Приложение МААМ

Игры для детей дошкольного возраста по развитию общения, речи, коммуникации

Людмила Лангавая
Игры для детей дошкольного возраста по развитию общения, речи, коммуникации
▼ Скачать + Заказать документы

Игры для детей дошкольного возраста на общение, развитие речи, коммуникацию

Название

Цель

Ход игры

Для чего и кого

Автор и издание

1

«Газета»

Развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров.

Публикация «Игры для детей дошкольного возраста по развитию общения, речи, коммуникации» размещена в разделах

На пол кладут развернутую газету, на которую встают четыре ребенка. Затем газету складывают пополам, все дети должны снова встать на нее. Газету складывают до тех пор, пока кто-то из участников не сможет встать на газету. В процессе игры дети должны понять, что для победы им нужно обняться - тогда расстояние между ними максимально сократится. Игра будет проходить интереснее, если дети будут действовать по команде. Другими словами, на газету они должны стать после определенного сигнала, а между ними они могут свободно двигаться по комнате. После того как дети станут на газету, взрослый должен зафиксировать их расположение, дать детям возможность почувствовать поддержку соседа.

Эта игра помогает детям преодолеть робость перед телесным контактом, снимает «мышечный панцирь», делает их более открытыми. Особенно это важно для замкнутых и робких детей, а также для детей, перенесших какие-то травмы.

 

Возраст : 4-5 лет.

 

Количество играющих: четверо или кратное четырем.

Автор: Н. Л. Кряжева

 

Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей.  Популярное пособие для педагогов, психологов, родителей.   Издательство: Академия развития. – Ярославль, 1996.

 

2

«Ладонь в ладонь»

Развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек, реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д. В этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя.

Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения.

 

Возраст : любой.

 

Количество играющих: 2 или больше человек.

Авторы: Клюева Н. В. и Касаткина Ю. В.

 

Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996.

3

«Сотворение чуда»

Развитие коммуникативных навыков, эмпатийных способностей.

Дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка» (карандаш, веточка). Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?» Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)» или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место).

Эта игра способствует развитию умения понимать чувства другого, сочувствовать ему.

 

Возраст : 5-6 лет.

 

Количество играющих: любое четное.

Авторы: Клюева Н. В. и Касаткина Ю. В.

 

Клюева Н. В., Касаткина Ю. В. Учим детей общению. - Ярославль, 1996.

4

«Старенькая бабушка»

Развитие коммуникативных навыков, доверия, эмпатии, развитие моторной ловкости.

Дети разбиваются на две команды - бабушки (дедушки) и внуки (внучки). «Старичкам» завязывают глаза - они очень старенькие, поэтому ничего не видят и не слышат и их надо непременно отвести к врачу. Идти придется через улицу с сильным движением. Проводить бабушек и дедушек должны их внуки (внучки) постаравшись, чтобы их не сбила машина. Затем мелом рисуют улицу, а несколько детей становятся «машинами», бегая по «улице» туда-сюда. Задача внуков - не только перевести «старичков» через дорогу, но и показать доктору (его роль играет кто-то из детей, и купить лекарство в аптеке, а затем привести домой. «Бабушки (дедушки)» должны довериться внукам, «машины» должны соблюдать правила.

Эта игра способствует развитию доверия друг к другу и развитию чувства безопасности по отношению к другим людям.

 

Возраст : 5-6 лет.

 

Количество играющих: 8-10 человек.

Автор: Н. Л. Кряжева

 

Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей.  Популярное пособие для педагогов, психологов, родителей.   Издательство: Академия развития. – Ярославль, 1996.

 

5

«Секрет»

 

Развитие коммуникабель-ности, умения устанавливать контакт.

Всем участникам ведущий раздает по «секрету» из красивого сундучка (пуговицу, бусинку, брошку, старые часы и т. д., кладет в ладошку и зажимает кулачок. Участники ходят по помещению и, разъедаемые любопытством, находят способы уговорить каждого показать ему свой секрет. Ведущий следит за процессом обмена секретами, помогает наиболее робким найти общий язык с каждым участником.

Преодоление застенчивости и эмоциональных зажимов у детей.

 

Возраст : 6-7 лет

 

Количество играющих: любое

Автор: Н. Л. Кряжева

 

Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей.  Популярное пособие для педагогов, психологов, родителей.   Издательство: Академия развития. – Ярославль, 1996.

 

6

«Две страны»

Переживание общих эмоций, ощущение единства с другими, их близость и родственность.

Воспитатель распределяет всех детей в две подгруппы и рассказывает им сказку: «Когда-то давно-давно было два соседних государства. Одно населяли веселые жители: они много смеялись и шутили, часто устраивали праздники. Другое - грустные жители: они все время думали о печальном и много грустили. Жителям веселого государства было очень жалко своих грустных соседей, и однажды они собрались прийти к ним на помощь: они решили заразить грустных жителей своим весельем и смехом. Пусть те, кто сидит от меня по левую руку, будут грустными людьми. Попробуйте вспомнить о чем-нибудь очень печальном и грустном. Представьте, как должны себя чувствовать люди, которые никогда-никогда не радовались. Те, кто сидят от меня по правую руку, - будут веселыми людьми. Вы никогда не знали печали и веселились всю жизнь. Теперь ваша задача - заразить своим смехом и радостью ваших грустных соседей. Встаньте друг напротив друга, и пусть те грустные ребята, которые заразятся смехом веселых жителей, переходят на их сторону.

Эта игра способствует объединению детей, порождая чувство близости, общности и желание поддержать друг друга.

 

Возраст : 5-6 лет.

 

Количество играющих: любое.

Е.  О.  Смирнова, В.  М.  Холмогорова

 

Смирнова Е.  О. Межличностные отношения дошкольников : диагностика, проблемы, коррекция / Е.  О.  Смирнова, В.  М.  Холмогорова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

7

«Волшебные очки»

Научить детей видеть и подчеркивать положительные качества и достоинства других детей.

Воспитатель торжественно объявляет: «Я хочу показать вам волшебные очки, тот, кто их наденет, видит только хорошее в других и даже то хорошее, что человек иногда прячет от всех. Вот я сейчас примерю эти очки. Ой, какие вы все красивые, веселые, умные!» Подходя к каждому ребенку, воспитатель называет какое-либо достоинство (кто-то хорошо рисует, кто-то умеет строить из кубиков, кто-то быстро считает, кто-то на занятии себя хорошо ведет). «А теперь мне хочется, чтобы каждый из вас примерил эти очки и хорошенько рассмотрел своего соседа. Может, они помогут рассмотреть то, что вы раньше не замечали». Дети по очереди надевают волшебные очки и называют достоинства своих товарищей. В случае если кто-то затрудняется, можно помочь и подсказать.

Эта игра способствует  умению детей словесно выражать свое отношение к другому.

 

Возраст : 5-6 лет.

 

Количество играющих: любое.

Е.  О.  Смирнова, В.  М.  Холмогорова

 

Смирнова Е.  О. Межличностные отношения дошкольников : диагностика, проблемы, коррекция / Е.  О.  Смирнова, В.  М.  Холмогорова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

8

«На что похоже настроение»

 

 

Учить детей умению понимать и выражать свое настроение при помощи слов.

Участники игры по очереди говорят, на какое время года, природное явление, погоду похоже их сегодняшнее настроение. Начать сравнения лучше взрослому: «Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе, а твое?» Упражнение проводится по кругу. Взрослый обобщает, какое же сегодня у всей группы настроение: грустное, веселое, смешное, злое и т. д. Интерпретируя ответы детей, учтите, что плохая погода, холод, дождь» хмурое небо, агрессивные элементы свидетельствуют об эмоциональном неблагополучии.

Эта игра помогает эмоциональному осознанию своего самочувствия, коррекции тревожности.

 

Возраст : 5-7 лет

 

Количество играющих: группа детей

Автор: Н. Л. Кряжева

 

Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей.  Популярное пособие для педагогов, психологов, родителей.   Издательство: Академия развития. – Ярославль, 1996.

 

9

«Кино»

Мышечное раскрепощение детей, развитие мимики, пантомимики и пластики.

Дети садятся в круг и создают кино «с первого слова». Первый ребенок придумывает слово, второй должен повторить его и добавить одно свое слово, третий - повторить первые два слова и сказать свое, четвертый - повторить первые три слова и сказать четвертое и т. д. Когда все дети проговорят желаемое, они должны показать фильм с помощью пластики и мимики. Вместо показа кино игра может закончиться сочинением сказки или рассказа с использованием предложенных слов.

Игра способствует мышечному раскрепощению детей, развитию способности передавать свои чувства и переживания невербально (мимикой и пантомимой).

 

Возраст : 5-6 лет.

 

Количество играющих: группа (6-7 человек).

Автор: Хухлаева О. В.

Хухлаева О. В. Практические материалы для работы с детьми 3-9 лет. Психологические игры, упражнения, сказки. - М. : Генезис, 2006.

 

10

«Ссора»

Учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие и враждебность.

Для игры необходима «волшебная тарелочка» и картинка с изображением двух девочек. Воспитатель (обращает внимание детей на «волшебную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек) : «Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось? Поссорились».

Мы поссорились с подругой

И уселись по углам.

Очень скучно друг без друга!

Помириться нужно нам.

Я ее не обижала -

Только мишку подержала,

Только с мишкой убежала,

И сказала: «Не отдам!»

  (А. Кузнецова)

Вопросы для обсуждения:

- Подумайте и скажите: из-за чего поссорились девочки? (Из-за игрушки);

- А вы когда-нибудь ссорились со своими друзьями? Из-за чего?

- А что чувствуют те, кто ссорится?

- А можно обойтись без ссор?

- Подумайте, как девочки могут помириться?

Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения - автор так закончил эту историю:

Дам ей мишку, извинюсь,

Дам ей мячик, дам трамвай,

И скажу: «Играть давай!»

(А. Кузнецова)

Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признать свою вину.

Игра знакомит детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, а также способствовует их усвоению и использованию в поведении.

 

Возраст : 5-7 лет

 

Количество играющих: группа детей.

Е.  О.  Смирнова, В.  М.  Холмогорова

 

Смирнова Е.  О. Межличностные отношения дошкольников : диагностика, проблемы, коррекция / Е.  О.  Смирнова, В.  М.  Холмогорова. - М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005.

 

Публикации по теме:

Дидактические игры в развитии речи детей дошкольного возрастаДидактические игры в развитии речи детей дошкольного возраста Хорошая речь – важное условие развития личности ребёнка. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче высказывать ему свои мысли,.

Дидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [р] в словахДидактические игры по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста. Автоматизация звука [р] в словах При работе с детьми среднего и старшего возраста, к сожалению часто воспитатели сталкиваются с проблемой того, что дети плохо или не отчетливо.

Игры и задания по развитию речи для коррекционной группы старшего дошкольного возраста «Звук [а]. Слово. Слова»Игры и задания по развитию речи для коррекционной группы старшего дошкольного возраста «Звук [а]. Слово. Слова» Данные игры - задания, для подготовки детей к обучению грамоте, проводятся на индивидуальных занятиях по развитию речи. «Аист, астра» Материалы:.

Игры для развития речи детей дошкольного возрастаИгры для развития речи детей дошкольного возраста Постоянно ищутся способы изготовления игр и пособий, которые были бы максимально наглядными, а для детей "волшебными". Огромную пользу в.

Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста. Часть 2Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста. Часть 2 1. «Каждый знает». Повторить начало фразы и добавлять новое слово. Каждый знает, что желтым бывает… Каждый знает, что сильным бывает….

Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста. Часть 1Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста. Часть 1 1. «Эхо или попугайчик» - «Ты не девочка, не мальчик, ты сегодня попугайчик». Вы говорите любое слово, а ребенок должен повторить его.

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста по коммуникации и познанию «В гости к русалочке» Цель: Закрепить знания детей о морских обитателях Задачи: 1. Обобщить и активизировать словарь по теме «Морские обитатели», обогатить словарь.

НОД по развитию речи «В лес осенний мы идем» для детей старшего дошкольного возраста Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Перспективный план по развитию эмоционально-нравственного опыта и навыков общения детей через позитивное влияние игры Перспективный план Задачи обучения. 1. Формировать эмоционально – нравственное отношение к окружающим людям и сверстникам. 2. Познакомить.

Картотека игр по развитию речи для детей дошкольного возрастаКартотека игр по развитию речи для детей дошкольного возраста Игры по развитию речи для детей Что за предмет? Цель: учить называть предмет и его описывать. Ход. Ребёнок вынимает из чудесного мешочка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры для детей дошкольного возраста по развитию общения, речи, коммуникации
Опубликовано: 1 марта 2023 в 13:07
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры для детей дошкольного возраста по развитию общения, речи, коммуникации» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Лангавая (УИ 3192172) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД