Лучший педагог года

Игры и игровые упражнения с использованием занимательного наглядного материала в работе по развитию речи детей с ОНР

оксана самсонова
Игры и игровые упражнения с использованием занимательного наглядного материала в работе по развитию речи детей с ОНР

Игры и игровые упражнения с использованием занимательного наглядного материала в работе по развитию речи детей с ОНР дошкольного возраста в условиях санатория.

Публикация «Игры и игровые упражнения с использованием занимательного наглядного материала в работе по развитию речи детей с ОНР» размещена в разделах

Не секрет, что дети, находясь на лечении в санатории вдали от родных и близких, в незнакомой обстановке, особенно первые дни испытывают психологический дискомфорт. В связи с этим на логопедических занятиях в качестве наглядности мы стараемся использовать не только привычные детям картинки, но и другой более занимательный наглядный материал. Это куклы пальчикового театра, объемные и приятные на ощупь вязаные овощи и фрукты, машинки, разноцветные колпачки и др. Применение такой занимательной наглядности помогает оптимизировать коррекционный процесс, повышает внимание и интерес к занятиям, а так же ускоряет процесс адаптации к новой обстановке.

Эффективность освоения любого вида деятельности во многом зависит от наличия у ребенка мотивации. Деятельность протекает более эффективно и дает более качественные результаты, если у ребенка имеются сильные и глубокие мотивы, вызывающие желание активно действовать, преодолевать трудности.

Коррекция речевых нарушений идет более успешно, если у детей сформировано положительное отношение к занятиям, есть познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, а так же если у них воспитаны чувства ответственности и обязательности.

Устранение речевых нарушений осуществляется различными методами, такими как: словесные, практические и наглядные. На каждом из этапов логопедической работы её эффективность обеспечивается несколькими методами в зависимости от поставленных задач. Ниже мы рассмотрим применение практических методов, а именно использование игр и игровых приемов в организации коррекционной деятельности.

Цветная змейка

цель:

-развитие мелкой моторики

-автоматизация звукопроизношения

-согласование в числе и роде

дети выкладывают разноцветную змейку и произносят «трудный» звук, слоги, слова с проблемным звуком.

Производят счет 1-10 со словами для автоматизации

одна шапка, две шапки …пять шапок и т. д., нажимая разными пальцами на крышечку или убирая их в коробку.

Веселые колпачки

цель:

-развитие мелкой моторики

-автоматизация звукопроизношения

-согласование в числе и роде

-увеличение объема долговременной памяти

Дети надевают на пальцы колпачки и произносят «трудный» звук, слоги, слова с проблемным звуком.

Производят счет 1-5 со словами для автоматизации

одна шапка, две шапки …пять шапок.

Дети, надевая колпачки самостоятельно называют слова на заданный звук в разной позиции (начало, конец, середина слова)

Разноцветный паровозик

цель:

-закрепление пространственных представлений

-закрепление навыков счета

-закрепление основных и оттеночных цветов

-согласование с числительными и прилагательными

-автоматизация звукопроизношения

-обогащение предметного словаря

-формирование слоговой структуры слова

дети пересчитывают вагончики, называют порядковые

числительные, называют цвет вагона по инструкции логопеда и

предметы, которые могут быть того же цвета.

Согласовывают слова в числе, роде и падеже. Называют слова-

пассажиры на заданный звук (на Ш,Ж и т. д. в разной позиции)

дети составляют поезд из стольких вагонов, сколько в слове

частей (слогов)

Весёлый зоопарк

цель:

-развитие мелкой моторики

-автоматизация и дифференциация звуков

-развития творчества и воображения

Дети выбирают игрушку соответствующую звуку над которым работают

змея – З,Ш, слон (слоник) – с, сь, ящерица (ящер) – щ, р, рь, лев (львёнок, лось (лосенок) – л,ль, медвежонок – ж, крокодил – р,

Дети сами или с помощью логопеда придумывают историю о животных, где нужно оказать помощь, выручить из беды и т. д. Выстраивают из крышечек, (палочек, шариков) мостик (дорожку, кочки, ступеньки) и помогают зверю выбраться из затруднительного положения, одновременно происходит автоматизация «трудного» звука.

Овощи-фрукты

цель:

-пополнить, уточнить и активизировать словарь детей по темам «овощи, фрукты»

-учить сравнивать, классифицировать, обобщать понятия

-развитие навыка словообразования и словоизменения

-совершенствовать словарь признаков и глагольный словарь детей

-развитие внимания, памяти и воображения

дети называют и показывают предметы соответственно обобщающему понятию, называют предмет по его описанию, самостоятельно описывают предмет «живые загадки). Проводятся игры «Что из чего?», «Один-много», «Чего не стало?», «Жадина».

Путешествие автомобильчика

цель:

-развитие мелкой моторики

-закрепление пространственной ориентировки

-изучение грамматических форм

-правильное конструирование фразы

дети прокатывают автомобильчик по панно, сопровождая действия составлением предложений с использованием пространственных предлогов, приставочных глаголов, согласовывая слова в роде числе и падеже.

Пальчиковый театр

цель:

-развитие коммуникативных навыков

-расширение пассивного словарного запаса

-формирование навыка диалогической речи

-учить пересказывать короткие тексты с опорой на демонстрацию действий

-учить выражать свои чувства с помощью мимики и просодики речи

-формировать интерес к художественной литературе

Просодические упражнения :

- скажи как волк, как медведь, как зайчик, как лисичка и т. д.

Мимика детей соответствует герою.

Подбор признаков и действий:

волк – какой? Серый, злой, коварный, голодный…

волк – что делает? Воет, рыщет, крадется…и т. д.

Навыки словообразования и словоизменения.

Дети называют диких животных. Проводятся игры :

«У кого какой домик?» у волка – логово, у медведя – берлога и т. д.

«Кто у кого?» у лисы – лисёнок, лисята. У зайца – зайчонок, зайчата… и т. д.

«Кто кем был?» лиса была ….лисёнком и т. д.

«Кто кем станет?» лисёнок станет …. Лисой и т. д.

Образование притяжательных прилагательных. Чьи уши? у зайца -, у лисы-…

чьи лапы? Чей нос? И т. д.

Употребление в речи дательного падежа. Кому нужна малина? Медведю. Кому нужны орехи? И т. д

Связная речь.

цель:

-качественное и количественное

обогащение словарного запаса

-формирование грамматического строя речи

-усвоение структуры связных высказываний

-воспитание внимания к слову, грамматическому,

синтаксическому оформлению речи

Рассказы-описания

Дети выбирают игрушку пальчикового театра и составляют рассказ описательного характера по плану:

- Кто это?

- Внешний вид (размер, цвет, чем покрыт, части тела)

- Где живет, как называется его дом?

- Кто детеныши?

- Чем питается?

- Какие сказки про него знаете?

Расскажи сказку

Дети придумывают историю про животного по выбору.

«Что случилось с мишкой (зайкой, лисёнком ит. д.) на лесной полянке?» Однажды…

Придумывают конец истории по заданному началу.

Пересказ сказки с элементами драматизации

цель:

-совершенствование и активизация познавательных процессов восприятия, внимания, памяти и мышления, особенно логического

-закрепление навыка диалогической речи

-закрепление правильного, чистого и устойчивого произношения

«колобок»

Дети пересказывают сказку, сопереживают персонажам, применяют соответствующую мимику, темп и тембр голоса, самостоятельно

контролируют звукопроизношение.

«курочка ряба»

Дети пересказывают сказку, примеряя на себя роли героев. Учатся добру и любви, сопереживанию близким.

Игры и игровые упражнения помогают проводить занятия по формированию правильной речи и ознакомлению с окружающим живее и интереснее.

Одновременно решается главная задача - коррекция речи, идет развитие зрительного восприятия и внимания. К тому же, разнообразие наглядного материала повышает познавательную активность и интерес детей.

Все игры – многоцелевые. Значит к ним можно неоднократно возвращаться, помогая детям усвоить новый материал и закрепить пройденный.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группеДидактические игры и упражнения по развитию речи детей с ОВЗ в средней группе У нормально развивающегося ребенка развитие речи начинается рано. В процессе лепета формируются предпосылки фонематического слуха, развивается.

Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструкторов Лего Игровые упражнения и дидактические игры с использованием конструкторов Лего. Игры, развивающие логическое мышление. Классификация «Чудесный.

Игры и игровые упражнения для развития слухового внимания детей дошкольного возраста Что же такое слуховое внимание и зачем нужно его развивать? Слуховое внимание-способность человека сосредотачиваться на определённом звуке.

Конспект ОД по развитию речи с использованием метода наглядного моделирования в младшей группе «Путешествие в сказку» КОНСПЕКТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ В младшей ГРУППЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В.

Конспект занятия по развитию речи с использованием наглядного моделирования (мнемотаблицы)Конспект занятия по развитию речи с использованием наглядного моделирования (мнемотаблицы) Тема: Пересказывание эскимоской сказки "Как лисичка бычка обидела". Цель: Помочь детям понять и запомнить содержание сказки «Как лисичка.

Конспект занятия по развитию речи с использованием элементов технологии наглядного моделирования в первой младшей группе Тема занятия: «МЫШКА И МИШКА» Программное содержание (цели): 1. Способствовать развитию речи как средства общения: развивать понимание речи.

Консультация для родителей «Как организовывать игры детей с использованием занимательного математического материала» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "КАК ОРГАНИЗОВАТЬ ИГРЫ ДЕТЕЙ ДОМА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЗАНИМАТЕЛЬНОГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА" Михайлова Татьяна.

Консультация для родителей «Игровые упражнения по развитию речи 6–7 лет» Игры и упражнения для развития речи ребенка 6-7лет Звукопроизношение Произнесение различных чистоговорок и скороговорок. Также как тренировочные.

Малоподвижные игры и игровые упражнения для детей (средняя группа) Основные цели игр и игровых упражнений малой подвижности являются: снижение физической нагрузки, т. е. постепенный переход от.

Подвижные игры и игровые упражнения для детей 2–3 лет «Зашагали ножки по дорожке». Задачи. Упражнять детей в самостоятельной ходьбе. Учить ходить в одном направлении. Вызывать удовольствие от.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и игровые упражнения с использованием занимательного наглядного материала в работе по развитию речи детей с ОНР
Опубликовано: 13 ноября 2018 в 23:16
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД