Игры и упражнения для развития памяти детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Гончарук Татьяна
Игры и упражнения для развития памяти детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Игры и упражнения для развития памяти детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

В последние годы количество детей с ограниченными возможностями здоровья неуклонно растет. В детские сады все чаще приходят дети с тяжелыми нарушениями речи, задержкой психического развития и другими нарушениями развития. В рекомендациях ТПМПК часто пишут о необходимости занятий не только с учителем-логопедом, но и с учителем-дефектологом и педагогом –психологом. Если учитель-логопед работает с речевой стороной развития ребенка, а педагог-психолог – с эмоционально-волевой сферой, то учитель-дефектолог занимается коррекцией познавательной сферы и развитием ВПФ, то есть восприятия, память, внимание, мышление.

Я хочу рассказать о некоторых играх и упражнениях, которые направленны на развитие памяти детей с ЗПР.

Память детей с задержкой психического развития относится к тем психическим процессам, которые нарушаются вместе с вниманием и определяют структуру данного отклонения в развитии. У детей данной группы отмечается своеобразие развития как образной, так и словесной памяти. Объем памяти у них меньше чем у нормально развивающихся детей. Есть трудности запоминания и удержания в памяти, актуализации образов. Зрительная память развита несколько лучше, чем словесная. Таким детям необходимо большее количество повторений словесного ряда для долговременного запоминания. Они быстро утомляются, часто отвлекаются. Как правило, дети не используют возможность опосредованного процесса запоминания, обобщений и группировок, что могло бы им помочь в запоминании материала. При воспроизведении – отмечается упрощение структуры объекта, его фрагментарность, схематичность.

После проведения диагностики и выявления проблем можно начинать подбор игр и упражнений на развитие памяти. Так как сейчас большинство детских садов работает по тематическому плану, задания и материалы для занятий по развитию памяти можно подбирать соответственно теме надели. Кроме того, при взаимодействии с учителем-логопедом можно проводить автоматизацию поставленных им звуков на специально подобранных картинках с определенным звуком. Игры и упражнения можно использовать на индивидуальных занятиях и на занятиях с подгруппами детей по 4-6 человек.

Игры и упражнения

Цель: развитие произвольной памяти через систему игр и упражнений.

Задачи: 1. Развивать различные виды памяти: сенсорную (зрительную, слуховую, моторную, образную, словесно-логическую, эмоциональную, кратковременную, оперативную, долговременную.

2. Стимулировать развитие познавательных процессов, влияющих на развитие памяти: восприятие, внимание, воображение, наглядно-образное мышление, логическое мышление.

3. Способствовать развитию познавательных интересов и потребностей детей

На первых занятиях необходимо дать понять ребенку, что здесь будет интересно и весело, то есть надо установить контакт с ребенком. Для этого подойдут такие игры.

1. «Давайте познакомимся». Детям предлагается назвать свое имя и придумать одно прилагательное, характеризующее его, например: «Я, Маша, красивая» По цепочке дети называют свое имя, одно прилагательное и вспоминают как зовут остальных участников группы.

2. «Я положил в мешок». Взрослый начинает эту игру и говорит: «Я положил в мешок яблоки». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет что-нибудь свое: «Я положил в мешок яблоки и бананы». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя. И так далее.

Этот тип задания можно использовать практически на любые темы. Овощи-фрукты: - собираем урожай; мебель, посуда, одежда - «Я купила в магазине – стол/тарелку/ платье»; животные, птиц, рыбы, наскомые – «Я видела в зоопарке/у бабушки – слона/козу»; времена года – «Осенью бывают – дожди, лужи т. д.»

Игры и упражнения для развития слуховой, моторно-слуховой памяти.

1. Игра «Собираем букет». Первый участник собирает 1 цветок в букет. Второй повторяет и добавляет свой. Третий повторяет 2 цветка и добавляет в букет свой цветок и т. д. (для занятия подбираются картинки с изображением цветов).

2. Игра «Повтори за мной». Дети стоят возле стола ведущего. Ведущий предлагает одному ребенку прохлопать все, что ему простучит карандашом ведущий. Остальные дети внимательно слушают и оценивают исполненные движения: поднимают вверх большой палец, если хлопки правильные, и опускают его вниз, если неправильные.

3. Игра «Запомни движения». Дети повторяют движения рук и ног за ведущим. Запомнив очередность упражнений, повторяют их в обратном порядке.

4. Игра «Внимательный слушатель». Детям предлагается прослушать рассказ 9 4-6 небольших предложений, количество которых увеличивается со временем). Затем воспроизвести рассказ устно.

5. Игра «Запомни пару». Детям медленно зачитывается 10 пар слов, между которыми есть смысловая связь: тарелка-суп, почта-письмо, зима-снег, булка-мука, карандаш-бумага, машина- дорога, мультфильм-телевизор, буква-книга, сапог-нога, рыба-вода. Через 1-2 мин. Зачитывается лишь первое слово каждой пары, а ребенок припоминает второе слово.

Если ребенку на первых порах очень трудно на слух выполнить это задание, можно подобрать картинки, которые со временем вы уберете. Здесь развивается не только слуховая память, но и логическая.

6. Игра «Море волнуется». Начало игры такое же как и обычная игра: дети после произнесенных слов замирают в определенной позе. Ведущий смотрит на всех детей, запоминает кто как стоит (угадывает образ) и повернувшись спиной к играющим, называет позу (описывает положение рук, ног, тем самым «расколдовывая» ребенка.

7. Игра «Запомни 10 слов». Детям называются 10 слов с установкой на запоминание и предлагается составить рассказ из этих 10 слов. В конце занятия педагог просит вспомнить те слова.

8. Игра «Зоопарк» с мячом. Ведущий бросает мяч ребенку, называя животное. Ребенок ловит мяч, повторяет то животное, которое назвал ведущий, называет свое животное и бросает мяч другому ребенку, тот повторяет названных животных и добавляет своего.

9. Игра «Водопад слов». Детям предлагается повторить слова в той же последовательности, которую предлагает ведущий. Вначале дается 1 слово, потом 2, потом 3 и так далее до 10. Слова между собой сгруппированы по определенным категориям – посуда, цветы, птицы и т. д.

Игры и упражнения для развития зрительной, моторно-зрительной памяти.

1. Игра «Запомни порядок». Дети выстраиваются друг за другом в произвольном порядке. Водящий, посмотрев на детей, должен отвернуться и перечислить, кто за кем стоит. Затем водящим становится другой.

2. Игра «Пуговицы». Детям предлагается запомнить расположение пуговиц на карте и по памяти, на своих картах, выложить в том же порядке пуговицы. Постепенно увеличивается число пуговиц и комбинаций.

3. Игра «Запомни и нарисуй» Детям зачитывается с установкой на запоминание 10 слов: книга, луна, звон, мед, вода, окно, лед, день, гром, брат. Детям предлагается к каждому слову сделать рисунок, который бы помог ему, потом вспомнить эти слова.

4. Игра «Фигуры по порядку». Детям предлагается карточка с четырьмя геометрическими фигурами в ряд. Время демонстрации одной карточки — 10 секунд. После демонстрации одной из карточек следует попросить ребенка нарисовать фигуры в той последовательности, в которой они были изображены на карточке.

5. Игра «Запомни фигуры по цвету». Детям предлагается для запоминания 5 карточек разного цвета с изображенными на них значками (цифры, буквы, геометрические фигуры). Время запоминания - 15 сек. Далее на пустых бланках детям нужно самостоятельно воспроизвести увиденное.

6. Игра «Разведчики». Из группы выбирается «разведчик» и «командир», остальные - «отряд». В комнате хаотично расставлены стулья. «Разведчик» ходит между стульями с разных сторон. «Командир» наблюдает за действиями «разведчика». Затем проводит отряд по тому пути, который был ему показан «разведчиком». Потом второй «разведчик» показывает новый путь и другой «командир» повторяет его.

7. Игра «Чего не стало». Детям предлагается от 4 до 10 картинок в ряд. Дети смотрят и запоминают картинки. Затем закрывают глаза, ведущий убирает 1 (2,3) картинки, дети открыв глаза называют какую картинку убрал ведущий.

8. Игра «Что изменилось». Детям предлагается от 4 до 10 картинок в ряд. Дети смотрят и запоминают картинки. Затем закрывают глаза, ведущий меняет местами 1 (2,3 и т. д) картинки, дети открыв глаза восстанавливают правильную последовательность картинок.

9. Игра «Меморина». На столе выложены парные картинки (от 5 до 10-15 пар) рубашкой вверх, поочередно дети открывают две картинки – если они совпали (пара) ребенок забирает их себе, если не совпали – переворачивает и ход переходит к другому. В конце игры считаю у кого больше пар. Картинки тоже можно подбирать согласно недельной тематике.

Игры и упражнения для развития логической памяти и создание ассоциативных связей

1. Игра «Запомни слова». Предлагается к каждому слову подобрать картинку, которая поможет ему запомнить названное слово, например:

- картинки: корова, курица, книга, веник, игла, рыба, яблоко, ландыш, пирог; - слова: молоко, цыпленок, читать, уборка, шить, река, сад, душистый, вкусный. Через некоторое время педагог просит глядя на картинки назвать слово, которое должен был запомнить ребенок.

2. Игра «Пиктограмма». Детям для запоминания предлагается 7-10 словосочетаний: мальчику холодно, девочка плачет, папа сердится, бабушка отдыхает, мама читает, дети гуляют, пора спать. К каждому словосочетанию просят нарисовать небольшой рисунок (схему, пиктограмму, который поможет запомнить словосочетание. Каждое последующее словосочетание проговаривается только после того, как сделан рисунок. После окончания работы взрослый просит воспроизвести детей, словосочетания опираясь на сделанные рисунки.

Современные дети очень любят различные компьютерные игры, в интернете есть много игр для детей, направленные на развитие различных видов памяти. «Мерсибо» - один из ресурсов, который предоставляет множество игр, помогающих в работе коррекционных педагогов. Дети с удовольствием играют в эти игры, легко и непринужденно усваивая навыки в игре. Я использую эти игры в качестве поощрения в конце занятий. Ребята с нетерпением ждут этого момента, даже не подозревая, что продолжают заниматься.

Гончарук Татьяна Николаевна, учитель-дефектолог детского сада.

Публикации по теме:

Презентация «Дидактические игры для развития логики, памяти и мышления детей дошкольного возраста» Актуальность. Современные требования дошкольного образования предполагают необходимость поиска способов развития логических приемов умственных.

Игры и игровые упражнения для развития слухового внимания детей дошкольного возраста Что же такое слуховое внимание и зачем нужно его развивать? Слуховое внимание-способность человека сосредотачиваться на определённом звуке.

Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста Игры и упражнения для развития интонационной выразительности речи детей дошкольного возраста. Игры-упражнения на развитие восприятия мелодики.

Консультация для родителей «Игры и упражнения для развития памяти и речи» Консультация для родителей Игры и упражнения для развития памяти и речи Представленные игры и упражнения рекомендованы для работы с детьми.

Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста Игры и упражнения для развития речевого дыхания у детей дошкольного возраста. Выполнила: воспитатель Петрова Лилия Владимировна Представляю.

Игры и упражнения для развития навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возрастаИгры и упражнения для развития навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения, направленные на развитие навыков ориентировки в пространстве у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Спорт и физкультура
  • Спорт и физкультура
Автор публикации:
Игры и упражнения для развития памяти детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Опубликовано: 7 июля 2018 в 14:30
+52Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчет «Помогаем бабушке и дедушке солить овощи»
Пришла красивая, нарядная осенняя пора, Осень". Осенняя пора, пора заготовок. Много урожая бабушка с дедушкой вырастили в своем огороде. Огород помогал...
Конспект урока литературного чтения «Стихи о весне А. Н. Плещеева»
Конспект урока литературного чтения Тема: «Стихи о весне А. Н. Плещеева" Задачи: • ознакомить детей со стихотворениями о весне А. Н. Плещеева , обогатить...
Проект для подготовительной группы «Моя любимая улица»
Тема проекта: "Моя любимая улица" Направление проектной деятельности: познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие. Продолжительность...
Математический лэпбук «Математика и речь»
Данная игра предназначена для развития разных сторон речи в процессе формирования математических представлений в увлекательной форме. Она состоит из...
Творческий педагогический час совместно с учителем татарского языка «Математические...
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 23 «Ромашка» Бугульминского муниципального района...