Игры и упражнения с детьми с нарушением зрения

Ольга Булатова
Игры и упражнения с детьми с нарушением зрения

Ориентировка в пространстве.

«Игрушки пришли к нам в гости».

Цель:

Учить детей приемам зрительно-осязательного обследования игрушек, расположению их по словесным инструкциям педагога в различных направлениях «от себя» (справа, слева, впереди, сзади, обозначению направлений соответствующими пространственными терминами.

Материал: крупные новые, незнакомые детям игрушки (кукла, матрёшка, собачка, мишка).

Примечание: игра проводится неоднократно с увеличением числа игрушек (от 2 до 4-5, располагаемых с каждой стороны.

«Какой игрушки не стало?»

Цель:

Учить детей запоминать (на основе зрительного и осязательного восприятия) игрушки и их расположение в пространстве, обозначать его в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал: разнообразные крупные игрушки (от 5 до10 штук); скамейка.

Примечание. Игра проводится неоднократно с усложнением, увеличивается количество игрушек и используемых в игре, и спрятанных (до 3-4).

«Какие игрушки поменялись местами?»

Цель:

Учить детей определять с помощью зрения и осязания изменения в пространственном расположении игрушек, обозначая это в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал: крупные игрушки.

Примечание. В дальнейшем игра усложняется, увеличивается число используемых игрушек (от 5-10, меняют местами не 2, а 4 игрушки.

«Где живут игрушки?»

Цель:

Учить детей определять с помощью зрения и осязания расположение игрушек в шкафу, обозначая это в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал: шкаф с тремя открытыми полками, 9 крупных игрушек.

Примечание. С этим же материалом можно проводить игры: «Какой игрушки не стало?», «Какие игрушки поменялись местами?».

«Что изменилось?»

Цель:

Учить детей определять с помощью зрения и осязания разницу в пространственном расположении игрушек и отражать в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал: 2 детских стула, 2 крупные одинаковые игрушки.

Примечание: Эта же игра проводится с расположением предметов впереди и сзади ребёнка. При повторном проведении игрушки заменяются.

«Далеко – близко»

Цель:

Учить детей осмысливать слова «далеко – близко», «дальше – ближе» и использовать их в речи.

Материал: подгруппа детей из 3-5 человек.

Примечание: Игры такого типа проводятся неоднократно с использованием различных предметов окружающей обстановки, игрушек (например, «Что далеко, а что близко», «Что ближе, а что дальше?»).

«Катится мяч»

Цель:

Учить детей определять с помощью зрения различные направления «от себя» и обозначать их в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал: кукла, маленький мяч.

«Что изменилось в кукольной комнате?»

Цель:

Учить детей:

- определять с помощью зрения пространственные отношения между предметами и изменения в их расположении;

- обозначать это в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал: крупная кукольная мебель, кукла, счетные палочки.

Примечание: Игра проводится несколько раз с различным расположением мебели в кукольной комнате, с увеличением количества предметов и изменением в их расположении, с усложнением заданий.

«Что я делаю?»

Цель:

Учить детей различать звуки, производимые предметами с закрытыми глазами, соотносить их с действиями взрослого.

Материал: ножницы, бумага, чашка с водой, чайная ложечка, и другие предметы.

Ориентировка в пространстве в процессе движения.

«Зайчик и собачка ездят на машине»

Цель:

Учить детей определять с помощью зрения различные направления пространства в процессе передвижения и обозначать эти направления в речи соответствующими пространственными терминами.

Материал: крупные игрушки: грузовая машина, зайчик, собачка.

Примечание. Игра проводится неоднократно в различных вариантах, со сменой точки отсчета для передвижения, с различными игрушками.

«Найди игрушки»

Цель:

Учить детей:

- ориентироваться в пространстве на основе зрительного и слухового восприятия;

- передвигаться в заданных направлениях, сохранять и менять направления своего движения в соответствии с инструкциями;

- обозначать в речи заданные направления соответствующими пространственными терминами.

Материал: крупные игрушки (3-5 и более).

Примечание. Игра проводится неоднократно, с изменением положения ребёнка в пространстве (различные повороты на 90, 180 и 360 градусов, с увеличением числа игрушек, направлений пространства, в которых действует ребёнок.

«Путь до кабинета врача»

Цель:

Учить детей:

- ориентироваться в пространстве в процессе передвижения;

- сохранять и менять направление движения по инструкциям и с учетом встречающихся ориентиров.

Ориентировка в микро пространстве.

«Где, чей домик?»

Цель:

- Учить детей определять направление в микро пространстве с точкой отсчета «от себя».

- Развивать логическое мышление.

- Обучать обозначению в речи направлений микро пространства.

Материал: фланелеграф, изображение дерева, в стволе дупло, слева на ветке скворечник, снизу под деревом норка; игрушки или картинки: белочка, птичка, мышка.

«Где чьё окошко?»

Цель:

То же.

Материал: игрушки или картинки: медведь, мышка, кошка, заяц, собака, кукла; лист бумаги с нарисованным домом, в каждом окошке изображение предмета (кусочек сыра, конфета, мёд, морковка, косточка).

«Расскажи сказку»

Цель:

Учить детей ориентироваться в микро пространстве и обозначать в речи его направления.

Материал: фланелеграф, набор изображений сказочных героев.

Примечание. Сначала сказку рассказывает педагог, добавляя в пересказ обозначения пространственных направлений (например, «Вдруг слева из леса выскочил зайчик»). На следующем занятии сказку рассказывает ребёнок.

Ориентировка в пространстве с использованием схем и планов.

«Кабинет врача»

Цель:

-Учить детей моделировать кабинет врача, используя предметы-заместители.

-Развивать пространственное мышление дошкольников.

-Обучать обозначению в речи пространственного расположения предметов-заместителей на модели.

Материал: листы бумаги формата А;, детали настольного строительного конструктора, счетные палочки для обозначения окна и двери.

Примечание.

1. По мере выполнения детьми задания педагог проверяет правильность его реализации, помогает вспомнить расположение реальных предметов в кабинете врача и перенести это в конструируемую модель.

2. По тому же типу проводятся игры на моделирование других помещений (спальни, игровой комнаты, кухни).

«К Мишке на День рождение»

Цель:

-Закрепить навыки ориентировки с применением схем.

-Учить самостоятельно, составлять схемы пространства.

-Обучать обозначению в речи пространственных направлений.

Материал: крупные игрушки; шкаф с двумя полками; карточки с изображением плана пути к медвежонку, схемы шкафа; «скатерть», изображение посуды и продуктов – на отдельных карточках; листы бумаги, фломастеры.

Примечание. По этой же методики проводят игры «В гости к кукле», «В магазин за покупками». На следующих занятиях дети самостоятельно составляют не только план помещения, но и план пути к различным объектам.

«Найди игрушку по схеме»

Цель:

Учить детей находить игрушку в реальном пространстве – в месте, указанном на схеме.

Материал: карточки с изображением схемы стола и указанным на ней местом расположения игрушки в реальном пространстве.

Примечание. После того как дети научатся хорошо ориентироваться в схеме стола, находить по ней игрушки в реальном пространстве, им предлагают более сложные задания (например, найти игрушки в шкафу, в кукольном уголке – в том месте, которое указанно на схеме шкафа или кукольного уголка).

Публикации по теме:

«Использование игровой деятельности с детьми с нарушением зрения в дошкольном возрасте» Развитие коммуникативной способности детей дошкольного возраста с нарушением зрения обеспечивающих эффективность общения и межличностного.

Особенности коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в группах компенсирующего видаОсобенности коррекционной работы с детьми с нарушением зрения в группах компенсирующего вида В последние годы в нашей стране развернулась значительная сеть специализированных детских садов и групп компенсирующего вида для детей,.

Дидактические игры для детей с нарушением зренияДидактические игры для детей с нарушением зрения Дидактические игры для детей с нарушением зрения1. «Угадай чей силуэт?» Цель: развивать зрительное восприятие, зрительную память, целостное.

Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с нарушением зрения младшего дошкольного возраста Дидактические игры по формированию навыков самообслуживания для детей с ОВЗ (нарушение зрения) младшего дошкольного возраста «Перелей».

Конспект НОД с детьми подготовительного дошкольного возраста с нарушением зрения «Центр подготовки космонавтов» Конспект НОД с детьми подготовительного дошкольного возраста с нарушением зрения на тему: «Центр подготовки космонавтов». Подготовили: воспитатели.

Конспект ОД по ознакомлению с миром природы с детьми подготовительной группы с нарушением зрения «Зимующие птицы» Цели занятия: Коррекционные: Развивать фиксацию взора и зрительное сосредоточение в процессе поисковой деятельности. Образовательные: Расширять.

Описание опыта работы «Коррекционные упражнения и игры для детей с нарушением зрения»Описание опыта работы «Коррекционные упражнения и игры для детей с нарушением зрения» В нашем МАДОУ ДСКН №4 города Сосновоборска функционируют специализированные группы для детей с нарушением зрения. Дети, посещающие эти.

Применение гимнастики Брейн Джим в работе с детьми с нарушением зрения.Применение гимнастики Брейн Джим в работе с детьми с нарушением зрения. Я работаю в специализированной группе с детьми с нарушением зрения. Одним из нетрадиционных методов коррекционно-развивающего обучения.

Проект «Моя семья» в работе с детьми с нарушением зрения Традиции трепетного отношения к заветам предков, к их памяти, к преемственности поколений начали складываться в глубокой древности и вырабатывались.

Коррекционно-педагогическая работа с детьми с нарушением зрения средствами физического воспитания в условиях ФГОС Движение составляет основу любой детской деятельности. Для детей с нарушением зрения дефицит движения (по сравнению со здоровыми сверстниками).

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Космос
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Игры и упражнения с детьми с нарушением зрения
Опубликовано: 2 мая 2018 в 15:27
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 октября. День даров Фрёбеля на МААМ

Немецкий дошкольный педагог XIX века Фридрих Фрёбель придумал сам термин «детский сад». Это название стало частью его мировоззрения: что ребёнок похож на цветок, который надо заботливо выращивать,...

15 октября. Всемирный день мытья рук

В 2008 году прошло первое «мировое мытье рук». В этой акции участвовало 120 миллионов детей из 70 стран мира. Взрослые рассказывали малышам, зачем нужно мыть руки с мылом, а дети под их наблюдением...

Конспект занятия по лепке с детьми подготовительной группы «Девочка играет в мяч»
Интеграция ОО: " Социально-коммуникативное развитие", "Познавательное развитие", Речевое развитие", Художественно-эстетическое развитие". Задачи:...
Фотоотчёт «Экскурсия в сбербанк»
Фотоотчёт "Экскурсия в сбербанк" Чтоб надёжно капитал свой сохранить, Нужно в банк его скорей вложить. Там его не только сберегут, Но и все проценты...
Фотоотчёт о проведении ОД «Наша клумба» в подготовительной группе детей с ЗПР
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» г. Данков Фотоотчёт о проведении ОД по...