Игры с блоками Дьенеша

вероника телегина
Игры с блоками Дьенеша

«Я слышу-и я забываю,

я вижу-и я запоминаю,

я делаю-и я понимаю».

(китайская народная мудрость)

Игра-основной вид деятельности дошкольника. Большую часть своего времени дети этого возраста проводят в играх, она помогает ему расширять и углублять характерные для этого возраста знания.

Фундамент умственного развития и начало сенсорной культуры закладывается именно в раннем возрасте. Хотя малыши еще не готовы к усвоению сенсорных эталонов, но у них начинают накапливаться представления о цвете, величине, форме и других свойствах предмета. Одной из важных задач дошкольного образования по ФГОС является развить у ребенка интерес к формированию элементарных математических представлений в дошкольном возрасте. Мои педагогические наблюдения позволили мне сделать вывод о том, что использование дидактического средства как логические блоки Дьенеша дает детям возможность верно улавливать причинно-следственные связи, находить параметры, связывающие различные на первый взгляд события и предметы, навык мыслить системно-это важнейшие условия успеха, а значит залог будущей успешности детей. Развитие умственных способностей детей дошкольного возраста-одна из важных проблем нашего общества. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, легче адаптируются в новой обстановке.В современной практике работы с детьми в детском саду используют два вида логического дидактического материала: объемный и плоскостной. Объемный логический материал именуется логическими блоками, плоскостной-логическими фигурами. Автор этой технологии –Золтан Дьенеш-это венгерский профессор, создатель авторской методики обучения детей «Новая математика», согласно которой дети через игры осваивают сложные логические и математические концепции и системы. Он с детства увлекался математикой, поэтому не удивительно, что он захотел посвятить жизнь «царице наук», и ее освоению как можно в более доступной форме для детей Методика Дьенеша помогает детям дошкольного возраста в игровой форме освоить различные математические понятия, а также развить важные для малышей психологические процессы.Использование данной технологии позволяет решить следующие задачи:

-Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов,

понятием величины

-Формировать представления о математических понятиях.

-Способствовать развитию у детей логического мышления.

-Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обозначать, обобщать.

-Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

-Воспитывать самостоятельность, настойчивость в достижении цели.

Что же такое блоки Дьенеша?

Это комплект из 48 геометрических фигур (четыре формы, три цвета, два размера, два вида толщины.)

В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять одно свойство в предметах, сравнивать, классифицировать. Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать. При этом в одном и том же упражнении можно варьировать правилами выполнения задач с учетом возможностей детей.

Так как блоки Дьенеша являются эталонами геометрических форм, они могут использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста.

Заниматься с логическими фигурами могут малыши, начиная с 2-летнего возраста. Для них разработано много занимательных игр. Основная их цель- научить ребенка различать свойства объекта, группировать предметы по определенным признакам. Такие занятия будут не только полезны, но и интересны каждому малышу.

Прежде чем приступить к играм и упражнениям, предоставьте детям возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Пусть они используют их по своему усмотрению в разных видах деятельности. В процессе разнообразных манипуляций с блоками дети установят, что они имеют различную форму, цвет, размер, толщину

Сначала дети осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.

Затем они овладевают умением анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам, несколько позже- по трем и четырем свойствам.

В раннем возрасте блоки Дьенеша используются для организации простых манипуляций с фигурами. Можно предложить простые упражнения, например «давай покормим зверей» или «из чего можно испечь пирог».Для этого можно использовать детали, которые послужат заменой каких-либо предметов.

С простейшими геометрическими фигурами малыши могут знакомиться в экспериментальной деятельности. Они прокатывают фигуры, замечая, что какие-то катятся а какие-то нет. Фигуры могут ими использоваться как строительный материал или мозаика в различных дидактических играх. Специалисты в области педагогики рекомендуют возможность применения методики даже в подвижных играх.

Вариантов занятий, основанных на логических блоках Дьенеша, очень много.

При выборе нужно ориентироваться на возраст и возможности своих детей.

Главная заслуга блоков-в простоте и в возможности вызвать живой интерес и даже любопытство ребенка, привлекая ребенка в познавательный процесс.

Великий математик предложил разделить работу со своим пособием на три ступени:

-свободная игра подразумевает отсутствие каких-либо правил.

-игра по правилам (здесь необходимо, чтобы воспитатель или родители объяснили ребенку, что от него требуется)

-математические игры учат пользоваться элементами в решении первых арифметических задач.

В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. Работа с блоками Дьенеша приводит к повышению интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности.

Интеллектуальные игры-это не только источник знаний, но и радости, удовольствия от умственных достижений. Интеллектуальные игры помогают скрасить досуг, развить умственные способности, расширить словарный запас, улучшить память, стать более внимательным, сообразительным, развивать фантазию. В дошкольной дидактике применяют много разнообразных материалов. Однако возможность формировать в комплексе все важные для умственного развития, в частности математического, дана не во многих.

Наиболее эффективным пособием являются логические блоки Дьенеша, которые признаны эффективными и гуманными, способствующие интеллектуальному, эстетическому развитию и

креативных способностей детей.

Список литературы:

1. Захарова Н. И.»Играем с логическими блоками Дьенеша» Учебный курс, ФГОС,2016

2. Финкельштейн Б. Б. «Страна блоков и палочек» ООО Корвет, 201

3.»Давайте вместе поиграем «Комплект игр с блоками Дьенеша. /под ред. Б. Б. Финкельштейна СПб, 2001.

4. Захарова Н. И. «Играем с логическими блоками Дьенеша» Детство-пресс, 2017.

Публикации по теме:

«Учимся — играя!» (логические игры с «Блоками Дьенеша»)«Учимся — играя!» (логические игры с «Блоками Дьенеша») «Учимся - играя!» (логические игры с "Блоками Дьенеша") Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это.

Блоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаБлоки Дьенеша — преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возраста Блоки Дьенеша – преимущества обучения в виде игры с детьми раннего возрастаУважаемые коллеги, я много лет работаю с детьми раннего дошкольного.

Игры с блоками Дьенеша (фотоотчет)Игры с блоками Дьенеша (фотоотчет) Для детей 1 младшей группы мы стараемся создать все условия для их успешного умственного развития. Фундамент сенсорного и умственного развития.

Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (младший дошкольный возраст)Картотека дидактических игр с блоками Дьенеша (младший дошкольный возраст) Д/И «Найди свой домик»Цель: Закреплять умение различать цвета, классифицировать предметы по одному (двум) признакам. Оборудование: логические.

Библиотека изображений:
  • Найди отличия
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Игры с блоками Дьенеша
Опубликовано: 24 октября 2020 в 14:14
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 ноября. День солдатиков на МААМ

Очередной тематический день посвящен любимым игрушкам мальчишек всех времен и народов. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой игр и занятий, чтобы увлечь ребенка созданием солдатиков и играми с ними.

27 ноября. День сказки «Заюшкина избушка» на МААМ

Как и многие другие народные сказки, «Заюшкина избушка» проста и незамысловата. Зато она богата образными характеристиками персонажей, ритмикой, диалогами и, конечно же, назидательным смыслом. Занятие...

Мастер-класс: аппликация открытка «Мамочке подарок»
Описание материала: Мастер-класс по изготовлению открытки ко Дню матери из цветной бумаги. Задачи: 1. Совершенствовать навыки работы с цветной бумагой,...
«Теремок». Сценарий празднования Покрова в младшей группе
ТЕРЕМОК Действующие лица: Осень Хозяйка взрослые Медведь Лисичка Зайчик Под р. н. м. «Вологодский краковяк» Хозяйка заводит детей в зал. Хозяйка...
Фотоотчет праздничного мероприятия в средне-старшей группе «День матери»
Пожалуй нет на свете лучшего слова, чем Мама. Мама- самый лучший, нежный и любимый человек на всем белом свете. Это и подтверждают следующие строчки...