, задания должны усложняться постепенно. Раздаточный материал должен быть удобным, красивым, интересным. Я работаю в группе для детей с тяжелыми нарушениями речи. В своей работе часто использую различные игры, которые делаю сама.

«Времена года»

Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возраста

Я взяла две пустых картонных коробки с прозрачными крышками (купили в магазине «Fix Price» елочные игрушки в подходящих коробках). Распечатала картинки с изображением времен года, заламинировала их. Прикрепила внутри к середине каждой коробки картинки. Наполнила их в соответствии с сезонами: зима – белые шарики от пенопласта;

лето – разноцветные бумажные бабочки (вырезанные фигурным дыроколом);

осень – бумажные осенние листочки (желтые, оранжевые, красные);

весна – бумажные лепестки (белые, розовые, желтые, красные).

Ребенок играет с помощью трубочек для коктейля (трубочки индивидульные для каждого ребенка). Задача ребенка - нужно дуть через трубочку слабо, или дуть сильно. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно. Эту игру можно также использовать для закрепления знания цветов. Для этого возьмите разноцветные трубочки и предложите ребенку подуть через желтую трубочку и т. д.

«Чья мышка дальше убежит?»

Цель: развитие направленного длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ. Мышек, сделанных из цветного картона, ставят на край стола. Двое детей становятся напротив мышек. По сигналу: «Мышки побежали!» дети дуют на фигурку. Продвигать мышек можно только на одном выдохе. Затем задача усложняется – нужно попасть в норку.

«Бабочка»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, активизация мышц губ. Ребенок, вытянув губы трубочкой, не надувая щек, дует на бабочку, чтобы она полетела.

«Бабочка – лети»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха. Взрослый по очереди подносит детям листочек с лежащей на нем бабочкой. Каждый ребенок должен плавно выдохнуть, так, чтобы бабочка плавно слетела с цветка, а не резко или рывками.

«Вертушка»

Цель: развитие длительного плавного выдоха; активизация губных мышц. Ход игры: Перед началом игры подготовьте игрушку-вертушку. Можно изготовить ее самостоятельно при помощи бумаги и деревянной палочки. Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем предложите подуть на неё: - Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Вот как завертелась! Подуй еще сильнее - вертушка вертится быстрее.

«Свистульки»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

«Подуй в дудочку!»

Цель: развитие сильного плавного выдоха; активизация губных мышц.

Ход игры: Перед началом игры следует подобрать инструменты.

Помните о том, что игра на духовых инструментах - одно из наиболее сложных

упражнений для развития дыхания. Поэтому проверьте инструменты заранее и выберете те из них, на которых легче играть. Раздайте детям дудочки и предложите поиграть на них сначала по очереди, затем всем вместе.

- Давайте устроим музыкальный парад! Берите дудочки - начинаем

играть!

Если у кого-то из детей не получается извлечь из дудочки звук, проследите, правильно ли он дует: выдох через рот должен быть сильным и попадать точно в раструб трубы, для чего его необходимо плотно зажать губами: воздух не должен выходить через нос.

Также можно предлагать для игры свирели, рожки, губные гармошки.

Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

Игра «Пёрышко»

Сдувать с ладони взрослого пёрышко, лёгкий ватный шарик.

«Воздушный шарик»

Предлагаем детям надуть шарик. Дети перед грудью руками держат воображаемый шарик. Медленный наклон вперед сопровождается выдохом на звук «фф-ф». При выпрямлении вдох производится непроизвольно. Затем предложить ребенку надуть настоящий воздушный шарик.

«Мыльные пузыри»

Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха, активизация мышц губ.

Один ребенок пускает мыльные пузыри, остальные дети дуют на них и не дают им упасть.

Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри Вы, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

Для малыша игра и похвала очень важны. Успешное обучение ребёнка дошкольного возраста эффективно только при его положительном настрое на игру-занятие.

Публикации по теме:

Мастер-класс по созданию игры для развития речевого дыхания «Посади бабочку на цветок» руками детейМастер-класс по созданию игры для развития речевого дыхания «Посади бабочку на цветок» руками детей Как приятно слышать мелодичную и плавную речь. Для формирования красивой речи необходимо правильное речевое дыхание. Некоторым детям это.

Игра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возрастаИгра для развития речевого дыхания «Волшебный лабиринт» для детей дошкольного возраста Сегодня я хочу вам показать игру на развитие речевого дыхания, которую я сделала для детей. Игру я назвала "Волшебный лабиринт", который.

Игры для развития речевого дыханияИгры для развития речевого дыхания Дорогие гости и читатели блога! Хочу предложить Вам простые игры на развитие дыхания. Все мы знаем, что правильное речевое дыхание необходимо.

Игры и упражнения для развития речевого дыханияИгры и упражнения для развития речевого дыхания .

Картотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития правильного речевого дыхания у детей дошкольного возраста Не для кого не секрет, что речевое дыхание - это основа красивой и правильной речи. Именно речевое дыхание обеспечивает правильное звукообразование,.

Картотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возрастаКартотека игр для развития речевого дыхания, для детей дошкольного возраста Уважаемые коллеги в рамках проекта по речевому развитию, который проходит в нашей группе, с детьми среднего возраста, вашему вниманию предлагаю.

Пособия и игры для развития речевого дыханияПособия и игры для развития речевого дыхания Пособия и игры на развитие речевого дыхания Игры на развитие силы воздушной струи, равномерного вдоха и выдоха, силы голоса, эмоциональной.

Игры и упражнения для развития речевого дыханияИгры и упражнения для развития речевого дыхания Сегодня хочу обратить внимание на еще один важный компонент звуковой культуры речи - речевое дыхание. Речевое дыхание - это дыхание в процессе.

Библиотека изображений:
  • Логические загадки
  • Математика
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Игры для развития правильного речевого дыхания у детей с ТНР старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 августа 2020 в 16:55
+358Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 47.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
11 апреля. День березы

Белоствольной красавице, символу России, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про березу и увлечь интересным...

11 апреля. День оптических приборов на МААМ

В преддверии Дня космонавтики предлагаем поговорить с детьми об оптических приборах. Ведь самые мощные из них – телескопы – с давних пор помогают людям изучать звёздное небо, узнавать больше о звёздах,...

Конспект НОД по формированию ФЭМП в 1 мл. группе. По теме: «Пространственные предлоги...
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений во второй группе раннего возраста. По теме: "Пространственные предлоги и наречия (...
Фотоотчет о лепке из пластилина «Муравей» с детьми 5-го года жизни по теме «Насекомые»
Цель: формировать у детей умение лепить из пластилина муравья. Задачи: - продолжать учить детей средней группы лепить из пластилина шарики и столбики,...
Групповой краткосрочный информационно-творческий проект к Дню космонавтики «Выше...
Уважаемые коллеги, в этом году вся наша огромная страна празднует юбилейную дату 12 апреля - 60 лет назад наш космонавт Юрий Гагарин впервые совершил полёт в...