Игры на развитие грамматического строя речи

Наталья Стародымова
Игры на развитие грамматического строя речи

1. Д/и «Ласковая мама»

Цель: Учить образовывать наименования детенышей животных с помощью суффикса –онок.

Воспитатель дает ребенку игрушку или картинку тот становится «ласковой мамой» и называет ласково детеныша.

Закрепление материала через сюжетные игры «Зверята заболели», «Д/сад для зверят».

Словарный материал: лисенок, мышонок, волчонок, жеребенок, теленок, слоненок, ягненок лягушонок, козленок, утенок, цыпленок, индюшонок, котенок.

2. Д/у. «Кто что делает?»

Цель: Учить правильному употреблению форм единственного и множественного числа существительных и личных окончаний глаголов

Словарный материал: строит- строят, играет-играют, везет-везут, гуляет-гуляют, кормит-кормят…

(рассматривание сюжетных картинок, наблюдение за играющими детьми)

3. Д/игра «Оденем куклу»

Цель: Согласовывать существительные с прилагательными в роде и числе.

Материал: кукла; комплект одежды (юбка, кофта, платье, брюки, туфли, шарф, носки) разного цвета.

Закреплять в игре «Дочки матери»

Варианты: игры на классификацию предметов по одному признаку.

4. Д/и. «Один-много» с опорой на картинки.

Цель: образовывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей животных в единственном и множественном числе.

Словарный материал: лисенок-лисята, медвежонок-медвежата и т. д.

5. Д/игра «Задания»

Цель:образовывать формы повелительного наклонения глаголов.

Материал: игрушки: (мишка, кукла, зайка)

Воспитатель сообщает о том, что игрушки хотят поиграть они будут выполнять задания.

Словарный материал; попляши, поскачи, потанцуй, пой и т. д

6. Д/игра «Прятки»

Цель: использовать в речи пространственные предлоги в, на, под, около, перед.

Материал: игрушки, предметы за которыми можно прятать игрушку.

Дети закрывают глаза, воспитатель прячет игрушку, открыв глаза, ребенок проговаривает где прячется игрушка, используя предлоги.

Варианты: игра «Магазин» Игрушка продается тому, кто точно укажет, где она находится; игра «Расставить все по местам» (после влажной уборке в игровом уголке); строительные игры.

7. Д/игра «Чего не стало?»

Цель: упражнять в образование форм родительного падежа множественного числа существительных

Материал: пары предметов (лошадки, пирамидки, матрешки)

8. Д/и «Чего не стало?»

Цель: упражнять в согласовании существительных множественного и единственного числа в форме родительного падежа с прилагательными.

Материал: парные и не парные предметные картинки.

Словарный материал: красных флажков; синей длинной ленты; крассных тапочек; узкого, черного ремня; высоких деревьев; кирпичного дома; зеленой куртки; теплых варежек…

9. Д/и «Чудесный мешочек»

Цель: Упражнять в согласований существительных, прилагательных, местоимений в роде, числе.

Материал: мешочек, муляжи овощей, фруктов(5-6 шт.)

Воспитатель дает описание предмета. Дети отгадывают предмет, достают его из мешочка, дают описание: «Это яблоко оно круглое зеленое»

Словарный материал: разные животные, предметы посуды, фрукты, овощи и т. д.

10. Д/у «Что делают дети?»

Цель: ввести в речь глаголы с приставками.

• Что можно делать с пластелином? (лепить)

• Что делает мальчик? (лепит)

• Что сделал мальчик? (слепил)

Словарный материал: рисует-нарисовал, моет-вымыл, пел-спел, играет- поиграл, бегает-побегал.

11. Д/у «Спортсмены»

Цель: учить образовывать существительный с помощью суффиксов.

• Спортсмен который ходит на лыжах-….(лыжник)

• Спортсменка которая ходит на лыжах-(лыжница)

Словарный материал: бегун-бегунья, гимнаст-гимнастка, пловец-пловчиха, футболист-футболисткаи т. д.

12. Д/у «Скажи кто?»

Цель: образовывать сложные слова с помощью слияния двух основ.

Словарный материал: Рыбу ловит-… рыболов; пчел разводит-… пчеловод;

Сам летает-…самолет; лес рубит-… лесоруб, воду возит-… водовоз; по луне ходит-… луноход; кашу варит-… кашевар; хлев возит-…хлебовоз; мясо рубит-…мясоруб; и т. д.

13. Д/и «У кого какая мама»

Цель учить детей образовывать существительные с помощью суффиксов: -иц, -их.

Словарный материал: Львица, тигрица, лисица, медведица, верблюдица, зайчиха, олениха, ежиха.

Материал: картинки с изображением животных.

14. Д/и «Назови профессию»

Цель: образовывать существительный при помощи суффиксов: -щик, -тель, -ист.

• Часы чинит-… часовщик

• Воспитывает детей-… воспитатель

• Играет на пианино-… пианист

Словарный материал: крановщик, каменщик, стекольщик, строитель, учитель, водитель, бульдозерист, тракторист, машинист

15. Д/и «Назови машину одним словом»

Цель: упражнять детей в образовании сложных слов.

• Машина которая чистит картофель-… (картофилечистка)

• Машина которая режит овощи-… (овощерезка)

Словарный материал: кофеварка, кофемолка, соковыжималка, пылесос, полотер, бетономешалка, мясорубка

16. Д/у «скажи одним словом»

Цель: упражнять в образовании сложных слов.

• Длинное ухо -… длинноухий.

• Светлые волосы-… светловолосый

Словарный материал: короткохвостый, голубоглазый, длинноногий, длиннорукий, рыжехвостый, трудолюбивый, быстроходный, чернобровый.

17. Д/у «На чем можно путешествовать?»

Цель: упражнять в образовании существительных в предложном падеже.

• На чем можно путешествовать по воздуху? (на самолете)

• А по воде?

Словарный материал: на поезде, корабле, паруснике, лыжах, санках, собаках, оленях, машине, верблюдах и т. д.

18. Д/игра «чего не стало?»

Цель: образовывать формы родительного падежа множественного числа им. существительных.

На наборное полотно выставляются 8-9 картинок. После того, как дети назовут изображенные предметы, воспитатель предлогает закрыть глаза и прячет одну картинку.

-Чего не стало?

-Не стало деревьев. (домов и т. д.)

19. Д/у «назови ласково»

Цель: упражнять в словообразовании при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Словарный материал:

1. Гормонь, вода, книга, нога.

2. Грузовик. вагон, попугай, гриб.

3. Сапоги, яблоки, книги, дома.

20. Д/и «Фокус»

Цель: Образовывать уменьшительные формы существительного с помощью суффикса – ц-

Материал: «Волшебная палочка»

-Дерево (воспитатель касается палочкой ребенка)-деревце

Словарный материал: масло, блюдо, болото, сало, окно, одеяло, тело печенье, зеркало, платье, кресло, мыло и т. д.

21. Д/и «Оденем куклу в одежду одного цвета»

Цель: согласовывать существительные, прилагательные в роде и числе.

Словарный материал: (синий, красный) платье- синее, бант-синий, носки- синие, кофта- синяя, штаны синие, пальто-синее, шапка-синяя, шарф-синий, ботинки-синие.

22. Д/и «Угадай, о ком речь?»

Цель: учить согласовывать существительные с прилагательными в числе и роде.

Материал: картинки (котята, мышка, белочка, лиса, медведь, слон крокодил.)

I вариант: воспитатель загадывает загадки - описания.

II вариант: дети самостоятельно загадывают загадки.

Красивая, рыжая, хитрая-… Огромный, серый добрый-…

23. Д/и «Прятки» (животные)

Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Материал: пары картинок

Словарный материал: зайчат, лисят, мышат, крольчат, щенят, котят, коров волков, львов, слонов, тигров, зайцев, лошадей, медведей, мышей, ежей, оленей, лошадок, собак, овец, коз, зебр.

24. Д/и «Прятки» (птицы)

Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Материал: пары картинок.

Словарный материал: утят, гусят, цыплят, страусят, голубят, воронят, скворчат, индюшат, гусей, голубей, стрижей, грачей, журавлей, снегирей, скворцов, индюков, страусов, воробьев, уток, куриц, ворон, цапель, галок, синиц, ласточек.

25. Д/и «Чего не стало?» (Посуда, одежда, продукты питания.)

Цель: упражнять в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Материал: пары картинок.

Словарный материал: ложек, кружек, чашек, тарелок, вилок, сковородок, чайников, стаканов, ножей, кастрюль; маек, рубашек, колготок, футболок, юбок, штанов, шарфов, носков, кофт, шуб, пальто; печенья, варенья, конфет, яблок, груш, слив, орех, помидор, мандарин, апельсинов, хлеба, шоколада, сахара.

Публикации по теме:

Дидактические игры и упражнения на развитие грамматического строя речи с применением обучающих приемов в старшем возрасте Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23 «Улыбка» г. Феодосии Республики Крым» Конспект комплексной.

Использование ИКТ в формировании грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи Актуальность Формирование речи детей в дошкольные годы - одна из основных задач воспитания, так как овладение родным языком тесным образом.

Развитие грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста В дошкольном возрасте наблюдается значительное изменение в речи, что обусловлено разными причинами. Прежде всего, это выход ребенка за пределы.

Дидактические игры и упражнения по формированию грамматического строя речи у детей среднего дошкольного возраста Дидактические игры – эффективное средство закрепления грамматических навыков, так как благодаря динамичности, эмоциональности проведения.

Игры на развитие грамматического строя речи Задание №1. Дать «ласковые имена»: Валя-Валечка Вася Соня Саша-Сашенька Даша Ира Люда Катя Аня Зина Рая Сима Серёжа Миша Костя Дима Наташа.

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи Игры на развитие лексико-грамматического строя речи. «Один-много» (I вариант) (с 4 лет) Цель: образование существительных множественного.

Презентация «Обследование грамматического строя речи» Дорогие, уважаемые логопеды! Если при обследовании речи ребёнка вы пользуетесь альбомами с наглядным материалом по О. Б. Иншаковой, то можете.

Краткосрочный проект «Развитие грамматического строя речи у дошкольников во второй младшей группе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического.

Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Развитие грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр. Воспитатель Волкова Ольга Евгеньевна.

Задания на развитие грамматического строя речи «Сравните предметы и закончить предложения». Апельсин большой, а арбуз еще больше. Клубника маленькая, а смородина еще. Дыня сладкая,.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Математика
  • Лето
Автор публикации:
Игры на развитие грамматического строя речи
Опубликовано: 6 марта 2018 в 15:42
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 июля. День дудлинга / зентагла на МААМ

Большинство из нас, сидя с листочком и ручкой на каком-то скучном собрании или просто задумавшись, совершает неосознанные движения рукой, рисуя непроизвольные линии, точки и фигуры, создавая непонятные...

23 июля. Всемирный день китов и дельфинов

Международная китобойная комиссия 33 года назад ввела запрет на китовый промысел. В честь этого события был учрежден праздник — Всемирный день китов и дельфинов. 23 июля считается днем защиты вообще всех...

Конспект прогулки «Наблюдение за лягушкой» с детьми старшего дошкольного возраста
Цель : создание условий для развития познавательной активности. Задачи : -расширять и уточнять знания детей о внешнем виде лягушки; -познакомить с...
Фотоотчёт о лепке «Божья коровка» во второй младшей группе к Дню на МAAM
Фотоотчёт о проведении продуктивной деятельности с детьми второй младшей группы к дню на Маам, лепке "божьих коровок". Божья коровка, улети на небо,...
Проект «Люби и знай свой Хабаровский край»
Методическая разработка проекта на тему «Люби и знай свой Хабаровский кр ай" Автор проекта :старший воспитатель структурного подразделения дошкольного...