МААМ-картинки

Игры на развитие речевого дыхания

Елена Чугина
Игры на развитие речевого дыхания

В последнее время появилось много детей страдающих нарушением речи. У них, наблюдается слабость силы выдоха и длительности речевого выдоха. Поэтому, развитие дыхания один из первых и очень важных этапов коррекционного воздействия на детей с нарушением речи.

Речевое дыхание - является основным источником энергии при образовании звуков речи.  Речевое дыхание отличается от физиологического тем, что оно произвольно, вдох короче, выдох, напротив, замедлен, прерывист, подчинен произнесению текста.

Публикация «Игры на развитие речевого дыхания» размещена в разделах

Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи. Выработка воздушной струи считается одним из необходимых и значимых условий постановки  звуков: звуки произносятся в фазе выдоха.

Дыхательные упражнения нужны для усиления воздушной струи, развитию целенаправленности воздушной струи (дуть губами или на язычок, развитие длительности воздушной струи.  Дыхательные упражнения увеличивают вентиляцию легких, поэтому проводить игры надо в чистом проветренном помещении. Следить, чтобы у ребенка не кружилась голова. Как только голова закружится, сделайте перерыв, постепенно изо дня в день, увеличивая длительность.

Игры на развитие речевого дыхания можно условно разделить на три  группы:

1. Игры на развитие силы воздушной струи.

2. Игры на развитие длительности воздушной струи.

3. Игры на развитие целенаправленности воздушной струи.

Игры и упражнения на развитие дыхания.

«Поиграй животиком»

Цель: развивать физиологическое дыхание.

Оборудование и организация: игрушка-зверушка.

Ход игры : Предложить ребенку лечь в кроватку или на ковер и положить руки себе на живот. Показать, как надо глубоко вдохнуть, – надуть животик, а затем через несколько секунд выдохнуть, – животик при этом опустится. Делать упражнение можно не более 5 раз подряд, чтобы не было большой нагрузки на диафрагму и брюшные мышцы. А чтобы малышу было интересно выполнять дыхательное упражнение, положите на животик ребенка небольшую игрушку. Когда малыш вдохнет, игрушка вместе с животом поднимется вверх, а на выдохе, наоборот, опустится вниз – как будто она качается на качелях.

«Вертушка»

Цель: развивать физиологическое дыхание.

Оборудование и организация: игрушка-вертушка.

Ход игры : Показать ребенку, как надо подуть на вертушку, чтобы она пришла в движение. Далее пусть ребенок сам подует на бумажную вертушку.

«Бабочка»

Цель: выработать у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.

Оборудование и организация: вырезанная из папирусной бумаги бабочка, прикрепленная на нитку длинной 15-20 см.

Ход игры : показать ребенку, как можно дуть на бабочку, подвешенную на нитке. Затем поднесите бабочку к губам ребенка и попросите его подуть.

«Танцующая матрешка»

Цель: формировать у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.

Оборудование и организация: вырезанная из бумаги фигурка матрешки, прикрепленная на нитку.

Ход игры : показать ребенку, как можно дуть на матрешку, подвешенную на нитке. Матрешка начнет кружиться, как будто она танцует. Затем поднести бабочку к губам ребенка и попросить его подуть самого, чтобы матрешка начала танцевать.

«Сдуй снежинку с рукавички»

Цель: формировать у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.

Оборудование и организация: вырезанная из картона рукавичка, вырезанная из бумаги снежинка.

Ход игры : показать ребенку, как можно сдуть бумажную снежинку с рукавички. Затем положить снежинку на рукавичку, поднесите ее к губам ребенка, и попросить его подуть на снежинку.

  «Сдуй пушинку»

Цель: закрепить у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.

Оборудование и организация: перышко, пушинка или кусочек ваты.

Ход игры : показать ребенку, как можно сдуть перышко с ладони. Затем положить перышко на свою ладонь, поднесите ее к губам ребенка, и попросить его подуть на перышко. В другой раз дайте задание ребенку сдуть с вашей ладони несколько пушинок или бумажек одним выдохом. Бумажки расположите так, чтобы они находились одна от другой на некотором расстоянии.

«Карусель»

Цель: закрепить у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный, целенаправленный выдох.

Оборудование и организация: изготовленное пособие «Карусель». Для этого надо вырезать из цветной бумаги 4 круга и согнуть их пополам. Вложите посередине пособия тонкую веревочку, а затем склейте круги.

Ход игры : показать ребенку, как надо взять игрушку за концы веревочки и подуть на нее. Под струей воздуха карусель начнет кружиться. Затем дайте пособие ребенку и попросите его подуть.

«Загони мяч в ворота»

Цель: выработать у ребенка длительный, сильный, целенаправленный выдох, а также глазомер.

Оборудование и организация: ворота (их можно заменить двумя кубиками); кусочек ваты или небольшой скомканный кусочек папиросной бумаги.

Ход игры : показать ребенку, как можно дуть на легкий «мячик», чтобы загнать его в игрушечные ворота. Попросите ребенка самого загнать мяч в ворота.

«Кораблик»

Цель: выработать у ребенка длительный, сильный, целенаправленный выдох, а также глазомер.

Оборудование и организация: бумажный кораблик.

Ход игры : показать ребенку, как надо дуть на бумажный кораблик, чтобы он «доплыл» до противоположного края стола.

«Буря в стакане»

Цель: формировать у ребенка навык делать глубокий вдох и продолжительный выдох; развивать подвижность губ, умение плотно смыкать их.  

Оборудование и организация: трубочки с разным диаметром; стакан с соком и водой.

Ход игры : предлагать ребенку время от времени пить сок с помощью трубочки. Нужно менять диаметр трубочек, предлагая малышу трубочки сначала толстые, а потом все более тонкие. Далее рассказать ребенку, что можно не только втягивать в себя сок с помощью трубочки, но и выдувать воздух через трубочку. Для этого нужно налить в стакан воду и показать, как можно заставить воду пузыриться. Пусть ребенок сам попробует создать бурю в стакане воды.

«Звуковая ниточка»

Цель: развивать правильное речевое дыхание, уточнять артикуляцию гласных звуков.

Ход игры : показать малышу, как надо соединить пальцы рук, собранные щепотью, перед грудью (как будто они держат за концы короткую ниточку). Затем вдохните и начните разводить руки в стороны, одновременно пропевая какой-либо гласный звук (тяните длинную нить). Можно предложить сначала протянуть короткую ниточку (пропеть звук А в течение 1 секунды, лишь слегка разведя руки в стороны, а затем вытянуть длинную звуковую нить (пропеть звук А в течение нескольких секунд, разведя руки в стороны как можно шире). В следующий раз предложите ребенку пропеть другой гласный звук: У, О или И.

«Намотай клубочек»

Цель: развивать правильный речевой выдох; уточнять артикуляцию гласных звуков.

Ход игры : предложить ребенку намотать звуковую ниточку, так чтобы получился клубок. Для этого необходимо показать ребенку, как надо вращать руки одна вокруг другой перед грудью и в это время длительно пропевать гласный звук. Можно посоревноваться, чья ниточка окажется длиннее, а значит, и клубок будет больше. (Разумеется, взрослому следует время от времени поддаваться.)

Публикации по теме:

Игры для развития речевого дыханияИгры для развития речевого дыхания Дыхание - это физиологический процесс, который состоит из двух фаз - вдоха и выдоха. Дыхание бывает: грудное, диафрагмальное, диафрагмально.

Дидактическая игра на развитие речевого дыхания «Воздушные голы»Дидактическая игра на развитие речевого дыхания «Воздушные голы» Нам всем очень нравится красивая, плавная и мелодичная речь. Одним из важных условий формирования такой речи является правильное речевое.

Игры для развития речевого дыханияИгры для развития речевого дыхания Дорогие гости и читатели блога! Хочу предложить Вам простые игры на развитие дыхания. Все мы знаем, что правильное речевое дыхание необходимо.

Игры и упражнения для развития речевого дыханияИгры и упражнения для развития речевого дыхания .

Игры на развитие речевого дыхания для детей ДОУИгры на развитие речевого дыхания для детей ДОУ Что такое речевое дыхание? Речевое дыхание – это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух.

Пособия и игры для развития речевого дыханияПособия и игры для развития речевого дыхания Пособия и игры на развитие речевого дыхания Игры на развитие силы воздушной струи, равномерного вдоха и выдоха, силы голоса, эмоциональной.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы)Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр (из опыта работы) В последнее время увеличилось количество детей с проблемами речи. Поэтому поиск эффективных методов и приёмов по развитию речи детей – важная.

Игры и упражнения для развития речевого дыханияИгры и упражнения для развития речевого дыхания Сегодня хочу обратить внимание на еще один важный компонент звуковой культуры речи - речевое дыхание. Речевое дыхание - это дыхание в процессе.

Создание предметно-пространственной среды «Игры на развитие речевого дыхания» для детей дошкольниковСоздание предметно-пространственной среды «Игры на развитие речевого дыхания» для детей дошкольников Уважаемые коллеги и гости моей странички, я предлагаю вашему вниманию игры, на развитие речевого дыхания, которые можно сделать своими руками.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры на развитие речевого дыхания
Опубликовано: 20 января 2021 в 21:45
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД