Игры на развитие познавательной активности ребенка

светлана мельникова
Игры на развитие познавательной активности ребенка

Игра «Плохо-хорошо»

Играть лучше вдвоем. Предлагается любой предмет. Может быть игрушка, бытовой

предмет и др. Нужно рассмотреть с разных точек зрения. Один участник игры ищет

положительные стороны предмета, другой – отрицательные. Называем по очереди,

побеждает тот, кто последний назовет качество.

Например: игрушка грузовик.

Положительное качество – можно перевозить грузы;

Отрицательное качество – не заводится;

П. к. – если толкнуть, долго катится;

О. к. – кузов не поднимается;

П. к. –нетяжелый, можно легко переносить.

Игра «Что я загадал?»

Ведущий загадывает предмет. Участники игры (может быть любое количество) по

очереди задают вопросы о качествах и свойствах этого предмета, чтобы его отгадать.

«Это предмет? Он живой или неживой? Где чаще это встречается: на улице или в

квартире?.» и т. д.

Выигрывает тот, кто отгадал.

Игра на развитие речи и логического мышления ребенка

«Придумай предложение»

Ребенку называются два слова и предлагается придумать предложение, в котором

должны быть эти слова связаны по смыслу. Например: слова – диван, крокодил.

Предложение: «Крокодил улегся на диван.» или «Наш диван зеленый, как

крокодил»…Чем отдаленнее по смыслу будут слова, тем интереснее придумывать

предложения. Затем можно предлагать по три слова и их тоже связывать в одно

предложение. В этой игре также развивается и воображение ребенка.

Игра на развитие внимания и воли ребенка

«Холодно – горячо»

Спрячьте какой-нибудь предмет или игрушку в комнате. При движении ребенка по

комнате, говорите ему «холодно», если он удаляется от спрятанного предмета или

«тепло», если приближается к нему. Когда цель почти достигнута, кричите «горячо».

В этой игре также полезно ребенку быть в роли ведущего, так как ему необходимо

будет осуществлять сразу несколько операций: произвольность поведения (нужно не

выказать своим поведением, где спрятан предмет, внимание (соотносить

передвижение игрока в пространстве и свои команды, мышление и воображение

(постараться спрятать так, чтобы было труднее найти…

Игра «Да» и «Нет» не говори

Можно играть вдвоем (один – ведущий, другой – участник). Если участников игры

больше, то ведущий каждому по очереди задает вопрос. Вопросы задаются в быстром

темпе. Главное правило - отвечая на вопрос, нельзя говорить «да» или «нет». Тот, кто

ошибается, выходит из игры. Если Вы играете с ребенком вдвоем, то введите правило

3-х ошибок, а когда сами станете участником, то не стоит вам демонстрировать

ребенку свое абсолютное превосходство – иногда и Вы должны допустить ошибку.

Примерные вопросы:

- Ты ходишь в детский сад?

- Ты живешь в Африке?

- Ты любишь мороженное?

- Ты ел черное мороженное?

- Ты умеешь ходить на руках?

- Ты играешь в куклы?

Игры на развитие коммуникабельности, внимания к другому.

«Пишем на ладошке». Играют пары. Один в паре закрывает глаза, второй пальчиком

на ладошке пишет цифру или букву. Задача первого – отгадать написанное. Потом

ролями меняются.

«Близняшки». Играют также парами (парой). Двое встают вместе, боком друг к

другу, одна рука обхватывает пояс другого. Ноги, стоящие рядом, связываются

веревочкой. Задача – перемещаться по комнате, садиться, вставать, приседать, не

падая. Если пар несколько, можно устроить соревнование – кто дольше не упадет.

Такими же парами можно играть в футбол или баскетбол.

«Проводник». Парная игра. Один закрывает глаза и начинает передвигаться по

комнате. Задача второго – только словами, не касаясь первого, направить его так,

чтобы первый не споткнулся, ушибся, наткнулся и т. д. Помимо коммуникабельности,

игра развивает внимательность и способность ориентироваться в пространстве.

«Рисуем вместе» - парная игра. Задачи пары – нарисовать рисунок совместными

усилиями. Как? На стену вешается лист бумаги. «Художник» закрывает глаза

повязкой, а «ведущий» диктует «художнику», где и что рисовать. «Нарисуй круг.

Справа от него – прямую линию вправо. Левее, выше. и т. д.» Если пар – две и больше,

устраивается конкурс.

«Ассоциации», «Пантомима» и другие аналогичные игры также хороши для

развития навыков коллективного общения.

Игры на внимательность и произвольное поведение:

«Море волнуется раз» - отличная игра на умение владеть собой, эмоциями и своим

телом.

«Можно и нельзя» - в доме объявляется время (час, 10 минут, день) – когда можно

будет делать ЧТО-ТО. Что - выбираете вы с ребенком, учитывая его пожелания. Это

может быть разрешение делать все, за исключением опасных для жизни вещей. Или

разрешение делать что-то, особо желанное для ребенка, но ограничиваемое обычно

вами- громок кричать, прыгать, смотреть мультики и т. д. Но существует также и время

«нельзя». Например, в течение часа можно вести себя очень тихо. Или делать что-то

определенное, одобренное вами. Цель игры - приучить ребенка контролировать вои

импульсы и выделять определенное время для разного типа деятельности.

Строго говоря, практически любые коллективные игры учат ребенка

взаимодействию с другими, поэтому даже такие, казалось бы, далекие от учебы, как

«дочки-матери», «детский сад», «казаки- разбойники» приносят ощутимую пользу:

ребенок учится действовать по правилам, осваивает новые роли и типы

взаимоотношений.

Вот еще несколько полезных игр, которые можно использовать на прогулке или

по дороге в магазин.

«Удивительное – рядом»

Попробуйте найти вокруг себя что–нибудь необычное: дерево с кривым

стволом, голубя с белыми пятнами, странное пятно на асфальте или облако в виде

жирафа…Кто больше интересного заметит – вы или ребенок? Игра развивает

наблюдательность и восприятие, стимулирует творческое мышление.

«Найди отличие»

Поищите вместе с малышом разницу между двумя предметами. Сравните,

например, две машины или двух собак. Кто обнаружит больше отличий? Задание

посложнее – отыскать наоборот, сходство. Что общего у вороны и у кошки? Ответы:

оба они хищники, у каждого два глаза, когти, хвост. Здорово, если удастся придумать

что – то смешное. Например, они разговаривают, похоже: кошка – «мур», а ворона –

«карр!». Вы удивитесь, но такая незамысловатая игра развивает наблюдательность и

мышление, расширяет представление об окружающем мире.

«Смотри в оба»

Предложите малышу по дороге сосчитать что – либо: скамейки, собак,

велосипедистов и т. п. Кроме счетных навыков будут развиваться наблюдательность,

внимание, память (надо все время держать в уме предыдущую цифру). Дошколятам

можно усложнить задачу – вести учет сразу несколько предметов, например березок и

елок или собак и ворон. Это замечательный способ тренировки объема памяти,

измеряйте шагами расстояние, например, между подъездом и скамейкой, качелями и

песочницей. Потренируйтесь в обратном счете: идете от клумбы к елочке – считаете

«один - два – три – четыре – пять», обратно – «пять – четыре – три –два –один»

«Цвет и форма»

По очереди называйте предметы определенного цвета или формы, те, что видите

вокруг. Например, зеленая елка, зеленая машина, зеленое платье у девочки. Или

треугольные крыша, качели, горка. Можно также отыскивать предметы, похожие на

буквы. Горка – как Л, качели – П, карусель - О…Закрепляются необходимые знания,

тренируются внимание и наблюдательность.

Публикации по теме:

Развитие познавательной активности детей по средствам экспериментальной деятельностиРазвитие познавательной активности детей по средствам экспериментальной деятельности Воспитатель: Карасева Маргарита Геннадиевна На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности ребенка Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности ребенка. Утоляя жажду познания маленьких «почемучек», направляя.

Конспект открытого мероприятия по развитию познавательной активности ребенка в процессе экспериментирования «Волшебная вода» ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ–ПЕТЕРБУРГА АДМИНИСТРАЦИЯ НЕВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение.

Развитие познавательной активности дошкольников посредством экспериментально-исследовательской деятельно .

Развитие познавательной активности через проектную деятельность Ведущая идея метода проекта состоит в развитии интереса, формировании навыков и умений детей познавательной деятельности на основе проектного.

Развитие познавательной активности детей Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста при формировании представлений посредством дидактических игр математического.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Спорт и физкультура
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Игры на развитие познавательной активности ребенка
Опубликовано: 25 июня 2018 в 08:06
+134Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 44.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия в группе раннего возраста «Волшебная книжка — малышка» (знакомство с...
Конспект занятия в группе раннего возраста «Волшебная книжка – малышка» ( знакомство с домашними животными) Задачи: 1. Закрепление знаний о домашних...
Фотоотчёт о наблюдениях осенью за щитником — древесным клопом
Цели: - развивать у детей познавательный интерес к миру насекомых; - продолжать формировать у детей элементарные представления о разнообразном мире...
Фотоотчет «Весенне-осеннее настроение»
Добрый день гости моей странички ! На дворе осень, в этом году она замечательная: теплая, ласковая, цветная и добрая. Сегодня мы с ребятами открыли альбом с...
Реализация социально-педагогического проекта «Птицы — наши друзья»
Социально-педагогический проект «Птицы – наши друзья! » с помощью модифицированной таблицы «Системный оператор» с учётом ФГОС ДОО для детей подготовительной...
Фотоотчет в старшей группе «Всемирный день чистых рук»
Ежегодно 15 октября отмечается «Всемирный день чистых рук», учрежденный Генеральной Ассамблеей ООН совместно с Детским фондом ЮНИСЕФ и Всемирной...