Папки-передвижки

Игры и упражнения для работы с детьми по лексической «Перелётные и водоплавающие птицы».

Светлана Глущенко
Игры и упражнения для работы с детьми по лексической «Перелётные и водоплавающие птицы».

Тема: «Перелётные и водоплавающие птицы».

Предметный словарь: Птицы, грачи, ласточки, журавли, скворцы, зяблики, кукушки, аисты, соловей, стрижи, лебеди, утки, селезень, цапля, гуси, жаворонок, клюв, голова, шея, туловище, ноги, лапки, перепонки, крылья, хвост, перья, когти, оперение, пух, хохолок, гнездо, болото, скворечник, яйцо, птенец (лебеденок, лебедыш, лебедок и т. д., корм, юг, перелет, клин, косяк, стая.

Публикация «Игры и упражнения для работы с детьми по лексической „Перелётные и водоплавающие птицы“,» размещена в разделах

Глагольный словарь: Прилетать, улетать, уничтожать, клевать, выводить, строить, высиживать, выкармливать, летать, петь, звенеть, кормить, щебетать, курлыкать, гоготать, шипеть, взлетать, чистить, прыгать, заливаться, возвращаться, пить, ловить, кружить, тосковать, зимовать, вьют.

Словарь признаков: Звонкий, веселый, маленький, беспомощный, длинношеий, длинноногий, красноклювый, короткоклювый, длиннохвостый, дикие, водоплавающие, перелетные, быстрые, дружные, здоровые, белые, крупные, мелкие, острый, короткий, пушистый, длинный, дикий, заботливые, черные, проворные, голосистые, певчие, болотные, пернатые.

Беседа

Какие птицы улетают в теплые края; почему они улетают; когда возвращаются; части тела птицы; оперение.

Лексико-грамматические игры и упражнения

«Чем питаются птицы Формирование у детей обобщающего понятия «насекомоядные».

Логопед показывает детям картинки насекомых и спрашивает: «Чем питаются птицы

Дети должны дать полный ответ: «Птицы питаются червяками (бабочками, жуками, улитками, комарами, кузнечиками, гусеницами, стрекозами, муравьями, мухами)».

«Четвертый лишний». На доске — четыре картинки: три птицы и одно животное или три животных и одна птица. Дети должны сказать, кто лишний, и объяснить, почему.

Лишний волк, потому что это животное, а остальные — птицы.

Лишняя ласточка, потому что это птица, а остальные — животные. И т. д.

«Чего не хватает?» Логопед закрывает на картинке различные части тела птицы и спрашивает детей : «Чего не хватает у птицыптицы не хватает хвоста (головы, туловища, лапок, клюва, глаз, когтей, перышек).

«Угадай слово». Использование в речи глаголов в единственном и множественном числе.

Птица улетает, а птицы. (вылетает, залетает, прилетает, летает, клюет, машет крыльями, прыгает, кричит, спит, вьет гнездо, поет).

Логопед выделяет голосом окончания глаголов. Каждое предложение дети повторяют целиком.

Физкультминутка-логоритмика

• Речевая подвижная игра «Мы с ребятами шагаем.»

Мы с ребятами шагаем,

Части слова мы считаем.

Дети произносят слова по изучаемой теме и делают шаг на каждый слог.

Диалог

Цели: развивать общие речевые навыки, интонационную выразительность речи.

— Улетели сегодня стрижи.

— А куда улетели, скажи?

— А туда улетели они,

Где на солнышке греются дни,

Где совсем не бывает зимы.

Но милее им всё-таки мы!

И они прилетят по весне

И опять засвистят в вышине.

Е. Благинина

Игра «Подскажи словечко»

Цели: развивать слуховое внимание, чувство рифмы. Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, дети внимательно слушают и договаривают последнее слово.

Он весной поёт красиво,

Звонко, весело, игриво!

Угадай-ка поскорей,

Что за птичка?. (соловей)

Солнце греет у порога

И растаяли сугробы,

Потекли рекой ручьи, Прилетели к нам. (грачи)

Высоко под облаками,

Над полями и лугами,

Словно выпорхнув спросонок,

Песнь заводит. (жаворонок)

Кто в лесу у нас гадает И про жизнь твою все знает? Прокукует, подсчитаешь, Сколько жить тебе узнаешь! Птичка, серая подружка, А зовут ее. (кукушка)

Игра «Узнай по силуэту»

Цели: развивать зрительное восприятие, зрительное внимание, расширять и уточнять словарный запас по теме, формировать грамматический строй речи, учить образовывать притяжательные прилагательные, развивать связную речь.

Ход игры. Ребёнок рассматривает картинку, называет птиц и объясняет, как он догадался. Например:

Я думаю, что это лебедь. У него лебединая шея, лебединый хвост и лебединые крылья.

Игра «Какая птица улетела

Цели: развивать зрительное внимание и память, развивать связную речь (умение строить предложение).

Ход игры. Воспитатель выставляет на панно 5-6 изображений перелётных птиц (постепенно количество картинок увеличивается) и предлагает детям назвать всех птиц. Затем воспитатель говорит, что одна из птиц сейчас улетит на юг, просит детей закрыть глаза и убирает одно изображение птицы. Дети открывают глаза и пытаются припомнить, какая птица улетела. Тот, кто первым даёт правильный ответ, получает призовой жетон. Воспитатель предлагает отвечать полным предложением.

Например: На юг улетел журавль. В теплые края улетела цапля.

Выигрывает тот, у кого жетонов больше.

Игра «Какая птица лишняя

Цели: закреплять обобщающее понятие «перелётные птицы»; лить находить основное отличие у объектов, входящих в близкие обобщающие понятия: «птицы перелётные и птицы зимующие». Учить делить слова — названия птиц на слоги.

Ход игры. Воспитатель выкладывает перед детьми картинки с изображением перелётных птиц и одну картинку с изображением зимующей птицы или наоборот. Дети должны назвать лишнюю птицу и объяснить свой выбор. Ребёнок, ответивший правильно, забирает лишнюю птицу себе. В конце игры воспитатель предлагает детям сосчитать количество слогов в названии их птицы.

Игра «Подумай и назови»

Цели: развивать лексико-грамматический строй речи, уточнить представления детей о признаках и действиях перелётных птиц.

Ход игры. Игра проводится с мячом. Воспитатель бросает ребенку мяч и называет признак или действие перелётной птицы, ребенок, бросая мяч обратно, должен произнести название перелетной птицы, к которой относится данный признак или действие. Например:

венценосный — журавль

щебечет — ласточка

длинноногая — цапля

кукует — кукушка

быстрокрылая — ласточка

курлычет — журавль

длинношеий — лебедь,

журавль ходит по болоту — цапля

стоит на крыше — аист

Игра «Считай и называй»

Цели: развивать грамматический строй речи (согласование числительных с существительными).

Ход игры. Воспитатель раздает детям картинки с изображением перелетных птиц, предлагает детям рассмотреть их и назвать. Затем детям предлагается по очереди бросать кубик, на гранях которого написаны цифры, и составлять предложения (по образцу) с использованием названия птицы и выпавшей на кубике цифры.

Например:

У меня два аиста. — У меня пять грачей.

Игра «Чья стая?»

Цели: формировать грамматический строй речи (учить образовывать притяжательные прилагательные от существительных).

Ход игры. Воспитатель рассказывает детям о том, что осенью перелётные птицы собираются в стаи и улетают на юг и предлагает детям назвать, какие стаи можно увидеть в осеннем небе.

Например:

Стая уток (чья) утиная

Стая лебедей.

Стая журавлей.

Стая гусей.

Игра «Составь предложение»

Цели: развивать связную речь, закреплять умение правильно строить предложение, развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать предложение, в котором все слова поменялись местами и построить правильное предложение.

Собираются, утки, в, осенью, стаи.

От, последними, нас, грачи, улетают. В, скворечник, саду, опустел. Журавли, к, собрались, отлёту.

Игра «Поймай и раздели»

Цели: совершенствовать навык слогового анализа слов.

Деление на слоги слов — названий перелётных птиц.

Ход игры. Дети встают в круг, воспитатель бросает мяч одному из детей, произнося слово. Ребёнок ловит мяч и, бросая его воспитателю, произносит это же слово по слогам и называет количество слогов в слове.

Слова: грач, скво-рец, а-ист, ле-бедь, ут-ка, гусь, жу-равль, со-ло-вей, жа-во-ро-нок.

Игра «Отгадай слово»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить определять первый и последний звук в слове.

Ход игры. Воспитатель раскладывает на столе картинки с изображением перелётных птиц и предлагает детям отгадать, какое слово задумано по первому и последнему звуку. Тот, кто отгадал, получает картинку. В конце игры подсчитывают результат.

Например: Первый звук [л], последний — [а] (ласточка).

ПРАВИЛЬНО НАЗЫВАТЬ ПТЕНЦОВ:

Журавли – журавлята.

Грачи – грачата.

Гуси – гусята.

Скворцы – скворчата.

Утки -. .

Кукушки -. .

Стрижи -. .

ПРАВИЛЬНО ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ: ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ЧЬИ?

Чей клюв?

У журавля – журавлиный.

У гуся – гусиный.

У утки..

У кукушки..

У грача..

ОДИН - МНОГО.

Кукушка – кукушки.

Журавль - журавли.

Скворец - скворцы.

Соловей - соловьи.

Жаворонок – жаворонки.

Лебедь - лебеди.

Грач - грачи.

Утка - утки.

Ласточка – ласточки.

Грачонок – грачата.

Аист – аисты.

Гусенок – гусята.

КТО КАК ГОЛОС ПОДАЁ Т:

Кукушка – кукует.

Ласточка – щебечет.

Скворец – поет.

Журавль – курлыкает.

Утка – крякает.

Гусь – гогочет.

ПОДСКАЖИ СЛОВЕЧКО.

На шесте — дворец, во дворце — певец, а зовут его —. (скворец).

НАЗОВИ ЛАСКОВО :

Соловей — соловушка.

Журавль — журавушка.

Лебедь — лебедушка. .

У КОГО - КТО?

У кукушки – кукушонок, кукушата.

У журавля - журавленок, журавлята.

У скворца - скворчонок, скворчата.

У лебедя - лебеденок, лебедята.

У грача - грачонок, грачата.

У утки - утенок, утята.

У аиста – аистенок, аистята.

У гуся – гусенок, гусята.

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ:

На дереве гнездо, а на деревьях. (гнезда).

На ветке сук, а на ветках..

В гнезде птенец, а в гнездах —. .

На дворе дерево, а в лесу —. .

ЗАКОНЧИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ СЛОВАМИ "ДЛИННОНОГИЙ ЖУРАВЛЬ" :

В поле я увидел. (длинноногого журавля). Я долго наблюдал за. (длинноногим журавлем). Мне очень понравился этот красивый и стройный. (длинноногий журавль). Я хотел подойти к. (длинноногому журавлю). Но он испугался и улетел. Красиво летел, расправив крылья, и кружась в небе. (длинноногий журавль). Я рассказал маме о. (длинноногом журавле). Мама сказала, что нельзя подходить и пугать. (длинноногого журавля). Я обещал маме больше не подходить к. (длинноногому журавлю). Теперь я буду только издалека наблюдать за. (длинноногим журавлем).

ПОДБЕРИ НУЖНЫЙ ПО СМЫСЛУ ПРЕДЛОГ (ИЗ, В, К, НАД, НА, ПО) :

Грач вылетел. гнезда. Грач прилетел. гнездо. Грач подлетел. гнезду. Грач кружит. гнездом. Грач сел. ветку. Грач ходит. пашне.

Стихи для чтения и заучивания наизусть

ОТЛЁТ ГУСЕЙ

Улетали гуси, Ночь их проводила,

Им росой студёной

Перышки умыла.

Улетали гуси —

Перышки роняли,

Над родной сторонкой

Жалобно кричали.

Е. Благинина

КУЛИК

Опять распахнута дорога

Дождям осенним и ветрам.

В глуши, на отмели отлогой,

Грустит кулик по вечерам.

И, покидая шум причальный,

Спешит осенняя река

Услышать тихий и печальный,

Прощальный голос кулика.

Т. Белозёров

Загадки.

У меня ходули –

Не страшит болото.

Лягушат найду ли –

Вот моя забота.

(Цапля) Черен конь за морем бывал;

Спереди шильце, сзади вильце,

На груди белое полотенце.

(Ласточка)

Каждый год я к вам лечу,

Зимовать у вас хочу,

И еще красней зимой

Ярко красный галстук мой.

(Снегирь) На шесте дворец,

Во дворце – певец.

(Скворец)

Всех прилетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

(Грач) Кто без нот и без свирели

Лучше всех выводит трели,

Голосистее, нежней?

Кто же это? …

(Соловей)

Прилетает к нам с теплом,

Путь проделав длинный.

Лепит домик под окном

Из травы и глины.

(Ласточка) Есть на дереве дворец,

Во дворце живет певец.

Он не лает, не кусает,

Сад фруктовый охраняет.

(Скворец)

Всех перелетных птиц черней,

Чистит пашню от червей.

(Грач) Верст не считали,

По дорогам не езжали,

А за морем бывали.

(Перелетные птицы)

Эту птицу знает всякий :

На шесте его дворец.

Червяков птенцам таскает

Да трещит весь день…

(Скворец) Гости приходят весной,

А уходят осенью.

(Перелетные птицы)

Кто без нот и без свирели

Лучше всех заводит трели?

(Соловей) Шея тонкая и ноги,

Не боясь воды ни капли,

Рыб, лягушек ловят много

Клювом длинным. Это…

(Цапли)

Начинает песни в мае,

Трели льются средь ветвей,

Все вокруг ему внимает,

А певец тот …

(Соловей) Весной и летом за пахарем ходит,

А под зиму с криком уходит.

(Грач)

В синем небе голосок

Будто крошечный звонок.

(Жаворонок) По весне к нам с юга мчится

Черная, как ворон, птица.

Для деревьев наших врач –

Насекомых ест всех …

(Грач)

Окраской – сероватая,

Повадкой – вороватая.

Крикунья хрипловатая.

Известная персона

По имени …

(Ворона) В серой шубке перовой

И в морозы он герой.

Скачет,

На лету резвится.

Не орел, но все же птица.

(Воробей)

Жить чужим птенцам мешают,

А своих они бросают.

И в лесу возле опушки

Счет годам ведут …

(Кукушки) Эта птица желтого цвета,

Ярким солнцем она согрета.

Песнь красива ее и долга –

Флейтой свищет в лесу …

(Иволга)

Лебеди

Лебеди стадом летели из холодной стороны в тёплые земли. Они летели через море. Они летели день и ночь, и другой день и другую ночь они, не отдыхая, летели над водою. На небе был полный месяц, и лебеди далеко внизу под собой видели синеющую воду. Все лебеди уморились, махая крыльями; но они не останавливались и летели дальше. Впереди летели старые, сильные лебеди, сзади летели те, которые были моложе и слабее. Один молодой лебедь летел позади всех. Силы его ослабели. Он взмахнул крыльями и не мог лететь дальше. Тогда он, распустив крылья, пошёл книзу. Он ближе и ближе спускался к воде; а товарищи его дальше и дальше белелись в месячном свете. Лебедь спустился на воду и сложил крылья. Море всколыхнулось под ним и покачало его.

+

Стадо лебедей чуть виднелось белой чертой на светлом небе. И чуть слышно было в тишине, как звенели их крылья. Когда они совсем скрылись из вида, лебедь загнул назад шею и закрыл глаза. Он не шевелился, и только море, поднимаясь и опускаясь широкой полосой, поднимало и опускало его.

Перед зарёй лёгкий ветерок стал колыхать море. И вода плескала в белую грудь лебедя. Лебедь открыл глаза. На востоке краснела заря, и месяц и звёзды стали бледнее. Лебедь вздохнул, вытянул шею и взмахнул крыльями, приподнялся и полетел, цепляя крыльями по воде. Он поднимался выше и выше и полетел один над тёмными всколыхавшимися волнами.

Л. Н. Толстой.

Зимние долги

Н. И. Сладков

Расчирикался Воробей на навозной куче — так и подскакивает! А Ворона-карга как каркнет своим противным голосом:

— Чему, Воробей, возрадовался, чего расчирикался?

— Крылья зудят, Ворона, нос чешется, — отвечает Воробей. — Страсть драться охота! А ты тут не каркай, не порть мне весеннего настроения!

— А вот испорчу! — не отстаёт Ворона. — Как задам вопрос!

— Во напугала!

— И напугаю. Ты крошки зимой на помойке клевал?

— Клевал.

— А зёрна у скотного двора подбирал?

— Подбирал.

— А в птичьей столовой у школы обедал?

— Спасибо ребятам, подкармливали.

— То-то! — надрывается Ворона. — А чем

ты за всё это расплачиваться думаешь? Своим чик-чириканьем?

— А я один, что ли, пользовался? — растерялся Воробей. — И Синица там была, и Дятел, и Сорока, и Галка. И ты, Ворона, была.

— Ты других не путай! — хрипит Ворона. — Ты за себя отвечай. Брал в долг — отдавай! Как все порядочные птицы делают.

— Порядочные, может, и делают, — рассердился Воробей. — А вот делаешь ли ты, Ворона?

— Я раньше всех расплачусь! Слышишь, в поле трактор пашет? А я за ним из борозды всяких корнеедов и корнегрызунов выбираю. А Сорока с Галкой мне помогают. А на нас глядя и другие птицы стараются.

— Ты тоже за других не ручайся! — упирается Воробей. — Другие, может, и думать забыли.

Но Ворона не унимается:

— А ты слетай да проверь!

Полетел Воробей проверять. Прилетел в сад, там Синица в новой дуплянке живёт.

— Поздравляю с новосельем! — Воробей говорит. — На радостях-то небось и про долги забыла!

— Не забыла, Воробей, что ты! — отвечает Синица. — Меня ребята зимой вкусным сальцем угощали, а я их осенью сладкими яблочками угощу. Сад стерегу от плодожорок и листогрызов.

Делать нечего, полетел Воробей дальше. Прилетел в лес, там Дятел стучит. Увидал Воробья, удивился:

— По какой нужде, Воробей, ко мне в лес прилетел?

— Да вот расчёт с меня требуют, — чирикает Воробей. — А ты, Дятел, как расплачиваешься?

— Уж так-то стараюсь, — отвечает Дятел. — Лес от древоточцев и короедов оберегаю. Бьюсь с ними не щадя живота! Растолстел даже.

— Ишь ты, — задумался Воробей. — А я думал.

Вернулся Воробей на навозную кучу и говорит Вороне:

— Твоя, карга, правда! Все за зимние долги отрабатывают. А я что — хуже других? Как начну вот птенцов своих комарами, слепнями да мухами кормить! Чтобы кровососы эти ребят не жалили! Мигом долги верну!

Сказал так и давай опять на куче навозной подскакивать и чирикать. Пока ещё время свободное есть. Пока воробьята в гнезде не вылупились.

Развитие связной речи

СОСТАВЛЕНИЕ ОПИСАТЕЛЬНОГО РАССКАЗА.

Грач – птица черного цвета с белым клювом. У грача есть голова, туловище, крылья, хвост, лапы. Все тело птицы покрыто перьями. Весной грачи прилетают из теплых стран, строят гнезда и выводят птенцов – грачат. Грачи питаются насекомыми, червями и семенами растений. Осенью, когда становится холодно, грачи собираются в стаи и улетают в теплые страны до весны. Грачи помогают человеку, они уничтожают насекомых и гусениц – вредителей полей и огородов.

Публикации по теме:

Игры и игровые упражнения в работе с гиперактивными детьмиИгры и игровые упражнения в работе с гиперактивными детьми Дети, которые имеют диагноз СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью, нуждаются в особом подходе. С каждым годом таких детей.

Игры и упражнения с детьми с нарушением зрения Ориентировка в пространстве. «Игрушки пришли к нам в гости». Цель: Учить детей приемам зрительно-осязательного обследования игрушек, расположению.

Конспект коррекционного часа для детей с ЗПР «Перелётные птицы» Цель проведения коррекционного часа: реализация практических рекомендаций по использованию заданий учителя- дефектолога. Цель: уточнение.

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Водоплавающие птицы» Цель: Учить устанавливать связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме, расширить и уточнить представление детей о водоплавающих.

Конспект по ОД по ФЭМП у детей средней группы по лексической теме «Перелётные птицы» Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей средней группы.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Весна. Перелётные птицы» для 3–5 лет Цель: познакомить детей с понятием "перелётные птицы", продолжать знакомить детей с птицами, их разнообразием, особенностями и повадками.

Лэпбук «Перелётные птицы»Лэпбук «Перелётные птицы» Лэпбук - это самодельная папка с различным набором материалов на определенную тему. Лепбук помогает изучить и закрепить пройденный материал.

Лэпбук «Перелётные птицы»Лэпбук «Перелётные птицы» Здравствуйте уважаемые коллеги! Представляю Вашему вниманию лэпбук на актуальную осенью тему перелётных птиц. Цель: Формирование экологической.

Лэпбук по теме «Зимующие и перелётные птицы» для детей дошкольного возрастаЛэпбук по теме «Зимующие и перелётные птицы» для детей дошкольного возраста В дошкольном возрасте происходит формирование начал экологической культуры, которая продолжает развиваться в младшем школьном возрасте.

Презентация «Перелётные птицы» В настоящее время проблема экологического воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее актуальных. Именно в период дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и упражнения для работы с детьми по лексической «Перелётные и водоплавающие птицы».
Опубликовано: 19 октября 2018 в 08:22
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД