Получи документы

Игры на автоматизацию звуков и формирование лексико-грамматических категорий на логопункте ДОУ

Татьяна Шинякова
Игры на автоматизацию звуков и формирование лексико-грамматических категорий на логопункте ДОУ

Около пяти лет являюсь учителем-логопедом логопедического пункта МБДОУ ДС № 40 «Кораблик» города Николаевска-на-Амуре. Более 17 лет работала в речевой группе для детей с общим недоразвитием речи.

Несмотря на то, что речевые нарушения, представленные на логопедическом пункте ДОУ менее значительны, чем в речевой группе, тщательное логопедическое обследование каждый раз выявляет у многих детей не только дефекты звукопроизношения, но и недостаток словаря, несформированность многих грамматических категорий. И то, и другое является строительным материалом для развития связной речи.

Публикация «Игры на автоматизацию звуков и формирование лексико-грамматических категорий на логопункте ДОУ» размещена в разделах

Возникла потребность в речевом материале, который бы попутно с автоматизацией звуков в слове, фразовой речи решал проблемы формирования лексико-грамматических категорий у дошкольников.

Предлагаю вашему вниманию несколько логопедических игр, отвечающих данной проблеме, и разработанный для них речевой материал.

Дидактическая игра «Ласковые дети»

Цель: автоматизация звуков л, ль, р, рь в слове, обогащение словаря существительными с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

*Речевой материал может быть использован для организационного момента, динамической паузы с мячом, а может быть представлен в виде картинного материала для автоматизации звуков.

Ход:

Логопед. Я хочу убедиться, что вы – ласковые дети. Я буду бросать вам мяч и называть слово, а вы, возвращая мяч назад, будете превращать это слово в ласковое.

Дети выполняют действия в соответствии с заданием логопеда.

Звук [л]

Логопед - дети

Яблоня – яблонька

Колос – колосок

Голос – голосок

Слон – слоник

Голубь – голубок

Глаза - глазки

Плот – плотик

Колбаса – колбаска

Салат – салатик

Платье – платьице

Халат – халатик

Солдат – солдатик

Мел – мелок

Свёкла – свеколка

Блокнот – блокнотик

Кукла – куколка

Болото – болотце

Алмаз – алмазик

Узел – узелок

Лом - ломик

Платок – платочек

Колготки – колготочки

Заплатка – заплаточка

Клубок – клубочек

Каблук – каблучок

Скалка – скалочка

Скакалка – скакалочка

Флаг – флажок

Палатка – палаточка

Лужа – лужица

Луч – лучик

Шкатулка – шкатулочка

Стекло - стеклышко

Лук - лучок

Лошадь – лошадка

Пчела – пчёлка

Ложка – ложечка

Желток – желточек

Галстук – галстучек

Чулок – чулочек

Звук [ль]

Логопед – дети

Клюв – клювик

Стол – столик

Масло – маслице

Мыло – мыльце

Одеяло – одеяльце

Сливы – сливки

Малина – малинка

Лист – листик

Пудель – пуделёк

Соболь – соболёк

Капля – капелька

Сабля – сабелька

Самолет – самолётик

Плитка - плиточка

Вафля – вафелька

Гольфы – гольфики

Туфли – туфельки

Гантели – гантельки

Медаль – медалька

Пистолет – пистолетик

Омлет – омлетик

Гусли – гусельки

Осёл – ослик

Козёл – козлик

Лестница – лесенка

Колесо – колёсико

Котлета – котлетка

Постель - постелька

Звук [р]

Логопед – дети

Морковка – морковочка

Картошка – картошечка

Горох – горошек

Помидор – помидорчик

Огород – огородик

Гранат – гранатик

Виноград – виноградик

Арбуз – арбузик

Смородина – смородинка

Брусника – брусничка

Роща – рощица

Ветер – ветерок

Мухомор – мухоморчик

Роза – розочка

Астра – астрочка

Трава – травка

Зерно – зернышко

Корова – коровка

Баран – барашек

Барсук – барсучок

Крот – кротик

Рот – ротик

Бурундук – бурундучок

Жираф – жирафик

Рак – рачок

Перо – перышко

Воробей – воробышек

Рыба – рыбка

Карась – карасик

Свитер – свитерок

Шорты – шортики

Сарафан – сарафанчик

Шарф – шарфик

Фартук – фартучек

Воротник – воротничок

Матрос – матросик

Круг – кружок

Кирпич – кирпичик

Ведро – ведерко

Карандаш – карандашик

Забор – заборчик

Картина – картинка

Корзина – корзинка

Дрова – дровишки

Марки – марочки

Узор - узорчик

Самовар – самоварчик

Сахар – сахарок

Торт – тортик

Рукавица – рукавичка

Парашют – парашютик

Катер – катерок

Трамвай – трамвайчик

Грузовик – грузовичок

Кровать – кроватка

Тёрка – тёрочка

Светофор – светофорчик

Мотор - моторчик

Звук [рь]

Логопед – дети

Грядка – грядочка

Редиска – редисочка

Мандарин – мандаринчик

Абрикос – абрикосик

Орех – орешек

Дерево – деревце

Гриб – грибок

Зверь – зверёк

Снегирь – снегирёк

Ястреб – ястребок

Стрекоза - стрекозка

Черепаха – черепашка

Якорь – якорёк

Кресло – креслице

Река - речка

Рюмка – рюмочка

Сухарь – сухарик

Пряник – пряничек

Варенье – вареньице

Брюки – брючки

Ремень – ремешок

Берет – беретик

Моряк – морячок

Гиря – гирька

Скрипка – скрипочка

Букварь – букварик

Шар – шарик

Берег – бережок

Гребень – гребешок

Рюкзак – рюкзачок

Дидактическая игра «Не хочу быть ласковым!»

Цель: автоматизация звуков л, ль, р, рь в слове, формирование навыка преобразования слов по образцу.

*Речевой материал может быть использован для организационного момента, динамической паузы с мячом, а может быть представлен в виде картинного материала для автоматизации звуков.

Ход:

Логопед. Я буду бросать вам мяч и называть ласковое слово, а вы, возвращая мяч назад, будете превращать это слово в обыкновенное.

Дети выполняют действия в соответствии с заданием логопеда.

Звк [л]

Логопед - дети

Лучок – лук

Волчок - волк

Белочка - белка

Галочка – галка

Яблочко - яблоко

Клубничка - клубника

Елочка - елка

Фиалочка – фиалка

Лодочка - лодка

Полочка – полка

Платочек – платок

Каблучок – каблук

Яблонька - яблоня

Колосок - колос

Голосок - голос

Слоник - слон

Голубок - голубь

Глазки - глаза

Плотик - плот

Колбаска - колбаса

Салатик - салат

Маслице - масло

Стульчик - стул

Пенальчик - пенал

Бутылочка - бутылка

Галстучек – галстук

Колготочки – колготки

Заплаточка – заплатка

Клубочек - клубок

Скалочка – скалка

Скакалочка – скакалка

Палаточка – палатка

Стеклышко - стекло

Иголочка – иголка

Вилочка – вилка

Платьице - платье

Халатик - халат

Солдатик - солдат

Мелок - мел

Блокнотик - блокнот

Куколка - кукла

Болотце - болото

Узелок - узел

Лужок - луг

Флажок – флаг

Одеяльце – одеяло

Столик – стол

Ослик – осёл

Звук [ль]

Логопед – дети

Малинка – малина

Пальмочка – пальма

Листик – лист

Тюльпанчик – тюльпан

Пуделек – пудель

Соболек – соболь

Капелька – капля

Сабелька – сабля

Самолетик – самолёт

Колесико – колесо

Гольфики – гольфы

Туфельки – туфли

Гантельки – гантели

Медалька – медаль

Пистолетик – пистолет

Омлетик – омлет

Гусельки – гусли

Лесенка - лестница

Котлетка – котлета

Вафелька – вафля

Звук [р]

Логопед – дети

Морковочка – морковка

Картошечка – картошка

Горошек – горох

Помидорчик – помидор

Огородик – огород

Гранатик – гранат

Винорадик – виноград

Арбузик – арбуз

Смородинка – смородина

Брусничка – брусника

Рощица – роща

Ветерок – ветер

Боровичок – боровик

Вербочка – верба

Мухоморчик – мухомор

Розочка – роза

Астрочка – астра

Травка – трава

Зернышко – зерно

Коровка – корова

Барашек – баран

Барсучок – барсук

Кротик – крот

Ротик – рот

Бурундучок – бурундук

Жирафик – жираф

Перышко – перо

Воробышек – воробей

Рыбка – рыба

Карасик – карась

Самоварчик – самовар

Сахарок – сахар

Тортик – торт

Рукавичка рукавица

Сырок – сыр

Свитерок – свитер

Шортики – шорты

Сарафанчик - сарафан

Шарфик – шарф

Фартучек – фартук

Воротничок – воротник

Матросик – матрос

Кружок – круг

Кирпичик – кирпич

Ведёрко – ведро

Карандашик – карандаш

Шарик – шар

Заборчик – забор

Картинка – картина

Моторчик - мотор

Корзинка – корзина

Дровишки – дрова

Марочки – марки

Узорчик - узор

Катерок – катер

Трамвайчик – трамвай

Грузовичок – грузовик

Кроватка – кровать

Тёрочка – тёрка

Парашютик – парашют

Звук [рь]

Логопед – дети

Грядочка – грядка

Редисочка – редиска

Мандаринчик – мандарин

Абрикосик – абрикос

Рябинка – рябина

Орешек – орех

Деревце – дерево

Грибок – гриб

Зверёк – зверь

Снегирёк – снегирь

Ястребок – ястреб

Стрекозка – стрекоза

Черепашка – черепаха

Якорек – якорь

Креслице – кресло

Пряничек – пряник

Вареньице – варенье

Брючки – брюки

Ремешок – ремень

Беретик – берет

Морячок – моряк

Гирька – гиря

Скрипочка – скрипка

Букварик – букварь

Бережок – берег

Гребешок – гребень

Рюкзачок – рюкзак

Рюмочка – рюмка

Сухарик – сухарь

Деревенька - деревня

Дидактическая игра с мячом «Было 2 – стало 5»

Цель: автоматизация звуков р, рь, л, ль, с, сь, ц в слове, формирование навыка согласования числительных «два», «пять» с существительными.

Речевой материал:

Звук [р]

Было 2 игры – стало 5 игр.

Было 2 сахарницы – стало 5 сахарниц.

Было 2 астры – стало 5 астр.

Было 2 простыни – стало 5 простыней.

Было 2 жирафа – стало 5 жирафов.

Было 2 нарцисса – стало 5 нарциссов.

Было 2 георгина – стало 5 георгинов.

Было 2 ромашки – стало 5 ромашек.

Было 2 маргаритки – стало 5 маргариток.

Было 2 грача – стало 5 грачей.

Было 2 вороны – стало 5 ворон.

Было 2 сороки – стало 5 сорок.

Было 2 дрозда – стало 5 дроздов.

Было 2 воробья – стало 5 воробьёв.

Было 2 страуса – стало 5 страусов.

Было 2 комара – стало 5 комаров.

Было 2 сверчка – стало 5 сверчков.

Было 2 горошины – стало 5 горошин.

Было 2 виноградины – стало 5 виноградин.

Звук [рь]

Было 2 тигрицы – стало 5 тигриц.

Было 2 сестрицы – стало 5 сестриц.

Было 2 устрицы – стало 5 устриц.

Было 2 перечницы – стало 5 перечниц.

Было 2 рябины – стало 5 рябин.

Было 2 черемухи – стало 5 черёмух.

Было 2 снегиря – стало 5 снегирей.

Было 2 канарейки – стало 5 канареек.

Было 2 батарейки – стало 5 батареек.

Было 2 трясогузки – стало 5 трясогузок.

Было 2 стрекозы – стало 5 стрекоз.

Было 2 мандарина – стало 5 мандаринов.

Было 2 вареника – стало 5 вареников.

Было 2 деревни – стало 5 деревень.

Было 2 царевны – стало 5 царевен.

Было 2 погремушки – стало 5 погремушек.

Было 2 абрикоса – стало 5 абрикосов.

Было 2 подберёзовика – стало 5 подберёзовиков.

Было 2 черепахи – стало 5 черепах.

Было 2 пера – стало 5 перьев.

Было 2 тетерева – стало 5 тетеревов.

Звук [л]

Было 2 иглы – стало 5 игл.

Было 2 белки – стало 5 белок.

Было 2 ёлки – стало 5 ёлок.

Было 2 метлы – стало 5 мётел.

Было 2 весла – стало 5 вёсел.

Было 2 куклы – стало 5 кукол.

Было 2 солонки – стало 5 солонок.

Было 2 колонки – стало 5 колонок.

Было 2 калоши – стало 5 калош.

Было 2 ландыша – стало 5 ландышей.

Было 2 голубя – стало 5 голубей.

Было 2 галки – стало 5 галок.

Было 2 дятла – стало 5 дятлов.

Было 2 ласточки – стало 5 ласточек.

Было 2 щегла – стало 5 щеглов.

Было 2 пчелы – стало 5 пчёл.

Было 2 пилы – стало 5 пил.

Было 2 платья – стало 5 платьев.

Было 2 антилопы – стало 5 антилоп.

Было 2 скалки – стало 5 скалок.

Звук [ль]

Было 2 цапли – стало 5 цапель.

Было 2 капли – стало 5 капель.

Было 2 львицы – стало 5 львиц.

Было 2 хлебницы – стало 5 хлебниц.

Было 2 селедки – стало 5 селедок.

Было 2 блюдца – стало 5 блюдец.

Было 2 тополя – стало 5 тополей.

Было 2 лебедя – стало 5 лебедей.

Было 2 клена – стало 5 клёнов.

Было 2 цыпленка – стало 5 цыплят.

Было 2 кольца – стало 5 колец.

Было 2 пальмы – стало 5 пальм.

Было 2 пуделя – стало 5 пуделей.

Было 2 теленка – стало 5 телят.

Было 2 тюленя – стало 5 тюленей.

Было 2 олененка – стало 5 оленят.

Было 2 сосульки – стало 5 сосулек.

Было 2 телеги – стало 5 телег.

Было 2 фасолины – стало 5 фасолин.

Было 2 фляги – стало 5 фляг.

Звук [с]

Было 2 носка – стало 5 носков.

Было 2 сапога – стало 5 сапог.

Было 2 маски – стало 5 масок.

Было 2 солдата – стало 5 солдат.

Было 2 сосульки – стало 5 сосулек.

Было 2 лисы – стало 5 лис.

Было 2 миски – стало 5 мисок.

Было 2 сына – стало 5 сыновей.

Было 2 колеса – стало 5 колес.

Было 2 стула – стало 5 стульев.

Было 2 соловья – стало 5 соловьев.

Было 2 соболя – стало 5 соболей.

Было 2 сундука – стало 5 сундуков.

Было 2 эскимо – стало 5 эскимо.

Было 2 ласточки – стало 5 ласточек.

Было 2 ананаса – стало 5 ананасов.

Было 2 доски – стало 5 досок.

Было 2 скакалки – стало 5 скакалок.

Было 2 аиста – стало 5 аистов.

Звук [сь]

Было 2 апельсина – стало 5 апельсинов.

Было 2 осины – стало 5 осин.

Было 2 лося – стало 5 лосей.

Было 2 гуся – стало 5 гусей.

Было 2 сельди – стало 5 сельдей.

Было 2 беседки – стало 5 беседок.

Было 2 письма – стало 5 писем.

Было 2 осьминога – стало5 осьминогов.

Было 2 семечки – стало 5 семечек.

Было 2 селезня – стало 5 селезней.

Было 2 силача – стало 5 силачей.

Было 2 лесенки – стало 5 лесенок.

Было 2 песенки – стало 5 песенок.

Было 2 бусины – стало 5 бусин.

Было 2 наседки – стало 5 наседок.

Было 2 весла – стало 5 вёсел.

Было 2 косилки – стало 5 косилок.

Было 2 ясеня – стало 5 ясеней.

Было 2 сети – стало 5 сетей.

Было 2 сердца – стало 5 сердец.

Было 2 карася – стало 5 карасей.

Звук [ц]

Было 2 полотенца – стало 5 полотенец.

Было 2 цапли – стало 5 цапель.

Было 2 пуговицы – стало 5 пуговиц.

Было 2 сахарницы – стало 5 сахарниц.

Было 2 супницы – стало 5 супниц.

Было 2 львицы – стало 5 львиц.

Было 2 девицы – стало 5 девиц.

Было 2 тигрицы – стало 5 тигриц.

Было 2 гусеницы – стало 5 гусениц.

Было 2 овцы – стало 5 овец.

Было 2 устрицы – стало 5 устриц.

Было 3 хлебницы – стало 5 хлебниц.

Было 2 селедочницы – стало 5 селедочниц.

Было 2 перечницы – стало 5 перечниц.

Было 2 блюдца – стало 5 блюдец.

Было 2 луковицы – стало 5 луковиц.

Было 2 акации – стало 5 акаций.

Было 2 синицы – стало 5 синиц.

Было 2 цыпленка – стало 5 цыплят.

Было 2 кольца – стало 5 колец.

Дидактическая игра «Закончи предложение – скажи наоборот»

Цель: автоматизация звуков [р] и [л] в слове, обогащение словаря, формирование умения подбирать антонимы к наречиям.

Ход:

Логопед. Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется «Закончи предложение – скажи наоборот». Я буду бросать вам мяч, начиная предложение, в котором есть слово, отвечающее на вопрос «как?», а вы, возвращая мяч назад, будете заканчивать предложение, называя слово с противоположным значением.

Дети выполняют действия в соответствии с заданием логопеда.

Звук [р]

1. Поезд идет медленно, а самолет летит … быстро.

2. Таня ведет себя плохо, а Катя … хорошо.

3. Зимой холодно, а летом … жарко.

4. Надя говорит тихо, а Вова … громко.

5. Вчера на улице было солнечно, а сегодня … пасмурно.

6. Ира разговаривает ласково, а Рома …грубо.

7. Флейта звучит плавно, а барабан … отрывисто.

8. Алла нарезала овощи мелко, а Нина … крупно.

9. Ломать легко, а строить …трудно.

10. Встречаться с друзьями радостно, а прощаться …грустно.

Звук [л]

1. Ночью на улице темно, а днем … светло.

2. Таня ведет себя хорошо, а Коля … плохо.

3. Летом жарко, а зимой … холодно.

4. Ире было грустно, пришла Марина, и стало …весело.

5. Вчера на улице было пасмурно, а сегодня … солнечно.

6. В бассейне глубоко, а в ванне … мелко.

7. Марфушка разговаривает грубо, а Настенька … ласково.

8. Ломать легко, а строить … тяжело.

9. После таблетки во рту горько, а после варенья … сладко.

10. Голос здорового человека звучит звонко, а голос простуженного … глухо.

11. Барабан звучит отрывисто, а флейта … плавно.

12. Алла нарезала овощи крупно, а Нина … мелко.

*Речевой материал ко всем играм разработан самостоятельно.

Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Формирование лексико-грамматических представлений у детей с нарушением интеллекта средствами дидактической игры. Введение. Актуальность проблемы. Проблема развития речи является одной из самых актуальных в работе с детьми с нарушением интеллекта. Речь.

Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка Комплексно-тематическое планирование образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий языка в подготовительной.

Конспект НОД по развитию лексико-грамматических категорий «Путешествие в страну зверей» Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию лексико-грамматических категорий в старшей разновозрастной группе комбинированной.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий по теме «Овощи» в подготовительной группе Кончакова Т. М. учитель-логопед «Детский сад № 204 ОАО «РЖД», г. Абакан Цель: закрепление представлений об овощах. Задачи: 1. Образовательные:.

Конспект НОД по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной группе «Путешествие на остров Бармалея» Цель: формирование лексико – грамматических категорий у детей Коррекционно – образовательные задачи: - учить словообразованию прилагательных.

«Перелетные птицы». Формирование лексико-грамматических категорий и развитие речи в подготовительной логопедической группе .

Консультация для родителей «Игры с массажёром Су-Джок, направленные на развитие лексико-грамматических категорий у детей» «Игры с массажёром Су – Джок, направленные на развитие лексико-грамматических категорий у детей с ОНР» Общее недоразвитие речи (ОНР) –.

Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению лексико-грамматических категорий имен прилагательных .

Методические рекомендации по обучению детей с ОНР усвоению лексико-грамматических категорий имен прилагательных (Часть2. Игры) Дидактические игры, задания и упражнения, используемые для формирования лексико-грамматических категорий имен прилагательных у детей с ОНР.

Упражнения по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Овощи»Упражнения по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи «Овощи» Упражнения по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи на тему: «Овощи». Цель: закреплять, уточнять и расширять.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры на автоматизацию звуков и формирование лексико-грамматических категорий на логопункте ДОУ
Опубликовано: 26 ноября 2016 в 12:08
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД