Папки-передвижки

Игры по математике в ДОУ

Дозморова Елена Александровна
Игры по математике в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Посади огород

Дидактическая задача. Учить детей использовать заданные заместители предметов и располагать предметы в пространстве в соответствии с расположением заместителей.

Материал. 1. Набор игрушечных овощей (по 2 предмета каждого вида на ребёнка).

2. Листы картона (12*12 см, разделённые на 4 части (по одному листу на ребёнка).

3. Карточки с заданиями: 5 карточек (12*12, разделённых на 4 части. На карточках нарисованы кружки разных цветов, по одному в каждой части. Карточки выглядят следующим образом: на первой карточке расположены в двух верхних частях 2 зелёных кружка, а в двух нижних - 2 жёлтых, а с низу 2 зелёных. На третьей - сверху жёлтый и зелёный, снизу жёлтый и зелёный. На четвёртой - сверху зелёный и жёлтый кружок, а снизу жёлтый и зелёный. На пятой -и сверху зелёный и жёлтый кружок и снизу зелёный и жёлтый.

Публикация «Игры по математике в ДОУ» размещена в разделах

Руководство. Воспитатель показывает детям матрёшку и говорит, что это матрёшка-огородница, которая любит загадывать загадки про огород. Дети получают листы, разделённые на 4 части, - это огород, где они будут сажать на грядки свои овощи: по 2 репки и по 2 огурчика. Взрослый говорит, что сажать овощи нужно так. как скажет матрёшка. Он показывает первую карточку с цветными кружками (вверху 2 зелёных кружка, внизу - 2 жёлтых). После того как дети выполнят задание им последовательно предъявляются остальные четыре карточки.

Сначала детям дают 3 задания, при повторном проведении игры задания увеличиваются до 5.

Через ручеёк

(в игре участвует вся группа детей)

Дидактическая задача. Учить детей по разному обозначать предметы в игровой ситуации.

Материал. Мел, скамейка, верёвка.

Руководство. Дети сидят на стульчиках. Воспитатель предлагает поиграть в игру "Через ручеёк". Он берёт две длинные верёвки и кладёт их на пол параллельно на расстоянии друг от друга 40 см. "Это ручеёк, - говорит воспитатель. - Вы сейчас будете прыгать через ручеёк. Не замочит ноги. Кто оступиться, попадёт в воду, тот больше играть не сможет, а сядет на травку (ковёр) и будет сушить ножки на солнышке". Дети группами подходят к ручейку и перепрыгивают через него.

Когда все дети перепрыгнут, воспитатель продолжает: "Очень редко ручеек бывает такой прямой и ровный. На самом деле он изгибается в одном месте становится шире (раздвигаются верёвки, в другом - уже (верёвки сдвигаются). Вот какие берега стали у нашего ручейка. Там где узко перепрыгнуть легко, а где широко - трудно. А в этом месте ручеек стал мелкий и на дне появились камушки (воспитатель рисует мелом кружки на полу и показывает, как по ним перебраться). Дети перебираются по камушкам, а кто замочил ноги, садятся сушить на солнышке. "А теперь нам надо перебраться в этом месте, предлагает воспитатель (указывает на другое широкое место в ручье). Ручей здесь глубокий, придётся построить мост. Поперёк ручья ставиться скамейка. Все дети по скамейке переходят ручей.

Заканчивая игру воспитатель говорит:"Мы очень хорошо сегодня поиграли. Что у нас было ручейком? Что было камушками? Что было мостиком? Как вы сушили ножки на солнышке? (Допускаются хоровые ответы).

А сейчас подойдите к ручейку и потрогайте водичку, холодна ли она, а кто хочет — пополощите руки, попейте из горсточки вкусной, холодной водички. Воспитатель тоже присоединяется к детям, но желательно, чтобы в начале дети сами воспроизводили движения.

Кукла Маша купила мебель

(в игре участвуют 4-5 детей)

Дидактическая задача. Учить детей ориентироваться в пространстве с помощью элементарного плана.

Материал. 1. Макет кукольной комнаты. Это большая коробка без крышки (50*50 см, с нарисованными по бокам окнами и дверями.

2. Кукольная мебель. Должно быть 3-4 предмета разной формы (круглой квадратной, прямоугольной).

3. Вырезанные из картона геометрические фигуры соответствующие по форме и величине предметам кукольной мебели.

4. Лист бумаги, изображающий кукольную комнату. На нём в соответствующих местах отмечены окна и двери.

Руководство. Кукольная комната располагается на столе перед детьми так чтобы хорошо было видно всё, что находится внутри комнаты. Воспитатель сообщает о том, что кукла Маша купила новую мебель и расставила её по комнате. Посередине она поставила стол, рядом с ним - стул, у стены под окном - диван (при первоначальном проведении игры должно быть не более трёх предметов). Рассказ сопровождается размещением предметов в нужных местах комнаты.

затем педагог рассказывает о том, что медвежонок Миша пришёл к Маше в гости и увидел, как Маша удобно расставила мебель в комнате, и ему тоже захотелось поставить мебель у себя дома так же. Воспитатель показывает детям Мишину комнату - лист бумаги - и разъясняет, где расположена дверь, а где окна.

Потом говорит, что у Миши вместо мебели будут похожие на них фигуры (каждый ребёнок получает одну из картонных фигур, изображающих мебель). Воспитатель просит подумать, какая фигура будет вместо стола, какая - вместо стула и тд. Взрослый помогает детям подобрать фигуры в соответствии с предметами мебели (названия фигур при этом не называются).

Затем дети по очереди размещают свои фигуры в соответствующих местах листа бумаги.

Когда это бывает

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о временах года, их характерных признаках; развивать связную речь, внимание и находчивость, выдержку.

Игровые правила. Рассказывает о своей картинке и отгадывает её тот, на кого укажет стрелка. Картинку не показывают, пока её не отгадают.

Ход игры. Дети сидят вокруг стола. У воспитателя в руках несколько картинок с изображением разных времён года, для каждого времени года по 2-3 картинки. Воспитатель разъясняет правила игры. воспитатель раздаёт всем по картинке. Затем вращает стрелку по кругу. Тот, на кого она указала, внимательно рассматривает свою картинку и затем рассказывает о её содержимом. Затем опять крутят стрелку и тот на кого она указала угадывает время года.

вариантом этой игры может быть чтение воспитателем отрывков из художественных произведений о сезонных природных явлениях и поиск картинок с соответствующим содержанием.

Чудесный мешочек

Цель. В процессе игры дети учатся узнавать овощи на ощупь.

Ход игры. Педагог складывает в мешочек, предварительно показав детям, муляжи овощей, затем вызывает по одному и предлагает на ощупь определить и назвать овощи. Дети называют овощь и показывают остальным. Педагог задаёт вопросы, касающиеся характерных признаков овощей.

Воздушные шары

Дидактическая задача. Познакомить детей с шестью цветами (красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, синий, фиолетовый) путём подбора по образцу.

Материал. Демонстрационный: фланелеграф, узкие полоски бумаги или картона (15*0,5 см) шести цветов, Шесть кругов таких же цветов (диаметром 10 см). Это ниточки и шарики.

Руководство. Дети у нас есть воздушные шары и ниточки таких же цветов. Сейчас на фланелеграфе появятся ниточки (размещаются на равном состоянии вертикально 6 полосок в спектральной последовательности, называя их цвета). А теперь привяжем к каждой ниточке по шарику такого же цвета. После этого двое или трое детей привязывают остальные шарики и называют цвета шариков.

Затем быстро раскладывается раздаточный материал и ребята самостоятельно проделывают ту же работу.

Спрячь мышку

Дидактическая задача. Закреплять у детей представление о шести цветах.

Материал. Демонстрационный: листочки бумаги шести цветов (20*15, посередине белый квадрат (8*8) на котором нарисована мышка (мышкин домик, квадраты тех же цветов — дверцы (10*10, большая мягкая игрушка — кошка. Раздаточный материал: такой же материал меньшего размера — цветные листы (10*8 см, белые квадраты 585 см, цветные квадраты 6*6 см.

Руководство: Воспитатель «Мы будем играть в игру «Спрячь мышку. У меня мышкины домики (выставляются три домика, рядом выкладываются квадраты 6 цветов). Видите мышки выглядывают в окно. Чтобы спрятать мышку, надо закрыть окошко дверцей-квадратиком того же цвета, что и домик, а то придёт кошка, увидит, где окошко, откроет его и съест мышку, Вызываются по очереди трое детей. Если кто допустил ошибку, вызывается ребёнок для исправления ошибки. Далее воспитатель достаёт кошку и ищет домик где допущена ошибка.

Детям раздаётся по одному листочку - «мышкиному домику» и по шесть квадратов разных цветов. «А теперь вы спрячьте своих кошек пока мышка спит». Когда все дети выполнят работу кошка снова идёт на охоту. При этом надо дать возможность детям допустившим, ошибки, исправить их. Если ошибка не исправлена кошка забирает мышку. В конце игры подвести итог.

Подбери по цвету

Дидактическая задача. Закреплять представления о шести цветах. Научить детей выделять цвета, отвлекаясь от других признаков предметов.

Материал. У каждого ребёнка карточка (30 * 20 см, разделённая на 6 клеток. (10*10см) разных цветов, мелкие картонные силуэты игрушек по одному каждого цвета.

Руководство. Воспитатель Мы будем играть в игру «Подбери по цвету» У вас есть коврики из разноцветных клеток. Посмотрите какие у вас игрушки. Что это? (Показывает синюю машину) А что это? (Показывает красную машину) А чем они они отличаются? (так же выясняются цвета остальных игрушек)

А теперь подберите по цвету игрушки к каждой клеточке коврика, положите игрушку на такую клеточку, чтобы она в ней спряталась. Если игрушка будет другого цвета она будет видна.

Вариант 2

Материал. Кукла. Раздаточный: те же карточки-коврики, по две игрушки силуэта каждого цвета, в том числе одинаковые игрушки одного цвета.

Руководство. Сегодня у вас такие же коврики, только больше игрушек, которые надо спрятать. На каждой клеточке прячется по 2 игрушки. Когда вы закончите мы с куклой Таней посмотрим, как вы подобрали игрушки.

Вариант 3

Материал. Кукла. Раздаточный: коврики карточки, 2 или 3 геометрические фигуры каждого цвета разной формы, величины.

Руководство. Сегодня мы опять будем играть в игру «Подбери по цвету», только вместо игрушек я вам раздала фигурки разной формы. Разложите их по клеточкам коврика так, чтобы их не было видно. У вас есть фигурки одинакового цвета, значит их надо положить вместе. Теперь начинайте, а мы с куклой Таней будем смотреть, что у вас получится.

Подбери по форме

Дидактическая задача. Учить детей выделять форму предмета, отвлекаясь от других его признаков.

Материал. Демонстрационный: по одной крупной фигуре каждой из пяти геометрических форм. Раздаточный: карточки с контурами геометрических фигур по две фигуры каждой формы двух величин разного цвета (большая фигура совпадает с контурным изображением на карточке).

Руководство. Детям раздаются фигуры и карточки. Воспитатель: «Мы сейчас будем играть в игру «Подбери по форме». Для этого нам надо вспомнить названия разных форм. Какой формы эта фигура? (далее этот вопрос повторяется с показом других фигур). Вы должны разложить фигуры по форме, не обращая внимания на на цвет». Детям, неправильно разложившим фигуры, педагог предлагает обвести пальцем контур фигуры, найти и исправить ошибку.

Сбор фруктов

Дидактическая задача. Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определённой величины.

Материал. Яблоки образцы (вырезанные из картона) трёх величин большие, поменьше, маленькие;три корзины большая,поменьше, маленькая; дерево с подвешенными картонными яблоками такой же величины, что и образцы (по 8-10 яблок каждой величины). Диаметр каждого яблока меньше предыдущего на 0,5 см.

Руководство. Воспитатель показывает дерево с яблоками, корзины и говорит, что маленькие яблоки надо собрать в маленькую корзиночку, а большие в большую. Одновременно вызывает троих детей, каждому даёт по яблоку образцу и предлагает им сорвать по одному такому же яблоку с дерева. Если яблоки сорваны правильно, педагог просит положить их в соответствующие корзинки. Затем задание выполняет новая группа детей. Игру можно повторить несколько раз.

Разноцветные ленточки

Дидактическая задача. Научить детей различать цветовые тона путём сравнения их друг с другом и прикладывания к образцу. Научить точно и старательно выполнять поручения группы.

Игровой материал. Цветные ленточки или полоски цветной бумаги, 4 ленточки или полоски бумаги основных цветовых тонов.

Описание игры. В игре принимает вся группа. Дети садятся на стульчики, поставленные полукругом. Напротив них стоят три столбика, на каждом из которых набор ленточек разного цвета.

«Хотите играть с ленточками? Тот, кому я дам ленточку, подойдёт к столу и будет прикладывать её к ленточкам, лежащим на столе. Сейчас я покажу вам, как надо искать. Какого цвета ленточку мне поискать? Хотите, я найду синюю (воспитатель берёт синюю ленточку из коробки, прикладывает сначала к розовой) Нет, не такая. (потом прикладывает к синей) Такая? (дети отвечают и хлопают в ладоши) А теперь все по очереди будут искать ленточки. В конце игры все дети, выполнившие поручения, берут свои ленточки и машут ими под аплодисменты остальных участников.

Что делают матрёшки?

Дидактическая задача. Дети узнают новое качество предметов величину.

Игровой материал. Полный комплект матрёшек из 10-12 штук. Брусок или полоску для отделения одной группы матрёшек от другой.

Описание игры. Дети садятся на стульчики, перед ними стоит стол, на столе большая матрёшка.

«Посмотрите, какая красавица к нам пришла! Во что она одета? Какого цвета у неё сарафан (платочек? Что-то она тяжёлая Может быть там что-нибудь есть? Давайте посмотрим. Матрёшка, матрёшка откройся немножко. (новая матрёшка рассматривается как и первая) Матрёшки разного роста. Какая из них выше? Какого цвета платочек у той которая выше? Какого цвета сарафан у той которая ниже?

Матрёшка, матрёшка откройся немножко! (работа повторяется. Далее открываются все матрёшки. Обращается внимание детей на то, что все матрёшки разного роста. Матрёшки делятся на две группы: большие и маленькие) Все матрёшки как и дети ходят в детский сад. Большие матрёшки в старшую группу, а маленькие в младшую. (На столе выделяется место для двух групп. Воспитатель вызывает детей по очереди и даёт указание отвести понравившуюся матрёшку в группу в зависимости от роста). А теперь пусть наши матрёшки немножко поводят хоровод, а мы им споём песенку. (воспитатель даёт нескольким детям каждому по две матрёшки, стоящие рядом и предлагает показать, как ходят матрёшки друг за другом)

А теперь наши матрёшки пойдут гулять. Старшие поведут своих сестричек из младшей группы. (воспитатель вызывает ребёнка и предлагает построить старших по росту друг за другом, потом вызывает другого ребёнка и предлагает каждой большой матрёшке поставить пару, маленькую. Остальные дети берут пару матрёшек и отводят на прогулку.)

А теперь поиграем в прятки. Надо спрятать матрёшек. Маленькую в большую. Пока все не спрячутся.

Разберём и соберём

Дидактическая задача. Дети учатся различать с сравнивать предметы по величине, по их протяжённости в пространстве.

Руководство. В игре участвуют 8 детей. Приглашаются дети за общий стол. Воспитатель проводит рукой по пирамидке сверху в низ, показывая, как постепенно раздвигаются руки по мере приближения к основанию. «Это потому, что колечки наверху маленькие, а книзу становятся всё больше и больше». Каждый ребёнок должен провести руками по пирамидке. Далее рассматривается строение пирамиды, из чего она состоит. При этом рассматривается размер каждого колечка. Педагог снимая, накладывает одно колечко на другое. Потом пирамидка собирается. Палочка пододвигается к ребёнку: «Серёжа, одень колечко на палочку, подвинь своему соседу, назови его по имени и предложи одеть следующее колечко». И так пока пирамидку не соберут. Так же разбирается пирамидка. Далее педагог просит от лица палочки одеть самое большое колечко, потом поменьше,ещё меньше и тд.

Приходите на лужок

Дидактическая задача. Дети учатся сравнивать и различать предметы по величине.

Игровой материал. Одноцветные пирамидки (с толстыми кольцами) всех имеющихся цветовых тонов. Количество пирамидок по количеству участников игры. Картонный круг диаметром 15-20 см, окрашенный в яркий зелёный цвет.

Описание игры. Дети сидят за столом на котором стоят пирамидки. Каждый ребёнок выбирает себе понравившуюся пирамидку. На середину стола воспитатель кладёт картонный круг зелёного цвета. «Это лужок с зелёной травкой, сюда будут приходить колечки, чтобы поиграть». По примеру взрослого дети разбирают свои пирамидки и выстраивают на столе перед собой колечки ровными рядами. Воспитатель берёт своё маленькое колечко, кладёт его на середину «лужка» и говорит: «Приходите на лужок, становитесь в кружок!» Он предупреждает, что на лужок приглашаются только маленькие колечки. Затем проверяют колечки. Берут одно и накладывают его на другое. Те же действия выполняются с остальными колечками. Затем роль ведущего выполняет один из детей.

Раз, два, три ищи!

Дидактическая задача. Научить ребёнка строить образ предмета заданной величины и использовать его в игровых действиях.

Игровой материал. Одноцветные пирамидки (желательно жёлтые или зелёные) с количеством колец не менее 7. Нужны 2-3 пирамидки каждого цвета.

Описание игры. Дети сидят на стульчиках, на 2-3 столах лежат разобранные пирамидки с перемешанными колечками. Две пирамидки разных цветов воспитатель ставит на маленький столик перед детьми и разбирает одну из них. Затем вызывает троих детей и и каждому из них даёт по колечку разного цвета. Каждому поручается найти пару колечку точно такого же размера. Затем этим детям предлагается оставить свои колечки на стульчиках и отправиться на поиски других колечек такого же размера. Искать колечки можно только после слов «Раз, два, три ищи!». Игра повторяется несколько раз.

Переполох

Дидактическая задача. Развитие у детей целенаправленного запоминания и припоминания.

Игровой материал. Объёмные миниатюрные игрушки домашних птиц и животных, картонные полые коробочки белые коробочки, которые служат домиками для персонажей. Домики должны отличаться величиной и цветом окон, дверей.

Описание игры. Дети сидят полукругом на стульчиках, напротив стоит стол, на котором за ширмой располагаются все домики. В каждом из них заранее помещаются соответствующие игрушки. Домики выстроены в порядке нарастания.

Воспитатель снимает ширму: «Смотрите как много домиков у нас, в каждом живут животные и птицы. Сегодня я хочу их выпустить погулять, но боюсь, что они разбегутся. Нужно запомнить кто в каком домике живёт. (Дети с воспитателем рассматривают домики, выпуская животных. Через некоторое время воспитатель неожиданно для детей выпускает из большого домика собачку, Бобика. Собачка с лаем бегает и распугивает животных.) Ой какой переполох устроил Бобик все животные перепутались. Попробуйте вернуть домой цыплят, потом утят (так пока всех животных не вернут в домики, работают по двое). При повторении игры роль Бобика можно поручить ребёнку.

Публикации по теме:

Логические задачи. Презентация Уважаемые воспитатели! Предлагаю вашему вниманию три логических задачи для детей средней и старшей групп детского сада. Логические задачи.

Перспективное планирование игр сенсорике в старшей группе ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ПО СЕНСОРИКЕ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ. СЕНТЯБРЬ. «КАЖДУЮ ФИГУРУ НА СВОЕ МЕСТО «Дидактическая задача. Дать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игры по математике в ДОУ
Опубликовано: 2 июля 2012 в 11:28
+20Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры по математике в ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Дозморова Елена Александровна (УИ 7766) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 30.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД