Получи документы

Игры на развитие слухового внимания и памяти

Елена Быкова
Игры на развитие слухового внимания и памяти

Родители зачастую жалуются на рассеянность своих детей. Многие думают, что их малыши просто не хотят слушаться и проявляют свой характер. Но, на самом ли деле, ребенок просто не хочет слушать? Может вся проблема в проблемах со слуховой памятью?

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показывает, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 6-7 – летнего возраста, не овладевшие в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из – за недостаточного развития речевого слуха. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением.

Публикация «Игры на развитие слухового внимания и памяти» размещена в разделах

Фонематическое восприятие — это слуховое восприятие речевых звуков и слов окружающего мира ребенка (родителей, воспитателей, учителей, животных и т. д). Нарушение слухового внимания ведет к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) схожие по звучанию или подобные по артикуляции речевые звуки.

Одним из направлений речевого развития детей является - воспитание у малыша речевого слуха (интонационного, фонетического, фонематического). В его основе лежат умения, связанные с различением акустических характеристик звуков: высоты, громкости, длительности.

Чтобы ваши дети научились чисто и ясно произносить звуки родного языка, отчетливо выговаривать слова, правильно пользоваться голосом (говорить выразительно, там, где необходимо, менять громкость и скорость речи, надо учить малышей напрягать слух, улавливать и различать звуки («Это игрушки: мишка рычит: «р-р-р», куколка плачет: о – о – о»).

Также слуховое восприятие нужно развивать в процессе узнавания и дифференциации неречевых звучаний по их акустическим свойствам: Например: "Найди мишку" (ребёнок ищет спрятанную игрушку, ориентируясь на громкость звукового сигнала. Чем громче сигнал, тем ближе ребёнок к спрятанной игрушке.).

В качестве упражнений для развития голосового аппарата и речевого слуха можно использовать отрывки из стихотворений, потешек, считалок, чистоговорок, скороговорок,насыщенных определённым звуком. Так ребенок учится различать «звучание» знакомых предметов, голоса животных птиц и людей. Соотносить звучащее слово с картинкой или предметом, внятно произносить одно-двух -, а также трех-четырехсложные слова, отвечать на вопросы; громко и тихо воспроизводить звукоподражания. Эти игры позволяют значительно улучшить слуховое восприятие речи, что способствует максимальной адаптации его фонематического слуха к реальному общению.

Также учите детей различать неречевые звуки по характеру звучаний (разнообразные шумы, голоса животных и птиц, музыкальные звуки, акустическим свойствам (громкость, высота, длительность, количеству звучаний, направлению появлению звука. Упражнения по развитию неречевого звука подготовит ребенка к восприятию речевых звуков.

-Игра «Отгадай, что звучит» (шуршит бумага, льётся вода, стучит карандаш, звенит бубен и т. д.)Сначала взрослый показывает, потом воспроизводит так, чтобы ребенок не видел.

Звуки должны быть ясные и контрастные.

-Игра «О чём говорит улица?»

Во время прогулки по улице, попробуйте назвать максимальное количество звуков (кто больше?

На развитие слуховой памяти, возможно использование следующих игр:

1. «Запоминай и выполняй».

Выполнение ребёнком четырёх — шести простых действий — словесных инструкций: «Встань, подойди к окну, возьми мишку и куклу, мишку посади в машину, куклу дай Кате». Распоряжения отдаются шёпотом на расстоянии четырёх — пяти метров от детей. Постепенно вводятся слова, отличающиеся одним звуком: «Возьми последовательности и называет их (при условии, если произносит все нужные звуки).три картинки, «лук» отдай Оле, «жука» — Коле, «сук» — Ане, «сок» — Ване.

2.«Посмотри и запомни».

Ребёнку показывают и называют три — пять картинок, после чего их закрывают экраном; ребёнок показывает в том же порядке соответствующие игрушки или дубликаты картинок, по возможности называет их.

3.«Правильно отберёшь — фишку возьмёшь».

На столе восемь — десять картинок или игрушек. Называются любые три-четыре из них, которые ребёнок отбирает в той же

4.«Возьми свои картинки».

Картинки лежат на столе. Взрослый называет по две-три из них для нескольких детей. Дети находят свои картинки и называют их.

5.«Что я не назвала?»

Обучающий называет пять картинок из десяти, а дети отбирают другие пять, и, по возможности, называют их.

6.«Продавец».

Дети запоминают последовательность, в которой разложены шесть рисунков,затем рисунки переворачивают; «продавец» предлагает купить, например, «утку», «покупатель» определяет картинку и показывает детям.

7. «Море волнуется раз». Вместе с ребенком придумайте позы к буквам Т, О, К, Ф, Л, Х. Затем включите музыку и предложите ребенку подвигаться в танце. Как только музыка закончится, назовите одну из букв. Ребенок должен немедленно принять оговоренную позу.

8. «Цепочка действий». Предложите малышу цепочку действий, которую необходимо выполнить последовательно. К примеру, можно дать указание: «Сходи на кухню. Возьми букет цветов и принести его в зал. Поставь цветы в вазу».

9.«Анализ текста». Прочитайте текст, взятый из рассказа или сказки. Затем попросите пересказать то, что он услышал. Если малыш затрудняется с пересказом, повторно перечитайте ему сказку опять (с большим выражением). Спросите, о чем повествуется в сказке (рассказе? Постарайтесь провести параллель с тем, что малышу знакомо и хорошо известно и сравните с тем новым, что он почерпнул в этой сказке (рассказе). Попросите малыша провести параллель между сходством и отличием. Отвечая на Ваши вопросы, малыш мыслит, сравнивает, делится своими наблюдениями, думает. Подобный диалог может неплохо развивать слуховую память и мышление ребенка. Пусть ребенок повторно перескажет текст. В свою очередь, вы увидите, насколько его пересказ стал осмысленнее.

Публикации по теме:

Развитие слухового внимания через подвижные и дидактические игры на прогулке «Развитие слухового внимания через подвижные и дидактические игры на прогулке» С самого рождения людей окружает множество звуков: шелест.

Брошюра «Рекомендуемые игры на развитие памяти, внимания, мышления для детей 3–4 лет. Поиграйте с детьми дома!» 1. Корректор. Раздаем детям листы с крупными печатными рисунками. Задание : зачеркнуть все зеленые предметы, либо все круглые, красным карандашом.

Игры для развития слухового внимания детей средней группы 1. «Что звучало?» Задание: демонстрируем ребенку звучание бубна, губной гармошки, дудки и т. д. Ребенок слушает и запоминают, как звучит.

Игры для развития слухового внимания по лексической теме «Продукты питания» для детей с ОВЗ Хлопни в ладоши, если услышишь молочные (мясные, рыбные, кондитерские): продукты: корова, молоко, стол, ферма, творог, колета, очки, сыр,.

Игры, способствующие развитию целенаправленного слухового внимания Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области Новокузнецкий детский клинический психоневрологический санаторий.

Картотека игр на развитие мышления, памяти, внимания для детей средней группы 1. "Четвёртый лишний" Цель: развивать логическое мышление. Для игры понадобятся четыре картинки с изображением предметов, три из которых.

Конспект открытого занятия по теме: «Развитие зрительного и слухового внимания» Тема: «Развитие зрительного и слухового внимания». Лексическая тема: «Весна». Цель: развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость).

Конспект по валеологии с использованием упражнений на развитие слухового внимания «Умное ухо» для подготовительной группы ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: -дать детям расширенное представление об одном из важнейших органов чувств – слухе; -приучать беречь слух, соблюдать.

Консультация для педагогов и родителей «Игры на развитие памяти и внимания» Консультация для педагогов и родителей: «Игры на развитие памяти и внимания». Жизнь детей — это игра, а игры — это жизнь для детей. В игровых.

Скорочтение. Развитие памяти, внимания. Занятие 1 Наступил новый век, когда информация управляет во всех сферах деятельности. Если человек не адаптирован к новым информационно - экономическим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры на развитие слухового внимания и памяти
Опубликовано: 2 ноября 2016 в 09:44
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД