Папки-передвижки

Игры и упражнения для формирования морфологических и синтаксических навыков для младших дошкольников

Валентина Чистякова
Игры и упражнения для формирования морфологических и синтаксических навыков для младших дошкольников

Младший дошкольный возраст

1. Игровое упражнение «Сосчитай воробьев»

Оборудование:

Три картинки с изображением воробья, одна картинка с изображением стаи воробьев.

Дидактическая задача:

Учить согласованию существительного с числительным.

Игровая задача:

Сосчитать воробьев, ответить на вопросы.

Правила игры:

Взрослый предлагает ребенку посчитать трех воробьев, следя за правильностью речи. Затем он демонстрирует изображение стаи с вопросом: «Сколько здесь воробьев?» Контролируется правильность ответа (много воробьев).

Публикация «Игры и упражнения для формирования морфологических и синтаксических навыков для младших дошкольников» размещена в разделах

2. Игровое упражнение «Кто сумеет похвалить»

Оборудование:

Картинки с изображением: кошка, молоко, пальто, мама, дом, конфета, чай, ёжик, лиса, мальчик и др.

Дидактическая задача:

Подбирать определения к существительным, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Игровая задача:

Хвалить то, что нарисовано.

Лексический материал:

Кошка, молоко, пальто, мама, дом, конфета, чай, ёжик, лиса, мальчик и др.

Правила игры:

Взрослый объясняет условия игры: Пьеро принёс нам много разных картинок. Я вам буду их показывать, а вы — хвалить то, что нарисовано. Например, я покажу картинку, на которой нарисован апельсин. Можно так похвалить апельсин: апельсин вкусный или: апельсин ароматный. А булочку как можно похвалить? (Булочка мягкая.).

Средний возраст

1. Дидактическая игра «Кто интереснее придумает»

Оборудование:

Флажки, значки.

Дидактическая задача:

Учить детей составлять предложения по заданному глаголу.

Игровая задача:

Придумать предложение с заданным словом.

Правила игры:

Педагог произносит одно слово (глагол, например, «готовит». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Бабушка готовит вкусные пирожки», «Мама готовит вкусно», «Катя готовит суп». У кого самое интересное предложение, тот получает фишку, значок.

Примечание. За основу предложения можно взять не только глагол. Педагог может назвать любую часть речи (прилагательное, наречие и т. д.) в зависимости от цели занятия.

Итог игры:

Выигрывает тот, у кого больше фишек, значков.

2. Игровое упражнение «Что растет в лесу»

Оборудование:

предметные картинки и сюжетная картинка.

Дидактическая задача:

образование формы множественного числа существительного с окончанием -ы.

Игровая задача:

Отвечать глядя на картинку, что растет в лесу.

Правила игры:

на доску вывешивалась сюжетная картинка «Лес», дети рассматривали картинку, а экспериментатор постепенно вывешивал вокруг этой картинки карточки предметов в единственном числе (дуб, сосна, береза, гриб, цветок, куст, ягода). Речевой материал: - В лесу растет один дуб? (В лесу растут дубы); - В лесу растет одна сосна? - В лесу растет один гриб?

Старший возраст

1. Игровое упражнение «Справочное бюро»

Оборудование:

Фото или картинки с изображением домашних птиц, их птенцов; вывеска «Справочное бюро».

Дидактическая задача:

Учить распространять простое предложение однородными определениями, дополнениями.

Игровая задача:

Создать словесный портрет взрослой домашней птицы, узнать птицу по описанию.

Правила игры:

Воспитатель. Ребята, бывает, что дети могут потеряться. Что надо делать в таких случаях?  (Ждать маму на одном месте, обратиться к продавцу, милиционеру и т. п.)

В нашей игре маленькие птенцы потеряли своих родителей. Они обратились в «Справочное бюро», но не знают имена родителей, зато знают, чем те занимаются. Выбирайте себе картинку с птенцом, роль которого вы хотите исполнять.

У «сотрудников бюро» имеются все картинки с изображением взрослых домашних птиц. Он по вашему описанию узнает, кто ваши «родители».

Например: «Мой папа большой, драчливый, задиристый, важный, разноцветный, хвост, гребешок и бородка. На его лапках есть острые шпоры. Он очень рано встает, кричит свою песню: «Ку-ка-ре-ку!».

Если «сотрудник бюро» угадывает ответ, то отдает вам соответствующую картинку. В данном случае – картинку с изображением петуха.

- «Моя мама большая, белая, с длинной шеей, с оранжевым плоским клювом. У нее широкие красные лапы, как ласты. Она любит щипать траву и плавать на пруду. Она громко зовет меня: «Га-га-га!»».

- «Моя мама толстенькая, пестренькая, с тонкой длинной красной шеей, с коротким, но пышным разноцветным хвостом. Она зовет меня вот так: «У-лу-лу, у-лу-лу!»».

- «Мой папа – красивый и гордый. Его хвост похож на павлиний. А таких красивых перьев не найти во всем птичнике. У него тонкая красная шея, клюв украшен длинной красной бородой. Когда он меня зовет, то кричит» «У-лу-лу, у-лу-лу!»». И т. д.

Игра продолжается со сменой ролей.

2. Игровое упражнение «Составь предложение»

Оборудование:

нет

Дидактическая задача:

учить детей составлять правильно предложения.

Игровая задача:

Детям предлагается составить предложения с предлогами из слов, данных в начальной форме

Правила игры:

Ребята, что же случилось с Незнайкой? Он очень огорчён. Знайка и ему дал задание составить предложения з слов. Но Незнайка не может выполнить это задание. Помогите Незнайке.

Детям предлагается составить предложения с предлогами из слов, данных в начальной форме. После того, как составит предложение и назовёт предлог, на доске появляется предложение, подтверждающий правильность ответа, с графическим изображением предлога.

- Я назову слова, а вы «подружите» их, составьте из них предложение. Скажите, сколько слов в этом предложении. Назовите «маленькое» слово – предлог.

Например, машина, ехать, дорога, по – машина едет по дороге. В этом предложении 4 слова, «маленькое» слово – предлог по.

Машина, гараж, стоять, в. (Машина стоит в гараже.)

Грузовик, заехать, дом, за. (Грузовик заехал за дом.)

Поворот, мотоциклист, выезжать, из-за. (Мотоциклист выезжает из-за поворота.)

Вертолёт, лес, над, лететь. (Вертолёт летит над лесом.)

Машина, ехать, мост, под. (Машина едет под мостом.)

Автомобиль, мост, выезжать, из-под. (Автомобиль выезжает из-под моста.)

Шоссе, по, автомобиль, мчаться. (Автомобиль мчится по шоссе.)

Публикации по теме:

«Давайте вырезать» Игры и упражнения направленные на выработку навыков пользования ножницами для младших дошкольников«Давайте вырезать» Игры и упражнения направленные на выработку навыков пользования ножницами для младших дошкольников Работа с ножницами, одно из самых полезных занятий для детей дошкольного возраста. Самые обычные ножницы, которые есть в каждом доме,.

Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурахДидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ. (младший и средний дошкольный.

Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,.

Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей«Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей« Консультация для педагогов с презентацией «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей».

Консультация для воспитателей «Важность формирования правильного дыхания у младших дошкольников в процессе развития их речи»Консультация для воспитателей «Важность формирования правильного дыхания у младших дошкольников в процессе развития их речи» Дыхание – энергетическая основа звучащей речи. От развития речевого дыхания во многом зависит формирование у ребенка правильного звукопроизношения,.

Игры для формирования навыков звукового анализа слова «Красный, синий, зеленый»Игры для формирования навыков звукового анализа слова «Красный, синий, зеленый» Выполнение звуко-буквенного анализа у многих дошкольников вызывает затруднения. Детям необходимо не только понять, что звуки бывают разные:.

Методическая разработка по формированию у младших дошкольников навыков безопасного поведения на улице АКТУАЛЬНОСТЬ Одна из наиболее важных задач детского дошкольного учреждения - научить детей правилам жизни во взрослом мире, правилам, которые.

План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик»План работы направления «Игры и упражнения по формированию социальных навыков у гиперактивных детей» по проекту «Шустрик» Цель:Формирование социально-адекватного поведения у гиперактивных детей через игру. Октябрь Дидактическая игра «Разговор с руками».

Речедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических навыков для детей с ОВЗРечедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических навыков для детей с ОВЗ Уважаемые коллеги, позвольте представить вам мое авторское пособие: речедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игры и упражнения для формирования морфологических и синтаксических навыков для младших дошкольников
Опубликовано: 11 августа 2022 в 00:01
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД