МААМ-картинки

Игры на развитие звуковой культуры речи

Карина Каляганова
Игры на развитие звуковой культуры речи

Игра «Замени звук»

Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.

Материал: Ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться.

Ход игры:

Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове.

Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.

Публикация «Игры на развитие звуковой культуры речи» размещена в разделах

Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть) или последний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).

По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.

«Какого звука не хватает

Цель: Совершенствовать у детей навыки звукового анализа.

Материал: Предметные картинки на каждое слово.

Ход игры:

Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой.

Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в нем звук.

Например, пи[ ]ама - пропал звук [ж], вок[ ]ал -звук [з], тарел[ ]а - звук [к], конфе[ ]а - звук [т], мар-ты[ ]ка - [ш], мака[ ]оны - [р] и т. д. Взрослый может подобрать картинки со словами на какой-то определенный звук, произношение которого нужно закрепить у ребенка.

«Измени слово»

Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.

Ход игры:

Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж] :

друг — дружок,

пирог — пирожок,

сапог — сапожок,

снег — снежок,

рог — рожок,

луг — лужок,

творог — творожок,

флаг — флажок.

«Третий лишний»

Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.

Ход игры:

Из трех картинок дети должны убрать ту, в названии которой нет звука [ш] :

шина, ландыш, белка; шапка, гармошка, пила;

голубь, шуба, неваляшка; мыши, банан, пушка.

«Чудесный художник»

Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание, мелкую моторику.

Ход игры:

Нарисовать картинки на указанный звук в начале, середине, конце слова. Под картинками, исходя из уровня знаний детей, предлагается начертить схему слова в виде черты или схему слогов данного слова, в которой каждый слог обозначается дугой, и указать место изучаемого звука.

«Кто больше?»

Цель: Развивать фонематические представления, слуховое внимание.

Ход игры:

Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)

«Услышишь — хлопни»

Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Ход игры:

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

Внимательный слушатель» (или «Где звук).

Цель: Развивать фонематические представления, внимание.

Ход игры:

Взрослый произносит слова, а дети определяют место заданного звука в каждом из них.

«Нужное слово»

Цель: Развивать фонематические представления, фонематический анализ, внимание.

Ход игры : По заданию взрослого дети произносят слова с определенным звуком в начале, середине, конце слова.

«Назови картинку и найди первый звук»

Цель: Учить детей находить заданный первый звук в слове на этапе громкого проговаривания слова самим ребёнком.

Материал: Карты с нарисованными картинками.

Ход игры:

У детей – карты с нарисованными картинками.

Воспитатель называет любой гласный звук, дети произносят вслух названия своих картинок и находят нужную. Если картинка названа правильно, ведущий разрешает закрыть ее фишкой. Выигрывает тот, кто раньше всех закроет свои картинки.

«Ловушка»

Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.

Ход игры:

Воспитатель предлагает детям «открыть ловушки», т. е. поставить руки локтями на стол, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушки».

Воспитатель: Если в слове услышите заданный звук, то «ловушки» нужно захлопнуть, т. е. хлопнуть в ладоши.

Слова подбираются воспитателем в зависимости от темы занятия.

«Цепочка слов»

Цель: Расширять запас существительных в активном словаре детей.

Материал: Мяч, значки и т. д.

Ход игры:

В этой игре надо составить цепочку из слов так, чтобы последний звук предыдущего слова совпадал с первым звуком последующего.

Играющие садятся в круг. Один из них бросает кому-нибудь мяч и говорит какое-либо слово (имя существительное, например «стакан». Получивший мяч говорит слово, начинающееся с последнего звука сказанного слова, например «нога». Следующий говорит, например, «апрель», а за ним «листок» и т. д.

Выигрывает тот, кто до конца не выбыл из игры. Победителю вручается значок.

«Эхо»

Вариант 1

Цель: Закреплять четкое произношение гласных звуков, развивать слуховое внимание, память.

Ход игры:

Взрослый произносит ряд звуков (звукосочетаний, а дети — эхо — повторяют то, что услышали, например:

[А], [У]. [У],[А],[ Ы].

[И], [О] - УА, ЫИ.

[И], [О], [Э]. ЭИ, АО

Вариант 2

Цель: Автоматизировать звук (например звук [С], развивать слуховое внимание, память.

Ход игры:

Взрослый произносит ряд слогов (слов, а дети повторяют их в той же последовательности.

СА—СО—СУ—.

СУ—СА—СЫ—.

АС—ИС—УС —.

СЫ—СА—СО—СУ —.

СУ—СО—СЫ—СА —.

ЭС—АС—УС—ИС —.

СА—ИС—СО —.

ОС—УС—СЫ —.

СО—АС—СУ—.

САД—САНИ—САМОЛЕТ —.

СОМ—НОС—УСЫ —.

ОСА—КОСА—ВЕСЫ —.

СУМКА—СОБАКА—ЛИСА—ХВОСТ — …

Вариант 3

Цель: Дифференцировать звуки (например звуки [Л]—[Р], закреплять правильное произношение звуков, развивать слуховое внимание, память (проводится аналогично предыдущей).

Ход игры:

ЛА—РА —.

АЛ—АР—АЛ —.

РЫ—ЛЫ —.

ИЛ—УР—ОЛ —.

РА—ЛА—РА —.

ИЛ—АР—ЛУ —.

ЛЫ—РЫ—ЛО —.

РА—ИЛ—РЫ —.

АЛ—АР — …

ОР—УЛ —.

РЫБА—ЛУЖА —.

ЛОДКА—РАМА —.

РУКА—ЛЫЖИ—РЫСЬ —.

ЛУНА—РАДУГА—ЛАМПА —.

КОРОВА—МОЛОКО—ВЕДРО —.

АРБУЗ—ГРОЗА—ПАЛКА —.

РАК—ЛАК—РОГ—ЛУК —.

РАКЕТА—ЛАНДЫШ—ЛОЖКА—РЫЖИК —.

Игру «Эхо» можно проводить, разделив участников на две команды, одна из которых «Дети, пришедшие в лес», другая — «Эхо». В ходе игры взрослый дает задание команде «Детей», а команда «Эхо» проговаривает за ними. При смене заданий (текста) команды меняются ролями. Следует обратить внимание на то, что «Дети» говорят громко, а «Эхо» — значительно тише.

Публикации по теме:

Воспитание звуковой культуры речи дошкольников Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Онохойский детский сад «Колобок» 671300, Бурятия, Заиграевский район, п.

Доклад «Артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи» Артикуляционная гимнастика, как средство формирования звуковой культуры речи. Еена Кравцова. Тема: «Артикуляционная гимнастика, как средство.

Конспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшейКонспект занятия по развитию звуковой культуры речи в старшей Тема: «Путешествие в страну звуков и буквкв»[/b] Цель: Обобщение у дошкольников знаний и умений, полученных на занятиях по обучению грамоте.

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи» Правильное произношение звуков в словах, в самостоятельной речи, четкая их артикуляция и различение на слух являются необходимыми условиями.

Консультация для воспитателей «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников» ФГОС дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. В соответствие с ФГОС содержание.

Отчет о самообразовании воспитателя «Формирование звуковой культуры речи у дошкольников» ОТЧЕТ О САМООБРАЗОВАНИИ ВОСПИТАТЕЛЯ СТУПИНОЙ О. А. МДОУ «Детский сад № 4 «г. Саратов ТЕМА РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:.

Работа ДОУ с родителями по воспитанию звуковой культуры речи у дошкольников Речь - одна из важных линий развития ребёнка. Речь - не даётся человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А.

Рекомендации по применению современных образовательных технологий в формировании звуковой культуры речи Рекомендации по применению современных образовательных технологий в формировании звуковой культуры речи у детей дошкольного возраста. Технология.

Развитие звуковой культуры речи с использованием лэпбукаРазвитие звуковой культуры речи с использованием лэпбука ечь – это особый вид деятельности, тесно связанный с сенсорными процессами, памятью, мышлением воображением, эмоциями. Все эти процессы,.

Конспект ООД по развитию звуковой культуры речи Цель Создание условий для фонематического. восприятия детей. Задачи : 1. Учить определять позицию звука в слове на слух. 2. Формировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры на развитие звуковой культуры речи
Опубликовано: 13 ноября 2017 в 21:44
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД