Ландыш Габдрахманова
Игры, направленные на развитие фонематического восприятия детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность темы заключается в том, что в дошкольных учреждениях с каждым годом растет процент плохо говорящих детей, у которых есть трудности в слуховой дифференциации звуков.
Дети, у которых недостаточно развито фонематическое восприятие, имеют низкий уровень готовности к школьному обучению. У них возникают трудности при обучении к грамоте и осваивании чтения и письма.
Публикация «Игры, направленные на развитие фонематического восприятия детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Фонематическое восприятие - это специальные умственные действия по дифференциации фонем и установлению звуковой структуры слова. Фонематическое восприятие включает в себя три операции:
1. умение определять линейную последовательность звуков в слове;
2. осознание или подсчет количества звуков в слове;
3. умение определять позицию звука в слове по отношению к его началу, середине или концу.
В данной статье представлен комплекс игр и игровых упражнений, направленных на формирование фонематического восприятия детей дошкольного возраста. Комплекс включает в себя следующие направления :
- Игры, направленные на развитие слухового внимания.
- Игры на развитие речевого слуха.
- Игры на различение правильно и дефектно произносимого звука.
- Различение близких по звуковому составу слов.
- Дифференциация слогов.
- Дифференциация звуков.
- Игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза.
1) Игры, направленные на развитие слухового внимания (узнавание неречевых звуков). Игры данной группы способствуют развитию у детей слухового внимания и контроля, приучают детей внимательно слушать и правильно воспринимать речь окружающих.
2) Игры на развитие речевого слуха. На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Цель данных игр и упражнений – научить детей говорить громко, тихо, шепотом, громко и тихо воспроизводить звукоподражание, развивать слуховое восприятие.
3) Игры, направленные на различение правильно и дефектно произносимого звука. С помощью данных игр ребенок учится воспринимать определенные звуки (например, звук ш) в потоке прочих звуков, учится различать правильные и неправильные названия слов.
Например, игра «Как правильно сказать?» Целью игры является научить детей определять дефектно произносимые слова и исправлять их.
БАМАН
ПАМАН
БАНАН
БАНАМ
ВАВАН
ДАВАН
БАВАН
ВАНАН ВИТАНИН
МИТАВИН
ФИТАМИН
ВИТАНИМ
ВИТАМИН
МИТАНИН
ФИТАВИН
ВИТАЛИМ АЛЬБОМ
АЙБОМ
АНЬБОМ
АВЬБОМ
АЛЬПОМ
АЛЬМОМ
АЛЬНОМ
АБЛЁМ КЪЕКТА
КВЕКТА
ТЛЕКТА
КВЕТКА
КЛЕТКА
КЪЕТКА
КЛЕТТА
ТЛЕТКА
4) Различие слов, близких по своему звуковому составу, через игровые задания типа повтори похожие слова, выбери слово, которое отличается от остальных, подбери рифму к стихотворению, воспроизведи слоговой ряд с изменением ударения, воспроизведи слово в рифму и т. д. На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. Детям также предлагаются задания, где они должны научиться различать слова, отличающиеся одним звуком (Выбираются слова, в которых различны звуки далекие по акустико-артикуляторным свойствам. Например, свистящие – сонорные или аффрикаты – сонорные).
Игра «Хорошо послушай»
Взрослый предлагает ребенку послушать рифмовку, найти в ней «непра-
вильное» слово и заменить его похожим по звуковому составу и подходящим
по смыслу словом.
Хулиганам не до шутки,
Если Рекс в собачьей ДУДКЕ. (БУДКЕ)
Отругала мама зайку —
Не надел под свитер ГАЙКУ. (МАЙКУ)
Говорит сосед чудак:
Вырос в поле красный РАК. (МАК)
Мы скатаем снежный ком
И построим куклам ТОМ. (ДОМ)
Игра «Поэт»
Взрослый предлагает ребенку дополнить стихотворение подходящим по
смыслу словом, выбрав его среди слов, близких по звуковому составу. (В качестве опоры используются картинки.)
Я тебе задачу дам — всё расставить по местам:
В кассе я куплю?. (БИЛЕТ)
И отправлюсь на ….? (БАЛЕТ)
У меня с собой….? (ПАКЕТ)
В нем лежит большой …. (БУКЕТ)
5) Дифференциация слогов. Игровые упражнения на этом этапе учат детей вслушиваться в звучание слогов и слов, самостоятельно находить слова сходно и разнозвучащие, правильно воспроизводить слоговые сочетания, развивают слуховое внимание. Детям можно предложить выполнить такие задания: воспроизвести слоговые сочетания с одинаковым гласным и разными согласными, слоговые сочетания, различающиеся по звонкости–глухости (па–ба, пу–бу–пу); воспроизвести слоговые пары с наращиванием согласных звуков (ма–кма, то–кто, слоговые сочетания с общим стечением двух согласных звуков и различными гласными (тпа–тпо–тпу–тпы).
Игра «Воспроизведение слоговых сочетаний с согласными звуками, различающимися по глухости-звонкости» :
ПА-БА-ПА,БА-ПА-БА,ТА-ДА-ТА,ДА-ТА-ДА,КА-ГА-КА,ГА-КА-ГА, ВА-ФА-ВА, ФА — ВА — ФА.
6) Дифференциация звуков. На этом этапе дети учатся различать фонемы родного языка. Начинать необходимо с дифференциации гласных звуков. На этом этапе дети учатся выделять из состава нужный звук. Дидактические упражнения–учат детей вслушиваться в звучание слов, четко и правильно произносить звуки в нем, находить и выделять голосом определенные звуки, развивают фонематический слух.
7) Развитие навыков фонематического анализа и синтеза, формирование у детей навыков элементарного звукового анализа
Игра «Выложи слово фишками»
Цель. Упражнять в определении последовательности звуков в слове.
Оборудование: картинки, фишки, карточки с клеточками по количеству звуков в слове.
Описание игры. Детям предъявляется картинка, слово-название которой будет анализироваться, и графическая схема слова. Количество клеточек этой схемы соответствует количеству звуков данного слова. Детям раздаются фишки и предлагают выложить их в графической схеме.
Описанный поэтапный комплекс игровых упражнений на занятиях способствует достаточной сформированности фонематического восприятия. Применение на практике такой системы дидактических игр значительно повышает уровень готовности к школьному обучению, предупреждает дисграфию и дислексию.