Игры для развития экологической культуры с детьми подготовительной группы

Светлана Басова
Игры для развития экологической культуры с детьми подготовительной группы

ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ С ДЕТЬМИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ.

Мир растений

Дидактическая игра «Похож - не похож»

Цель: Воспитание логического мышления, умение сравнивать предметы по представлению, находить признаки сходства и различия, отгадывать предметы.

Правила: для сравнения предметов по представлению брать только два предмета, отмечать как признаки сходства, так и различия.

Игровые действия: отгадывание, передача мяча тому из играющих, кто должен назвать два предмета, отгадав их по описанию товарища.

Ход игры: воспитатель вручает мяч одному из детей и просит его описать два предмета, чем-то похожих, а чем-то и разных.Описание может быть таким: «Два цветка, один с белыми лепестками и желтой серединкой; другой розовый. Один полевой - другой растет на клумбе». Загадывающий передает мяч любому из играющих. Тот должен быстро ответить и загадать свою загадку. Если отгадчик ошибся, он платит фант, который выкупается в конце игры.

Дидактическая игра «Путешествие»

Цель: Найти дорогу по названиям знакомых растений.

Описать внешний вид растений и найти их по описанию.

Правила. Направление пути рукой не показывать, ориентиры называть точно.

Ход игры. Первый вариант.

Игру проводят во время прогулки. Воспитатель предлагает одному или двум детям быть ведущим. Им дают задание подобрать новое место для прогулок, наметить к нему путь и выбрать заметные ориентиры (крупные деревья, кустарники). Затем, когда это задание выполнено, ведущие должны объяснить всей группе детей дорогу. Надо называть два - три знакомых всем дерева или кустарника, их хорошо заметные признаки. Например,ведущий говорит: «Надо дойти до очень большой ели, от нее повернуть направо, оттуда направиться к двум большим березам, поравнявшись с ними, опять повернуть направо. За рябиной будет полянка для прогулки».

Второй вариант.

Содержание знаний. Знать внешний вид и названия некоторых деревьев и кустарников, их характерные отличительные признаки.

Правило. Описывать растения-ориентиры, не говоря, как они называются.

Ход игры. Выбирают одного ведущего, который намечает маршрут прогулки и объясняет, куда все пойдут и как найти дорогу.Ведущий выбирает ориентиры: 3—4 хорошо знакомых детям растения, описывает их, не называя, объясняет, где и куда надо свернуть. Все остальные по описанию определяют ориентиры, называют их и ищут по ним дорогу. Можно выбрать двух ведущих, проделать два путешествия, а все дети сравнят, кто из них выбрал лучшее место для прогулки.

Дидактическая игра «Найди дерево по семенам»

Цель: Найти целое по части.

Игровое действие. Бег к определенному предмету.

Правило. Бежать к тому дереву, от которого семена, можно по сигналу.

Оборудование. Семена и плоды деревьев и кустарников,которые сохраняются зимой: липы, разных видов клена, ясеня, рябины и др.

Ход игры. Игра проводится зимой. Воспитатель раздает детям семена и просит всех свободно передвигаться по поляне. По его сигналу каждый бежит к тому растению, семена которого у него в руках.

Примечание. Игрына узнавание деревьев и кустарников зимой организовать сложнее: дети затрудняются самостоятельно определять отличительные признаки каждого растения и точно называть его.

Дидактическая игра «Магазин «Цветы»

Цель: Описать, найти и назвать предметы по характерным признакам, сгруппировать растения по месту произрастания, описать их внешний вид.

Первый вариант.

Содержание знаний. Вспомнить вместе с детьми названия растений, их частей, отличительные признаки некоторые из них.

Правило. Назвать отдел и описать растение, не говоря, как оно называется.

Ход игры. На столе разложены картинки с изображением комнатных растений так, чтобы детям хорошо было видно каждое. Это магазин «Цветы». Покупатели (дети) описывают его, а продавец должен узнать и назвать его, а затем выдать покупку.

В начале игры воспитатель может сам исполнить роль покупателя и показать образец описания,напоминая последовательность: есть ли стебель, какой формы листья, как они окрашены, есть ли цветы, какого они цвета. Затем педагог сам описывает растения.

В дальнейшем игру можно усложнять, продавая в магазине растения, разные по месту произрастания, можно распределить цветы по отделам,покупателю предложить называть отдел: полевых цветов, садовых, комнатных растений, после чего делать описание растения.

Второй вариант

Содержание знаний. Дети должны усвоить, что цветы на клумбах, комнатные растения выращивают для красоты. Цветы дарят людям на праздники, когда идут в гости. Цветы приносят радость. Их можно купить в цветочном магазине. Рассказать, что цветы бывают полевые, лесные, садовые, дома выращивают комнатные растения. У них разные стебли, листья, цветы.

Правила. Покупатель должен описать, не называя, растения, которые хочет купить, указать, где растет цветок. Продавцу нужно узнать растение, назвать его и выдать покупку.

Оборудование. Магазин устраивают на нескольких столах. Отдельно можно расположить полевые, комнатные, садовые растения.

Ход игры. Дети исполняют роли продавцов и покупателей. Чтобы купить, надо описать растение, которое выбрал, но не называть его, а только сказать, где оно растет. Продавец должен догадаться, что это за цветок, назвать его и отдел, в котором он стоит (полевых, садовых цветов, комнатных растений, затем он выдает покупку.

Дидактическая игра «Вершки и корешки»

Цель: Составить целое из частей

Первый вариант.

Игровые действия. Поиски своей пары.

Правила. Искать свой «вершок» или «корешок» можно только по сигналу. С одним и тем же ребенком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.

Ход игры. Во время прогулки воспитатель делит детей на две группы. Одной из них он дает корешки (лук, репа, морковь, картофель и др., другой — вершки — ботву. «Все «вершки» и «корешки» перепутались. Раз, два, три — свою пару найди!» По этому сигналу все дети подбирают себе пару.

Игра с мячом «Я знаю семь названий…»

Закреплять знания детей о растительном мире

В эту игру можно играть вдвоем с ребенком и целой компанией. Игроки садятся в круг и перекидывают друг другу мяч.При этом говорят: «Я знаю семь названий деревьев (цветов, ягод и т. д.)». Потом каждый игрок называет одно дерево и перекидывает мяч другому. Тот называет еще одно дерево и т. д., пока все игроки не назовут семь деревьев. Тот, кто не смог ответить, дает фант. После окончания игры он должен выполнить определенное задание. Например, изобразить какое-нибудь дерево.

Дидактическая игра «Что где растет»

Цель: Расширять представление детей о растениях (лес, луг, сад, огород, Развивать речь, мышление, наблюдательность, воспитывать бережное отношение к природе.

На полу 4 большие карты с клетками: «Лес», «Луг», «Сад», «Огород». Дети соревнуются, кто скорее отберет карточки с растениями и заполнит все клетки.

Можно усложнить игру. Дать задание каждому участнику игры: загадать загадку о каких-либо растениях.

Дидактическая игра «Что вижу, то и говорю»

Цель: Сформировать умение выделить и охарактеризовать особенности внешнего вида животных.

Ребенку показывают картину, на которой нарисовано какое-либо животное. Сначала надо сказать, дикое или домашнее это животное, где оно живет, это хищное или травоядное животное.Потом подробно по картинке описать это животное: какие у него уши, глаза, лапы, хвост, крылья, шерсть, мех, перья, когти, копыта. Кто назовет больше подробностей, тот и выиграл.

Подвижная игра «Будь внимателен!»

Цель: Развитие, стимулирование внимания, обучение быстрому и точному реагированию на сигнал воспитателя.

Ход игры: дети под музыку произвольно двигаются, воспитатель дает команды. Дети подражают движениям в соответствии с командой.

«Зайчики» - дети прыгают, имитируя движения зайца.

«Лошадки» - дети ударяют ногой об пол.

«Птицы» - дети бегают, махая руками.

«Аист» - дети стоят на одной ноге, поджав другую.

«Лягушка» - прыгают на согнутых ногах.

«Собаки» - дети имитируют движение, и лают.

«Курочки» - дети «ищут зерна» на полу и говорят «ко-ко-ко».

Дидактическая игра «Что за птица?»

Цель: Формировать реалистические представления о птицах. Расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках, приспособления их к среде обитания.

Воспитатель загадывает загадки о птицах. Птица - отгадка прикрепляется к кормушке. В конце игры воспитатель предлагает детям рассмотреть и назвать корм, который предпочитает каждая птица.

Дидактическая игра «Верно ли, что. ?»

Цель: Расширять представление детей о животных различных сред обитания.

Воспитатель читает утверждение, дети говорят, правильное оно или нет.

Кошка, свинья, корова, коза — домашние животные. (Да.)

Есть животные, имеющие шесть ног. (Да.)

Тело всех зверей покрыто только шерстью. (Нет.)

У птиц детки появляются из икринок. (Нет.)

Слон — самое большое животное на суше. (Да.)

Есть птицы, не умеющие летать. (Да.)

Рыбы дышат жабрами. (Да.)

Животных можно делить на различные группы. (Да.)

Дидактическая игра «Кто что ест?»

Цель: Продолжать знакомить детей с жизнью зверей в лесу.

Воспитатель. Воспитатель предлагает детям подойти к столу, на котором расставлены игрушки - животные и лежат рисунки - продукты питания.

Дети перечисляют животных. В звериной столовой много разных блюд. Дружно сели звери обедать за один большой стол. Но кто-то перепутал тарелки с едой.Помогите зверям: найдите то, что каждый из них обычно ест.

Дети выполняют задание. Чем же полакомится каждое животное?

Белка — орехами, заяц — морковкой, медведь — медом, волк — курицей, лиса — мышкой, еж — улитками и грибами, лось — травой.

Воспитатель. Видите, животные едят разную пищу. Одни — листья, траву, кору, коренья, ягоды, плоды и семена. Этих животных называют травоядными. Другие едят себе подобных животных — это хищники. Есть и еще одна группа животных. В нее входят те, которые не прочь полакомиться и растительной и животной пищей. Этих животных называют всеядными. На какие же три группы делятся животные по способу питания?

Дети. Травоядные, хищники и всеядные.

Воспитатель. Найдите среди присутствующих на обеде травоядных зверей. Почему вы отнесли их к травоядным?

Дети. Заяц, лось, белка питаются растительной пищей.

Воспитатель. Кого мы отнесем к хищникам и почему?

Дети. Лису и волка, они едят других животных.

Воспитатель. Назовите оставшихся животных. Чем питается каждое из них?

Дети. Остались медведь и еж. Медведь питается корешками, ягодами, медом, рыбой, мелкими животными; еж — улитками, червями, мышами, зеленью и ягодами.

Воспитатель. К какой же группе отнесем их?

Дети. Это всеядные животные.

Воспитатель. Каждое животное по-своему приспособилось добывать пищу, спасаться от врагов. Что же у них есть для этого? Ответить на этот вопрос нам поможет схема-модель

.

Дидактическая игра «Кто где живет?»

Цель: Расширять и закреплять представления детей о растениях и животных различных сред обитания (лес, луг, водоем).

Детям предлагается выбрать карточку с изображением насекомого, рыбы, зверя и поместить эту карточку в клеточку, которая соответствует привычному месту обитания этого животного — «Лес», «Луг», «Водоем».

Кроме этого, можно дать каждому участнику игры задание рассказать, как приспособилось насекомое или животное к своему месту обитания.

Подвижная игра «Актиния»

Цель: Познакомить с хищным морским животным. Учить воплощать свои впечатления в игровых видах деятельности.

Воспитатель предлагает детям поиграть в игру. Одна группа детей превращается в большую актинию.

Ваши руки будут щупальца, вы станете в круг, и в центре у «актинии» будет рот. А другая группа детей превращается в маленьких рыбок.

В ходе игры «актиния» пытается поймать и затянуть в центр круга рыбок. В конце игры воспитатель предлагает назвать - каких они знают рыбок? Чем рыбы отличаются от других животных?

Неживая природа

Дидактическая игра «Где снежинки?»

Цель: Уточнять и расширять представления детей о снеге, делать выводы, развивать мышление, интерес к зимним явлениям неживой природы

Дети идут хороводом вокруг разложенных по кругу карточек.На карточках изображены различные состояния воды: водопад, река, лужа, лед, снегопад, туча, дождь, пар, снежинка, капля и т. д.

Во время движения по кругу произносятся следующие слова:

Вот и лето наступило. Солнце ярче засветило. Стало жарче припекать, Где снежинку нам искать? С последним словом все останавливаются. Те, перед кем располагается нужные картинки, должны их поднять и объяснить свой выбор.Движение продолжается со словами:

Наконец,пришла зима: Стужа, вьюга, холода. Выходите погулять. Где снежинку нам искать? Вновь выбирают нужные картинки и объясняется выбор.

Усложнение: Лежат 4 обруча с изображением четырех времен года. Дети должны разнести свои карточки по обручам, объяснив свой выбор. Некоторые карточки могут соответствовать нескольким временам года.Вывод делается из ответов на вопросы:

Игра с мячом «Земля, вода, огонь, воздух»

Цель: Закреплять, пополнять знания детей о живой и неживой природе.

Играющие становятся в круг, в середине — ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих,произнося при этом одно их четырех слов: земля, вода, огонь, воздух. Если водящий сказал «земля», то тот, кто поймал мяч должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово «воздух» — названием птиц. При слове «огонь» все должны несколько раз быстро повернуться кругом, помахивая руками. Затем мяч возвращают водящему. Ошибающийся выбывает из игры.

Подвижная игра «Ходят капельки по кругу»

Цель: Дать детям элементарные знания о круговороте воды в природе

Воспитатель предлагает детям поиграть в интересную и волшебную игру. Но для этого нам нужно превратиться в маленькие капельки дождя. (Звучит музыка, напоминающая дождь.) Воспитатель произносит волшебные слова, и игра начинается. Воспитатель говорит, что она - мама Тучка, а ребята - ее детки капельки, им пора отправляться в путь. (Музыка.) Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Мама Тучка показывает, что им делать. Полетели капельки на землю. Попрыгаем, поиграем. Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками. (Капельки составляют ручей, взявшись за руки.) Встретились ручейки и стали большой рекой. (Ручейки соединяются в одну цепочку.) Плывут капельки в большой реке, путешествуют. Текла-текла речка и попала в океан (дети перестраиваются в хоровод и движутся по кругу). Плавали-плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх (присевшие капельки поднимаются и вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.

Дидактическая игра «Хорошо — плохо»

Цель: Углублять представление детей о роли огня в жизни человека, развивать речь детей, воображение, наблюдательность

На доске висит картина, изображающая различные виды применения огня (и хорошего, и плохого). Детям раздают карточки с изображением огня и предметов, связанных с огнем (спички, дрова, газовая плита, керосиновая лампа и т. д.). Дети должны расположить карточки на картине — в нужное место.

Итог игры, применение огня (полезное — вредное).

Игра-моделирование «Солнечная система»

Цель: В игровой форме моделировать процессы, происходящие в природе.

Как называется модель Земли? Какова форма Земли? Земля - это сверкающий голубой шар. (Воспитатель показывает глобус.) Голубой - потому что большая часть планеты занята морями и океанами. Белый цвет - это снежные полюса. Зеленый цвет - это растительность на нашей планете, леса. Из космоса также видны горы и пустыни. Наша Земля очень красива. Земля потому такая красивая,что она живая: на ней обитают люди, животные, растут растения. Все они могут жить на Земле,так как есть для этого условия: пресная вода, достаточное количество пищи, есть воздух для дыхания, тепло и свет

.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

1. Посвянская Н. П. Живая планета. Занятия с детьми дошкольного возраста. – М.: ООО «Издательство Скрипторий 2000», 2005. – 64 с.

2. Аксенова З. Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128 с. (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ».)

3. Скорлупова О. А. Занятия с детьмистаршего дошкольного возраста по темам: «Домашние животные» и «Дикие животные средней полосы России». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2004. –128 с: ил.

4. Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обохува Л. А. ценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005. – 240 с. – (Дошкольники: учим, развиваем, воспитываем).

5. Дрязгунова В. А. Дидактические игрыдля ознакомления дошкольников с растениями: Пособие для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1981. – 80 с., ил.

6. Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Цветущая весна. Травы». – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2004. – 120 с.: ил.

Публикации по теме:

Роль прогулки с детьми в формировании начал экологической культуры у дошкольников. Из опыта работы Муниципальное дошкольное образовательное учреждении «Центр развития ребенка – детский сад № 9» Управления системой образования Волоколамского.

Формирование у дошкольников экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окружающей среде Формирование у детей дошкольного возраста экологической культуры, культуры природолюбия и бережного отношения к окруж. среде Дерево, трава,.

Конспект игры-путешествия по экологической тропе «Весеннее путешествие» для подготовительной группы Игра- путешествие по экологической тропе «Весеннее путешествие» Подготовительная группа Цель: формирование познавательного интереса к окружающей.

Индивидуальный план профессионального развития «Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста» Личная карточка Год рождения: 1957г 1. Образование: Высшее, Уральский государственный педагогический университет Квалификация «Педагог.

Конспект экологической прогулки к озеру с детьми подготовительной группы «В гости к уткам» Цель: наблюдение за изменениями природы весной и особенностями водоплавающих птиц - уток. Задачи: Образовательные: • учить умению распознавать.

Консультация для педагогов «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры» Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры В последнее время резко возрос интерес к экологии.

Консультация для родителей «Экологические представления как базовый компонент экологической культуры» Экологические представления как базовый компонент экологической культуры. Основной целью экологического образования детей является формирование.

Роль экологической игры в формировании экологической воспитанности детей дошкольного возрастаРоль экологической игры в формировании экологической воспитанности детей дошкольного возраста Автор: Акованцева Юлия Александровна, воспитатель МАДОУ детский сад города Хабаровска. В настоящее время на дошкольное образовательное учреждение.

Самообразование педагога «Дидактические игры как средство формирования экологической культуры дошкольника» МДОУ «Детский сад «Улыбка» ИОМ педагога Ефимовой С. Н. Тема самообразования на 2018-2019 учебный год. : «Дидактические игры как средство формирования.

Сценарий мероприятия по ОБЖ с детьми подготовительной группы «МЧС всем поможет», посвящённое году культуры безопасности Видео В соответствии с ФГОС ДО одной из приоритетных задач социально – коммуникативного развития дошкольника является формирование основ безопасности.

Библиотека изображений:
  • Цифры
  • Изучаем цвета
  • Космос
Автор публикации:
Игры для развития экологической культуры с детьми подготовительной группы
Опубликовано: 17 декабря 2018 в 13:48
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
12 мая. День защиты природы от мусора на МААМ

Важной экологической теме посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы объяснить детям, что такое мусор, как он вредит нашей планете и...

12 мая. День будущих врачей на МААМ

12 мая вот уже почти шестьдесят лет отмечается Международный день медицинской сестры. Предлагаем воспользоваться этим поводом для того, чтобы посвятить тематический день основным медицинским профессиям....


Горячие темочки