Людмила Воронова
Игры и упражнения для развития внимания
▼ Скачать + Заказать документы
Ушинский говорил, что внимание «та дверь, через которую проходит все то, что только входит в душу человека внешнего мира». Если педагогу не удается добиться внимания детей к тому, что он объясняет, то он говорит попусту, подобно человеку, показывающему картину людям, повернувшимся к ней спиной.
Иногда бывает, что детям «трудно понять», «трудно запомнить», и это говорит не о слабости сообразительности и памяти, а о недостатках внимания.
Публикация «Игры и упражнения для развития внимания» размещена в разделах
Ваш ребенок невнимателен? В чем это проявляется? Что может повлиять на качество внимания ребенка? Причины нарушения внимания могут быть разными :
1. Если невролог поставил вашему ребенку диагноз «синдром гиперактивности с дефицитом внимания», то в этом случае без квалифицированной медицинской помощи не обойтись.
2. В дошкольном детстве ребёнок сосредоточенно работает 15-30 минут, а если дольше, то наступает переутомление.
3. Когда 4—7 дней в неделю ребенок загружен дополнительными кружками, то наступает переутомление.
4. Ребенок может длительное время играть в любимые игры, заниматься своими делами, но становится невнимательным при выполнении интеллектуального задания. Возможно, что он просто не понимает, как нужно выполнить это задание. В этом случае необходимо помочь ему, объяснить тот материал, который он не усвоил ранее, вместе разобрать несколько похожих упражнений и убедиться в том, что ребенок понял, что и как ему нужно делать.
5. Однообразная деятельность (сложно удерживать внимание, когда выполняете монотонную работу.) В этом случае можно внести какую-то изюминку, например, устроить небольшое соревнование: «Кто красивее напишет букву «А»?», «Кто больше решит примеров?».
6. Очень важно, чтобы ребенок был в хорошем настроении: если он чем-то подавлен, то ему, скорее всего, трудно будет сосредоточиться на выполнении задания.
7. Наличие большого количества раздражителей в комнате. Если перед глазами ребенка находится коллекция машинок, с которой он обожает возиться, то наверняка все его мысли будут о том, как бы поскорее закончить выполнение задания и поиграть. В этой ситуации целесообразно убрать из поля зрения ребенка все, что его отвлекает.
8. Состояние здоровья ребенка также может быть одной из причин нарушения внимания. Если ребенок плохо себя чувствует, то ожидать безошибочного выполнения задания не приходится.
Следует помнить, что ведущей деятельностью в дошкольном возрасте является игровая, а не учебная, поэтому все дополнительные занятия с ребенком должны носить игровой характер и включать паузы для активного или пассивного отдыха. Это может быть прогулка на свежем воздухе или какое-то любимое занятие, когда ребенок сможет расслабиться, отвлечься.
Предложенные игры и упражнения позволят не только потренировать детей, но и получить удовольствие от совместной деятельности.
1. «Послушай и повтори».
Цель игры. Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.
Хлопками задайте ребенку определенный ритм и попросите его повторить.
2. «Будь внимателен!» (для детей 4-5 лет)
Цель игры. Стимулировать внимание, учить быстро и точно реагировать на звуковые сигналы.
Вы называете разные слова: дом, тетрадь, яблоко, суп, машина, груша, воробей, самолет и т. д. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши, когда встретится слово, обозначающее фрукт. Усложнение игры : ребенок хлопает в ладоши, услышав название фрукта, и топает ногами, услышав название транспорта.
3. «Что изменилось».
Цель игры. Развивать активное внимание.
После уборки комнаты попросите ребенка рассказать, что изменилось, например: цветы на подоконнике стоят в другом порядке или там, где раньше стояла машинка, теперь лежат гантели.
4. «Хитрый счет».
Цель игры. Развивать волевое внимание.
Участники хором несколько раз считают до 10. Первый раз идет простой счет. Второй раз на счет «три» три раза мяукают. Третий раз на счет «три» три раза мяукают, на счет «пять» пять раз топают ногами. Далее на счет «три» три раза мяукают, на счет «пять» пять раз топают ногами, на счет «семь» - семь раз хлопают в ладоши. Для усложнения можно увеличить темп игры или менять задания.
5. «Слушай хлопки».
Цель игры. Та же.
Играющие идут по кругу. Когда ведущий хлопнет в ладоши один раз, дети должны остановиться и принять позу "аиста" (стоять на одной ноге, руки в стороны). Если ведущий хлопнет два раза, играющие должны принять позу "лягушки" (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). На три хлопка играющие возобновляют ходьбу.
6. «Найди отличия».
Цель игры. Развивать активное внимание.
Предложите ребенку внимательно рассмотреть картинки и найти на них отличия.
7. «Жмурки».
Цель игры. Развивать активное внимание.
Предложите ребенку найти на картинке как можно больше «спрятанных» животных.
8. «Четыре стихии».
Цель игры. Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что, если он скажет слово "земля", все должны опустить руки вниз, если слово "вода" - вытянуть руки вперед, слово "воздух" - поднять руки вверх, слово "огонь" - произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.
9. «Зеваки».
Цель игры. Развивать внимание, связанное с координацией слухового и двигательного анализаторов.
Играющие идут по кругу, держась за руки, по сигналу ведущего останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кругом и продолжают движение. Направление меняется после каждого сигнала. Не выполнивший правильно задание выходит из игры.
10. «Следопыт».
Цель игры. Развивать активное внимание.
Предложите ребенку в тексте (газетном или журнальном, просматривая каждую строчку зачеркивать какую-либо букву.
В мягкой форме обсудите с ребенком, что получилось, что вышло не совсем удачно. Убедите его в том, что с каждым занятием результаты будут все лучше и лучше. Для ребенка важно чувствовать вашу поддержку.
Заключение:
Итак, на основании выше изложенного можно утверждать, что игра – это не только удовольствие и радость для ребенка, что само по себе очень важно. С ее помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение малыша, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни. Играя, ребенок приобретает новые знания, умения, навыки, развивает способности, подчас не догадываясь об этом.