Игры и упражнения для формирования морфологических и синтаксических навыков для младших дошкольников

Валентина Чистякова
Игры и упражнения для формирования морфологических и синтаксических навыков для младших дошкольников

Младший дошкольный возраст

1. Игровое упражнение «Сосчитай воробьев»

Оборудование:

Три картинки с изображением воробья, одна картинка с изображением стаи воробьев.

Дидактическая задача:

Учить согласованию существительного с числительным.

Игровая задача:

Сосчитать воробьев, ответить на вопросы.

Правила игры:

Взрослый предлагает ребенку посчитать трех воробьев, следя за правильностью речи. Затем он демонстрирует изображение стаи с вопросом: «Сколько здесь воробьев?» Контролируется правильность ответа (много воробьев).

2. Игровое упражнение «Кто сумеет похвалить»

Оборудование:

Картинки с изображением: кошка, молоко, пальто, мама, дом, конфета, чай, ёжик, лиса, мальчик и др.

Дидактическая задача:

Подбирать определения к существительным, согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже.

Игровая задача:

Хвалить то, что нарисовано.

Лексический материал:

Кошка, молоко, пальто, мама, дом, конфета, чай, ёжик, лиса, мальчик и др.

Правила игры:

Взрослый объясняет условия игры: Пьеро принёс нам много разных картинок. Я вам буду их показывать, а вы — хвалить то, что нарисовано. Например, я покажу картинку, на которой нарисован апельсин. Можно так похвалить апельсин: апельсин вкусный или: апельсин ароматный. А булочку как можно похвалить? (Булочка мягкая.).

Средний возраст

1. Дидактическая игра «Кто интереснее придумает»

Оборудование:

Флажки, значки.

Дидактическая задача:

Учить детей составлять предложения по заданному глаголу.

Игровая задача:

Придумать предложение с заданным словом.

Правила игры:

Педагог произносит одно слово (глагол, например, «готовит». Дети придумывают с этим словом предложения, например: «Бабушка готовит вкусные пирожки», «Мама готовит вкусно», «Катя готовит суп». У кого самое интересное предложение, тот получает фишку, значок.

Примечание. За основу предложения можно взять не только глагол. Педагог может назвать любую часть речи (прилагательное, наречие и т. д.) в зависимости от цели занятия.

Итог игры:

Выигрывает тот, у кого больше фишек, значков.

2. Игровое упражнение «Что растет в лесу»

Оборудование:

предметные картинки и сюжетная картинка.

Дидактическая задача:

образование формы множественного числа существительного с окончанием -ы.

Игровая задача:

Отвечать глядя на картинку, что растет в лесу.

Правила игры:

на доску вывешивалась сюжетная картинка «Лес», дети рассматривали картинку, а экспериментатор постепенно вывешивал вокруг этой картинки карточки предметов в единственном числе (дуб, сосна, береза, гриб, цветок, куст, ягода). Речевой материал: - В лесу растет один дуб? (В лесу растут дубы); - В лесу растет одна сосна? - В лесу растет один гриб?

Старший возраст

1. Игровое упражнение «Справочное бюро»

Оборудование:

Фото или картинки с изображением домашних птиц, их птенцов; вывеска «Справочное бюро».

Дидактическая задача:

Учить распространять простое предложение однородными определениями, дополнениями.

Игровая задача:

Создать словесный портрет взрослой домашней птицы, узнать птицу по описанию.

Правила игры:

Воспитатель. Ребята, бывает, что дети могут потеряться. Что надо делать в таких случаях?  (Ждать маму на одном месте, обратиться к продавцу, милиционеру и т. п.)

В нашей игре маленькие птенцы потеряли своих родителей. Они обратились в «Справочное бюро», но не знают имена родителей, зато знают, чем те занимаются. Выбирайте себе картинку с птенцом, роль которого вы хотите исполнять.

У «сотрудников бюро» имеются все картинки с изображением взрослых домашних птиц. Он по вашему описанию узнает, кто ваши «родители».

Например: «Мой папа большой, драчливый, задиристый, важный, разноцветный, хвост, гребешок и бородка. На его лапках есть острые шпоры. Он очень рано встает, кричит свою песню: «Ку-ка-ре-ку!».

Если «сотрудник бюро» угадывает ответ, то отдает вам соответствующую картинку. В данном случае – картинку с изображением петуха.

- «Моя мама большая, белая, с длинной шеей, с оранжевым плоским клювом. У нее широкие красные лапы, как ласты. Она любит щипать траву и плавать на пруду. Она громко зовет меня: «Га-га-га!»».

- «Моя мама толстенькая, пестренькая, с тонкой длинной красной шеей, с коротким, но пышным разноцветным хвостом. Она зовет меня вот так: «У-лу-лу, у-лу-лу!»».

- «Мой папа – красивый и гордый. Его хвост похож на павлиний. А таких красивых перьев не найти во всем птичнике. У него тонкая красная шея, клюв украшен длинной красной бородой. Когда он меня зовет, то кричит» «У-лу-лу, у-лу-лу!»». И т. д.

Игра продолжается со сменой ролей.

2. Игровое упражнение «Составь предложение»

Оборудование:

нет

Дидактическая задача:

учить детей составлять правильно предложения.

Игровая задача:

Детям предлагается составить предложения с предлогами из слов, данных в начальной форме

Правила игры:

Ребята, что же случилось с Незнайкой? Он очень огорчён. Знайка и ему дал задание составить предложения з слов. Но Незнайка не может выполнить это задание. Помогите Незнайке.

Детям предлагается составить предложения с предлогами из слов, данных в начальной форме. После того, как составит предложение и назовёт предлог, на доске появляется предложение, подтверждающий правильность ответа, с графическим изображением предлога.

- Я назову слова, а вы «подружите» их, составьте из них предложение. Скажите, сколько слов в этом предложении. Назовите «маленькое» слово – предлог.

Например, машина, ехать, дорога, по – машина едет по дороге. В этом предложении 4 слова, «маленькое» слово – предлог по.

Машина, гараж, стоять, в. (Машина стоит в гараже.)

Грузовик, заехать, дом, за. (Грузовик заехал за дом.)

Поворот, мотоциклист, выезжать, из-за. (Мотоциклист выезжает из-за поворота.)

Вертолёт, лес, над, лететь. (Вертолёт летит над лесом.)

Машина, ехать, мост, под. (Машина едет под мостом.)

Автомобиль, мост, выезжать, из-под. (Автомобиль выезжает из-под моста.)

Шоссе, по, автомобиль, мчаться. (Автомобиль мчится по шоссе.)

Публикации по теме:

«Давайте вырезать» Игры и упражнения направленные на выработку навыков пользования ножницами для младших дошкольников«Давайте вырезать» Игры и упражнения направленные на выработку навыков пользования ножницами для младших дошкольников Работа с ножницами, одно из самых полезных занятий для детей дошкольного возраста. Самые обычные ножницы, которые есть в каждом доме,.

Дидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурахДидактические игры и упражнения для формирования представлений о форме предметов и геометрических фигурах ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ФОРМЕ ПРЕДМЕТОВ И ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ФИГУРАХ. (младший и средний дошкольный.

Игры и игровые упражнения для развития смыслового чтения младших школьников ИГРЫ И ИГРОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ Развитие восприятия. Восприятие – это основной познавательный процесс чувственного отражения действительности,.

Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей«Консультация для педагогов «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей« Консультация для педагогов с презентацией «Музыкально-ритмические упражнения как средство формирования двигательных умений и навыков детей».

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игры и упражнения для формирования морфологических и синтаксических навыков для младших дошкольников
Опубликовано: 11 августа 2022 в 00:01
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 сентября. Праздник зонтика на МААМ

Когда на улице дождь (а осенью это случается всё чаще), зонтик становится нашим верным спутником и помощником на прогулках. Ему мы и посвящаем наш очередной тематический день – последний в сентябре...

30 сентября. День интернета в России

30 сентября в России празднуется Всемирный день интернета. Именно в этот день в 1998 году была проведена первая перепись пользователей русскоязычной части интернета — Рунета, их количество на тот момент...


Горячие темочки