Лучший педагог года

Игры-драматизации в коррекции речевого развития дошкольника

Ольга Ивановна Прокопенко
Игры-драматизации в коррекции речевого развития дошкольника

Дошкольные педагоги широко используют игровую деятельность детей для решения многих воспитательно-образовательных задач.

Среди игр особое место занимает игра-драматизация, которая рассматривается наукой как одно из средств воспитания ребенка и развития его личности.

Игры-драматизации являются играми-представлениями, где в лицах изображается литературное произведение, а такие выразительные средства, как интонация, мимика, жест, поза, походка, способствуют воссозданию конкретного образа.

Публикация «Игры-драматизации в коррекции речевого развития дошкольника» размещена в разделах

Ребенок усваивает идейное содержание произведения, логику и последовательность событий, причинную их обусловленность. При этом он знакомится с ярким и выразительным народным языком, обогащает свой словарь.

В игре-драматизации ребенок познает разнообразные жизненные явления, развивает свою речь, память, воображение, формирует внимание, т. е. игра способствует умственному развитию детей.

Игра-драматизация — это школа морали в действии, это первая форма коллективной жизни. Детей объединяют общие переживания, они учатся действовать согласованно, подчинять свои желания и интересы желаниям и интересам всего коллектива. Игра воспитывает смелость, самостоятельность, активность, доброжелательность, выдержку.

Театрально – игровая деятельность должна сочетать как можно больше средств и способов развития творческих и речевых способностей ребенка. Одной из составляющих занятия, воспроизводящей и синтезирующей в себе театрально – игровую деятельность, является сопряженная гимнастика, способствующая развитию не только мелкой моторики рук, но и лучшей координации движений.

В работе используем такие методы для коррекции и формирования речевых и коммуникативных умений и навыков ребенка:

• театрализованные игры – этюды;

речевые игры и упражнения с широким использованием элементов национальной культуры, фольклора;

игры – драматизации;

игры в кукольный театр;

• занятия по сценической речи;

• метод пантомимы;

• инсценирование стихов, сказок, рассказов, мини – сценок;

• обогащение зрительного театрального опыта;

• изготовление кукол, элементов костюмов и атрибутов для игр, спектаклей.

В играх – драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств выразительности. Видами драматизации являются игры – имитации образов животных, людей, литературных и фольклорных персонажей: ролевые диалоги на основе текста; инсценировки произведений; постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям; игры – импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

Значима эта игра и для эстетического воспитания дошкольников. Прекрасный мир художественной литературы, народной или авторской, гостеприимно встречает малышей. Именно в этой игре дети впервые знакомятся и с театром. Вместе с героями сказок они радуются, волнуются, горюют — постигают красоту человеческого общения. Играя роль, ребенок совершенствует свои движения, делает их выразительнее.

В игре-драматизации дети совместно с педагогом готовят костюмы, декорации, приобретая при этом новые навыки и умения.

Следует выделить значение игры-драматизации и в развитии творчества дошкольников, которое проявляется в поисках разнообразных средств выразительности для создания образа героя произведения.

Исполнение взятых на себя ролей в игре обусловлено деятельностью воображения. Ребенок, ставя себя на место героя и действуя согласно сюжету литературного произведения, идет по пути наибольшей выразительности.

Игры-драматизации дифференцируются в разделе игр, они рас-сматриваются как средство речевого развития, укрепления интереса к книге, а также как средство развития творческих способностей детей.

Игры-драматизации у детей при наличии целенаправленной работы появляются в младшем дошкольном возрасте, потому что художественное произведение эмоционально воздействует на детей, оживляя полученные ранее впечатления от окружающей жизни. Встречи с героями радуют малышей, драматизация помогает лучше понять потешку, сказку, стихотворение (Сутеев В. Г. «Кто сказал мяу», русская народная сказка «Лисичка со скалочкой»)

Как правило, малыши чаше повторяют именно те движения, которые были показаны педагогом, но постепенно, при незначительном помощи педагога, они сами начинают драматизировать знакомые произведения. Простые, выразительные стихи, сказки, рассказы дают возможность детям сосредоточиться, повышают их активность, инициативность, обогащают сюжетно-ролевые игры.

Сдетьми старшего дошкольного возраста для игр-драматизаций берутся произведения с более широким содержанием. Продолжая формировать у дошкольника интерес к игре-драматизации, воспитатели обращают внимание на поведение героев, их действия.

В старшем дошкольном возрасте дети приобретают навыки и умения, необходимые для создания образов героев произведений. Ребенку надо представить себя на месте изображаемого персонажа, пережить его чувства и выразить их в соответствующей форме.

Создание образа требует от ребенка активного мышления, творческого воображения, изобретательности, побуждает искать и находить новые средства выразительности. Если дети не понимают сущности создаваемого, если их переживания не связаны с внешним действием героя произведения, то образ становится бедным и невыразительным.

Значительную помощь может оказать просмотр иллюстраций к тексту художественного произведения.

Дети не просто копируют образ, а как бы комбинируют свои представления, передают свое отношение к изображаемому, свои мысли и чувства. Это роднит игру-драматизацию с искусством. Но ребенок не актер. Он играет для себя, а не для зрителей, его игру отличает «вера и правда».

При организации игр-драматизаций большое значение придается предварительной работе, которая начинается с занятия по ознакомлению с художественной литературой. После чтения произведения можно послушать его в записи. Чтобы вызвать у детей интерес к будущей игре, целесообразно использовать такие приемы, как выборочное повторное чтение, анализ образов героев, беседы о них, рассказы о герое детей.

В играх-драматизациях каждый персонаж наделен своим характером, за ним закреплены определенные поступки, действия, условия, в которых он живет.

Далее идут поиски средств выразительности: интонация, мимика, жест. Мы учим детей «видеть» качество исполняемой роли. Для этого можно использовать метод наблюдения за повадками животных, имитировать их движения, передавать голосом различные состояния: страх, радость, удивление, ласку.

Все это помогает глубже понять произведение, разобраться в отношениях героев.

Для совершенствования работы в этом направлении использую различные методы, например разработала тематические карты для анализа наблюдаемой, а затем и организуемой игровой деятельности детей.

Таким образом, мы учим ребёнка быть коммуникативным, обучаем его грамотно строить свою речь, выражать мысли, думать об окружающих его событиях, явлениях, людях, уметь слушать и слышать людей.

Публикации по теме:

Мелкая моторика как средство речевого развития. Дидактические игрыМелкая моторика как средство речевого развития. Дидактические игры Игра «Подбери по цвету»Цель: Развитие мелкой моторики руки и сенсорных навыков и умений детей. Развитие зрительного восприятия цвета, внимания.

Доклад «Игра — источник речевого развития дошкольника» «Игра-источник речевого развития дошкольника». Игра для них - учеба, игра для них - труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Н. К. Крупская.

Игры для коррекции и развития эмоционально-волевой и двигательной сферы детей В последнее время большое внимание в своей работе я уделяла проблеме психолого-педагогического сопровождения детей с СДВГ в ДОУ. С целью.

Игры для коррекции звукопроизношения и развития фонематического слуха.Игры для коррекции звукопроизношения и развития фонематического слуха. ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МЫШКИНЫ ЗАПАСЫ» Цель: дифференциация (различение) звуков. Задачи: - коррекция (исправление недостатков) звукопроизношения;.

Игры для познавательно-речевого развития с использованием песочного стола с подсветкойИгры для познавательно-речевого развития с использованием песочного стола с подсветкой Песок оказывает благоприятное воздействие на человека, в особенности на его душевное состояние. Ребенок включается в игру всем своим существом.

Игры для развития речевого дыхания «Игровая Карлсона» Упражнения на развитие дыхания играют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Стоит обратить внимание на часто болеющих детей,.

Игры для развития речевого дыхания с использованием стихотворений Правильное речевое дыхание - энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос. Предлагаемые.

Логопедическая работа при коррекции ОНР I уровня речевого развития Логопедическая работа при коррекции ОНР,1 уровня речевого развития. Задачи: 1. Развитие понимания речи. 2. Развитие активной подражательной.

Новогодние дидактические игры для развития речевого дыханияНовогодние дидактические игры для развития речевого дыхания Правильное речевое дыхание необходимо для развития речи. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и голос. Для развития дыхания.

Рекомендации учителя-логопеда для родителей Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает ясную дикцию и четкое произношение звуков. Желательно перед каждым комплексом артикуляционной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры-драматизации в коррекции речевого развития дошкольника
Опубликовано: 28 апреля 2016 в 09:19
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД