Игры народов родного края

ЕЛЕНА ШУМКИНА
Игры народов родного края

Детей надо воспитывать в лучших традициях своего народа. Одна из них – национальные игры.

У русских, татар и мордвы, как и у других народов, есть свои национальные игры, которые имеют свои многовековые традиции. Они сохранились и дошли до наших дней из глубокой старины, передавались из поколения в поколение.

Предлагаю вашему вниманию описание русских, татарских и мордовских национальных игр.

Русские народные игры

«Гуси-лебеди»

Участники игры выбирают волка и хозяина, остальные гуси-лебеди. На одной стороне площадки чертят дом, где живут хозяин и гуси, на другой живет волк под горой. Хозяин выпускает гусей в поле погулять, зеленой травки пощипать. Гуси уходят от дома довольно далеко. Через некоторое время хозяин зовет гусей. Идет перекличка между хозяином и гусями:

- Гуси, гуси!

- Га, га, га!

- Есть хотите?

- Да, да, да!

- Гуси-лебеди! Домой!

- Серый волк под горой!

- Что он там делает?

- Зябликов щиплет.

- Ну, бегите же домой!

Гуси бегут домой, волк пытается их поймать. Пойманные выходят из игры. Игра кончается, когда почти все гуси пойманы, последний оставшийся гусь, самый ловкий и быстрый, становится волком.

Правила игры: гуси должны лететь по всей площадке. Волк может ловить только после слов «Ну бегите же домой!».

«Обычные жмурки»

Одному из играющих – жмурке - завязывают глаза, отводят его на середину игровой площади и заставляют повернуться несколько раз вокруг себя, затем спрашивают:

- Кот, кот, на чем стоишь?

- На квашне.

- Что в квашне?

- Квас.

- Лови мышей, а не нас.

После этих слов участники игры разбегаются, а жмурка их ловит. Кого он поймал, тот становится жмуркой.

Правила игры. Если жмурка подойдет близко к какому-либо предмету, о который можно удариться, играющие должны его предупредить, крикнув: «Огонь!». Нельзя кричать это слово с целью отвлечь жмурку от игрока, который не может убежать от него. Играющим не разрешается за какие-либо предметы или убегать очень далеко. Они могут увертываться от жмурки приседать, проходить на четвереньках. Пойманного игрока жмурка должен узнать и назвать по имени, не снимая повязки.

«У медведя во бору»

Медведь выбранный жеребьевкой, живет в лесу. Дети идут в лес за грибами, ягодами и напевают песенку:

-У медведя во бору

Грибы, ягоды беру!

Медведь постыл

На печи застыл!

Когда играющие произнесли последние слова, медведь до сих пор дремавший, начинает ворочаться потягиваться и неохотно выходит из берлоги. Но вот медведь неожиданно бежит за играющими и старается кого-то поймать. Пойманный становится медведем.

Правила игры. Медведь выходит из берлоги только после произнесения последних слов зачина. Дети в зависимости от поведения медведя могут не сразу бежать в свой дом, а подразнить его песней.

«Филин и пташки»

Перед началом игры дети выбирают для себя названия тех птиц, голосу, которых они могут подражать. Например: голубь, ворона, галка, воробей, синица, гусь, утка, журавль.

Играющие выбирают филина. Он уходит в свое гнездо, а играющие тихо, чтобы не услышал филин, придумывают, какими птицами они будут в игре. Птицы летают, кричат, останавливаются и приседают. Каждый подражают крику и движениями той птицы, которую он выбрал.

На сигнал «филин!» все птицы стараются быстрее занять место в своем доме. Если филин успеет кого-то поймать, то он должен угадать, что эта за птица. Только верно названная птица становится филином.

Правила игры: Дома птиц и дом филина нужно располагать на возвышении. Птицы улетают в гнездо по сигналу или как только филин поймает одну из них.

«Кот и мышь».

Играющие (не более пяти пар) встают в два ряда лицом другу к другу,берутся за руки, образуя небольшой проход – нору.

В одном ряду стоят коты, в другом – мыши.

Игру начинает первая пара: кот ловит мышь, а та бегает вокруг играющих. В опасный момент мышь прячется в коридоре, образованными сцепленными руками играющих. Как только кот поймал мышь, играющие встают в ряд. Начинает игру вторая пара. Игра продолжается, пока коты не переловят всех мышей.

Правила игры. Коту нельзя забегать в нору, кот и мыши не должны убегать в нору, кот и мыши не должны убегать далеко от норы.

«Заря»

Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих – заря ходит сзади с лентой и говорит:

-Заря-зарница

Красная девица

По полю ходила

Ключи обронила

Ключи золотые

Ленты голубые

Кольца обвитые-

За водой пошла.

С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится зарей. Игра повторяется.

Правила игра. Бегущие не должны пересекать круг, играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо платок.

Мордовские народные игры

«Котёлсо налксема»

(Котел)

В земле роется глубокая ямка (диаметром около 50см нее роют небольшие ямочки (10-12 штук, которые можно закрыть ступней или пяткой. В руках у играющих по круглой, гладкой палке длиной 50-60см, диаметром 2,5см. Ведущий с расстояния 2-3м бросает небольшой мяч в ямку котел. Играющие должны выбирать оттуда мяч. Вылетевший из котла мяч берет ведущий и снова бросает его в котел. Играющими палками мешают попаданию мяча в ямку.

Так играют до тех пор, пока мяч не попадет в котел. Если мяч в котле, играющие должны сделать переход от одной маленькой ямочки к другой, при этом и ведущий должен занять одну из ямок (салок). Кому не досталось салки, тот водит. Игра продолжается.

Правило игры: играющие должны выбирать мяч, не сходя с места. Переходить от ямки к ямке можно только тогда мяч попал в котел.

«Варенец понгома».

(Салки)

Ямки-салки роют по размеру мяча (3-4 см). Играющие встают около салок, а ведущий с расстояния 0,5-1м. катит мяч в одну из ямок, расположенных недалеко друг от друга. В чью салку попадет мяч, тот берет его, все дети разбегаются в стороны, а он должен мячом попасть в одного из играющих. Игрок, в которого попал мяч, становится ведущим.

Правило игры: бросать мячом можно только в ноги играющих и только с места.

«Мячень кунсема».

(Круговой)

Играющие чертят большой круг, делятся на две равные команды и договариваются, кто будет в кругу, а кто за кругом, распределившись равномерно, стараются попасть мячом в детей, находящихся в кругу. Если кому-либо в кругу удается поймать мяч, он старается попасть им в любого ребенка за кругом. Если ему это удается, то у него в запасе очко, если промахнется, то выходит из круга. Когда мяч запятнает всех детей, играющие меняются местами.

Правило игры: Мяч можно ловить лишь с воздуха, от земли не считается. Осаленные выходят из круга. Ребенок, поймавший мяч и попавший в игрока за кругом, остается в кругу.

«Раю-раю»

Для игры выбирают двух детей – ворота, остальные играющие – мать с детьми. Дети ворота поднимают сцепленные руки вверх и говорят:

- Раю-раю, пропускаю

А последних оставляю

Сама мать пройдет

И детей проведет.

В это время играющие дети, став паровозиком за матерью проходят в ворота. Дети-ворота, опустив руки, отделяют последнего ребенка и шепотом спрашивают у него два слова – пароль (например, один ребенок щит, другой стрела). Отвечающий выбирает одно из этих слов и встает в команду к тому ребенку, чей пароль он назвал, когда мать остается одна, ворота громко спрашивают у нее. Щит или стрела. Мать отвечает и встает в одну из команд. Дети ворота встают лицом друг другу, берутся за руки. Остальные члены каждой команды вереницей прицепляются за своей половинкой ворот. Получившиеся две команды перетягивают друг друга. Перетянувшая команда считается победительницей.

Правила игры: Дети не должны подслушивать или выдавать пароль.

Татарские народные игры

«Абакле»

(Хлопушки)

На противоположных сторонах комнаты отмечаются двумя параллельными линиями – два города. Расстояние между ними – 20-30 мм. Все дети выстраиваются у одного из городов в одну шеренгу. Левая рука на поясе, правая – вытянута вперед ладонью вверх.

Выбирается водящий. Он подходит к стоящим у города и произносит слова:

- Хлоп да хлоп – сигнал такой:

Я бегу, а ты за мной!

С этими словами водящий легко хлопает кого-нибудь по ладони. Водящий и запятнанный бегут к противоположному городу. Кто быстрее добежит, тот останется в новом городе, а оставшийся становится водящим.

Правила игры: Пока водящий не коснулся, чьей либо ладони, бежать нельзя.

«Тотыш уены»

(Ловишки)

По сигналу все играющие разбегаются по площадке. Водящий старается запятнать любого из игроков. Каждый, кого он поймает, становится его помощником. Взявшись за руки, вдвоем, затем втроем и т. д. они ловит бегающих, пока не поймают всех.

Правила игры: Пойманным считается тот, кого водящий коснулся рукой. Пойманный ловит всех остальных, только взявшись за руки.

«Куышу уены».

(Перехватчики)

На противоположных концах площадки отмечаются линиями два дома. Играющие располагаются в одном из них в шеренгу. В середине лицом к детям находится водящий. Дети хором произносят слова:

- Мы умеем быстро бегать:

Любим прыгать и скакать.

Раз, два, три, четыре, пять

Ни за что нас не поймать.

После окончания этих слов все бегут в рассыпную через площадку в другой дом. Водящий старается запятнать перебежчиков. Один из запятнанных становится водящим и игра продолжается. В конце игры отмечаются лучшие ребята, не попавшиеся ни разу.

Правила игры: Водящий ловит игроков, прикасаясь рукой к их плечу. Запятнанные отходят в условленные место.

«Тельке хам тавыклар».

(Лисичка и курочки)

На одном конце площадки находятся в курятнике куры и петушки. На противоположном стоит – лиса.

Курочки и петушки (от 3 до 5 игроков) ходят по площадке, делая вид, что клюют зерна. Когда к ним подкрадывается лиса, петухи кричат: «Ку-ка-ре-ку!». По этому сигналу все бегут в курятник, за ними бросается лисичка, которая старается дотронуться до любого игрока.

Правила игры: Если водящему не удается запятнать кого-либо из игроков, то он снова водит.

Публикации по теме:

Викторина «Птицы родного края» в форме игры «Что? Где? Когда?». Конспект интегрированной образовательной деятельности по познавательному развитию для детей старшей группы: Тема: «Птицы родного края».

КВН «Знатоки родного края»КВН «Знатоки родного края» Цель: способствовать приобщению детей к художественным ценностям родного края, своей республики. Программные задачи: а) образовательные:.

Проект «Птицы родного края» слайд 1 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Курумканский детский сад «Родничок» Проект "Птицы родного края".

Природа родного края Нод по экологическому воспитанию в старшей группе. Воспитатель – Акчурина Айтканым Рамазановна. с. Первомайское Федоровский района Саратовская.

Проект «Природа родного края» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Проект «Деревья-родного края» Пояснительная записка. Автор проекта Мацькова Надежда Александровна. МБДОУ детский сад «Олененок» Предмет Экологическое воспитание дошкольников.

Ремесленные традиции родного края Тема недели «Ремесленные традиции родного края» Тема НОД «Путешествие в прошлое села Великое» Под русскую народную музыку дети входят в.

Мастер-класс для воспитателей «Русские народные, хороводные игры». Приобщение детей к культуре родного края Мастер-класс для воспитателей «Русские народные, хороводные игры» Мастер-класс Цель: приобщение детей к культуре России через русские народные.

Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой родного края посредством игры Родительское собрание Тема: «Развитие речи дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром и природой родного края через игровую.

Викторина «Знатоки родного края» «Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг» М. В. Ломоносов Цель: • развивать у детей умение применить.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Игры народов родного края
Опубликовано: 14 декабря 2017 в 00:05
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Праздник Матери
Под музыку дети заходят в зал, становятся полукругом. Вед: Сегодня день особенный и светлый Сегодня – праздник матерей! Ведь каждый знает - всех чудесней,...
Фотоотчет занятия по рисованию филимоновской игрушки
В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева Тульской области на высоком берегу реки Уны стоит деревня Филимоново. По местным преданиям,...
Многофункциональное дидактическое развивающее пособие «Цветок знаний» своими руками
Игра является лучшим методом обучения чему-либо. Играя, ребенок не задумывается над тем, что это учеба и от него чего-то хотят. Он просто совершает...
Дидактическая игра «Путешествие по Золотому кольцу»
Цель - познакомить детей старшего дошкольного возраста с городами Золотого кольца России и их достопримечательностями. Задачи: 1. Познакомить детей...
Проект «в гостях у Дымки» вторая младшая группа
Проект «в гостях у Дымки» ( 2 младшая группа) Актуальность: В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами...