Ксения Владимировна Попова
Игры на развитие лексико-грамматического строя речи
Игры на развитие лексико-грамматического строя речи.
«Один-много» (I вариант) (с 4 лет)
Цель: образование существительных множественного числа И. п.
Ход игры: педагог называет существительное в единственном числе, а ребёнок во множественном,например: яблоко-яблоки, сумка-сумки, дерево-деревья и т. д.
«Назови ласково» (с 4 лет)
Цель: образование существительных уменьшительно-ласкательного значения.
Ход игры (игру можно проводить с мячом):
Кукла-куколка
Лиса-лисичка
Петух-петушок и т. д.
«Скажи наоборот»
Цель: учить детей образовывать слова-антонимы
Ход игры:
Большой-маленький
Толстый-тонкий (худой)
Кислый-сладкий
Высокий-низкий
Тепло-холодно
Весело-грустно
Пришёл-ушёл
Прилетел-улетел
Сел-встал и т. д.
«Какой бывает?» (с 4 лет)
Цель: подбор признаков к предмету, обогащение словаря прилагательными
Ход игры:педагог спрашивает: «Каким бывает яблоко?»,дети называют признаки к названному предмету: «круглое, красное, сладкое, кислое, гладкое, твёрдое»; «Какой бывает котёнок?»- «Маленький, пушистый, ласковый, добрый»
«Что таким бывает?» (с 4-5 лет)
Цель: подбор предметов к его признаку
Ход игры:педагог спрашивает детей: «Что бывает сладким?».Дети отвечают: «Конфета, мороженное, варенье, торт, сок и т. д.». «Кто бывает пушистым?» - «Кошка, заяц, лиса и т. д.»
«Назови одним словом» (с 4 лет)
Цель: развитие словесно-логического мышления
Ход игры: педагог называет 3-4 слова, ребёнок называет их обобщающим понятием: «груша, яблоко, банан»- «фрукты»; «собака, кошка, корова» «домашние животные» и т. д.
Усложнение: педагог называет обобщающее слово,а дети подбирают относящиеся к нему предметы: «Мебель»- «Стол, стул, кровать, диван…» и т. д.
Развитие связной через заучивание четверостиший.
Ребенок младшего дошкольного возраста быстро запоминает короткие стихи, в которых много глаголов, существительных, где описываются хорошо знакомые игрушки, животные, дети. По объему это – четверостишия, они понятны по содержанию, просты по композиции, ритм пляшущий, веселый с явно выраженной рифмой. Этим требованиям отвечают произведения Агнии Барто, Сильвы Капутикян, Самуила Маршака, Елены Благининой, Даниила Хармса, Зинаиды Александровой