Папки-передвижки

Игры с кинетическим песком как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

Ирина Куликова
Игры с кинетическим песком как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста

ИГРЫ С КИНЕТИЧЕСКИМ ПЕСКОМ КАК СРЕДСТВО КОРРЕКЦИИ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Речь – важнейшая психическая функция, присущая только человеку. Речь является основной коммуникативной функцией, которая осуществляется посредством того или иного языка. На основе речи и ее смысловой единицы слова – формируются и развиваются такие психические процессы как – восприятие, воображение и память. Л. С. Выготский указывал, что речь является основополагающим фактором для развития мышления и формирования «Я».

Публикация «Игры с кинетическим песком как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, мы говорим об особой категории детей – детей с речевыми нарушениями.

Нарушения речи в той или иной степени (в зависимости от характера речевых расстройств, ограниченность речевого общения отрицательно влияют на формирование личности ребенка, отражаются на его деятельности, поведении. Тяжелые нарушения речи могут влиять на умственное развитие, особенно на формирование высших уровней познавательной деятельности, что обусловлено тесной взаимосвязью речи и мышления и ограниченностью социальных, в частности речевых, контактов, в процессе которых осуществляется познание ребенком окружающей действительности.

Для обозначения нарушений речи используются термины «расстройство речи», «дефекты речи», «недостатки речи», «речевая патология», «речевые отклонения». Различают понятия «недоразвитие речи» и «нарушение речи».

Недоразвитие речи предполагает качественно более низкий уровень сформированности той или иной речевой функции или речевой системы в целом.

Нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности.

Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно - развивающей работы с детьми, имеющих нарушения в речи. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи нетрадиционные методы терапии, не требуя особых усилий, оптимизируют процесс коррекции речи детей логопатов и способствуют оздоровлению всего организма ребенка.

В настоящее время методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много: это игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, воскотерапия, кристаллотерапия и другие, а также песочная терапия.

Игра с песком - это естественная и доступная для ребенка с ограниченными возможностями здоровья форма деятельности. Потребность детей играть с песком позволяет использовать этот материал в коррекционно - развивающей работе учителя-логопеда в качестве ведущего метода коррекционного воздействия, а также позволяет стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.

Сложность различных речевых нарушений ведут за собой и нарушения эмоционально-волевой, коммуникативной сфер, наблюдается нарушение координации движений, низкое развитие мелкой моторики рук, неразвитость чувства ритма, сниженный уровень развития вербальной памяти, внимания, восприятия, более позднее формирование словесно-логического мышления.

Во многих случаях игра с песком выступает в качестве ведущего метода коррекционного воздействия. В других случаях – в качестве вспомогательного средства, позволяющего стимулировать ребенка, развивать его сенсомоторные навыки.

Все игры, с использованием песочной терапии, делятся на три направления:

1. Обучающие игры. Такие игры направлены на развитие тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики рук. Ребенок говорит о своих ощущениях, что способствует развитию речи, обогащению словарного запаса слов, восприятию различного темпа речи, высоты и силы голоса. Происходит работа над дыханием, развитием внимания и памяти, фонематического слуха, а также идет обучение письму и чтению.

2. Познавательные игры. С их помощью мы помогаем познавать многогранность нашего мира.

3. Проективные игры. Направлены на осуществление психологической диагностики, коррекцию и развитие ребенка.

Игры с песком можно использовать, как индивидуальную работу, так и подгрупповую или же на фронтальных занятиях.

Преимущества использования метода песочной игротерапии в коррекционно-развивающей работе :

развивается тактильно-кинестетическая чувствительность ( тактильные ощущения ребенок получает через кожу: горячее – холодное, сухое – мокрое, гладкое – острое, твердое – мягкое, кинестетические ощущения получаются во время движения) и мелкая моторика рук, которые напрямую связаны с мыслительными операциями

существенно повышается мотивация и интерес к коррекционно-развивающей деятельности (с одной стороны, ребенок с удовольствием посещает занятие, потому что он играет, с другой стороны, у него нет страха на ошибку, так как ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге - это придает уверенность ребенку, он ощущает себя успешным);

стабилизируется эмоциональное состояние детей, дольше сохраняется работоспособность, снимается мышечная напряжённость;

расширяется словарный запас слов, вырабатывается навык связного высказывания, развиваются фонематический слух и восприятие, осваиваются навыки звуко-слогового анализа и синтеза; закрепляется навык правильного звукопроизношения;

гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление, речь и моторика; совершенствуются коммуникативные навыки ребенка.

В работе с детьми, имеющими нарушения речи, кроме использования обычного песка, успешно зарекомендовал себя кинетический песок (Kinetic Sand). - это инновационный материал для творчества и игр, коррекционно-развивающего и познавательного процесса. Он был создан 2013 году и состоит на 98% из чистого песка и 2% - силиконового полимера. При контакте кинетический песок "движется", "оживает", течет сквозь пальцы и в тоже время остается сухим. Он рыхлый, но из него можно строить разнообразные фигуры, приятен на ощупь, не оставляет следов на руках. С песком можно работать на любой поверхности. Он не сохнет, не имеет резкого запаха и не прихотлив в хранении. Песок абсолютно безвреден, обладает антибактериальными свойствами и не содержит токсических веществ, поэтому может использоваться в работе с детьми дошкольного возраста.

Условия организации работы с кинетическим песком (Kinetic Sand).

В качестве песочницы используется специальный контейнер, разнос или поверхность стола;

Набор миниатюрных предметов и игрушек (киндер-сюрпризы, детали конструкторов, формочки и другие предметы, отражающие спектр окружающего мира; объекты среды обитания; объекты ландшафта и естественной активности Земли; естественные природные предметы: кристаллы, камни, раковины, куски дерева, металла, семена, перья, отполированные водой стеклышки и прочее).

разнообразные пластиковые формочки разной величины –геометрические, формочки для теста;

Условия работы с детьми

Желание и согласие ребенка.

У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.

Игры и упражнения, используемые при работе с кинетическим песком (Kinetic Sand) :

Игры на развитие фонематического слуха и восприятия:

- выбрать фигурки, в названиях которых есть звук [а] или другой гласный;

- выбрать фигурки, в названиях которых есть автоматизируемый звук [с] или [ш] и т. д.

Затем задание можно конкретизировать: составить устно предложения, в которых слова со звуком [с] находятся вначале, середине, конце слова.

«Слоговые дорожки»

Оборудование: кинетический песок, стол или разнос

Ход. Ребенок рисует фигуры (круги) на песке, проговаривая слоговые дорожки.

«Два замка»

Цель: дифференциация звуков

Оборудование: кинетический песок, стол или разнос

Ход. Под слоем песка спрятаны предметы, игрушки или ламинированные картинки с дифференцируемыми звуками. По заданию логопеда ребенок откапывает их и раскладывает на две группы (в свой замок)

Игры на коррекцию лексико-грамматических нарушений речи

«Строители»

Цель: Учить правильно употреблять в речи грамматические категории:

-предлоги ОТ, К, НАД, МЕЖДУ, В, ИЗ-ЗА, У, ПЕРЕД;

-приставочные глаголы: ПОСТРОИЛИ, ПРИСТРОИЛИ, НАДСТРОИЛИ;

-наречия: ДАЛЕКО, БЛИЗКО, БЫСТРО, МЕДЛЕННО, ГЛУБОКО.

Оборудование: кинетический песок, стол или разнос; игрушки: фигурки людей, машины, домики.

Ход игры. Логопед предлагает ребенку построить в песочнице город, затем расселить жителей, достроить дома, перестроить их, проговаривая свои действия, придумать и рассказать историю одного из жителей поход в гости.

«Чего не стало»

Цель: Закрепление использования существительных в родительном падеже как единственного, так и множественного числа.

Ход игры. Логопед убирает часть предметов, расставленных в песке, а затем просит ребенка рассказать, что изменилось в песочной стране.

Игра "Угадай что это?"

Накройте фигуру ладошками и назовите несколько признаков предмета. " Угадай, что спрятано под ладошками? Круглое, жёлтое, яркое" После верного ответа покажите фигуру и обязательно проговорите, выделяя окончания слов "Солнце круглОЕ, солнце яркОЕ, солнце жёлтОЕ".

А затем предложите ребёнку самому выбрать предмет и назвать его признаки.

«Подбери слово»

Ребенок обнаруживает спрятанные в песке различные предметы или игрушки и подбирает к их названиям прилагательные, согласовывая их в роде с существительными (шарик - легкий, блюдце - пластмассовое).

«Родные слова»

Цель: развивать мелкую моторику руки. Упражнять в образовании и употреблении родственных слов.

Оборудование: кинетический песок, стол или разнос, песочные часы.

Ход игры. В игре с песком при демонстрации отдельных действий образуются родственные слова: песок, песочек, песочница, песочные (часы).

«Я делал – я сделал»

Цель: развивать мелкую моторику руки; упражнять в употреблении глаголов первого лица единственного числа настоящего и прошедшего времени (закапываю - закапывал, откапываю - откапывал).

Оборудование: кинетический песок, стол или разнос, плоскостные фигурки.

Ход игры. Логопед перед занятием прячет в песке фигурки и предлагает ребенку откапать, комментируя свои действия (я откапываю игрушку, я откапал игрушку, это слоник и т. п.). Затем логопед предлагает ребенку самому закопать игрушки в песок, проговаривая свои действия (я закапываю, я откапываю … и т. п.)

«Зверюшки на дорожках»

Цель: учить детей пользоваться моделями - уметь соотносить картинки с определенными знаками. Развивать мелкую моторику руки. Упражнять в употреблении единственного и множественного числа имен существительных. Закреплять знания о диких животных и их детенышах.

Оборудование: кинетический песок, стол или разнос, плоскостные фигурки деревьев, елочек, пней, игрушка лягушонок, цветные картонные кружки - модели, обозначающие диких животных: оранжевый - лиса, белый - заяц, серый - волк, коричневый - медведь и т. д.

Ход игры. Логопед показывает игрушечного лягушонка, рассказывает, что он живет в болоте. Он очень любит путешествовать, но он еще совсем маленький и глупый. лягушонок заблудился и забрел в лес. Кто же встретился ему в лесу? Логопед с детьми рассматривают цветные модели, определяют, какой цвет соответствует обитателям леса. Детям предлагается выбрать себе животных и спрятать их за деревьями. Логопед берет на себя роль лягушонка, который встречает разных лесных обитателей, вступает с ними в диалоги.

«Волшебный клад»

Цель: упражнять в ориентировке в пространстве, согласно словесным указаниям. Развивать умение работать в песке пальчиками и находить спрятанные игрушки. Добиваться четкого проговаривания окончаний слов. Воспитывать самостоятельность, уверенность в себе, сообразительность.

Оборудование: кинетический песок, стол или разнос, «волшебный клад», набор игрушек из «киндер-сюрприза», плоскостные зрительные ориентиры, кукла-фея.

Ход игры. В руках логопеда кукла-фея из волшебной Страны. Логопед говорит, что фея любит делать сюрпризы. Пролетая над волшебным полем (песочницей, она спрятала там много интересных сюрпризов. Но это еще не все. Где-то спрятан волшебный клад. Искать надо двумя пальчиками, строго по указаниям волшебницы. Победит тот, кто первым отыщет и сюрпризы, и клад. Дети ищут по одному, проговаривая вслух план поиска клада.

Игры на развитие связной речи

«Начни предложение»

Оборудование: кинетический песок, стол или разнос, формочки, палочки.

Ребенок делает из песка фигуру (или рисует на песке предмет) и начинает предложение, логопед (или другой ребенок) заканчивает фразу (и наоборот).

«Друзья»

Оборудование: кинетический песок, стол или разнос, фигурки детей.

При лепке фигур или рисовании на песке ребенок составляет сложные предложения («У Лены воздушный шар, а у Миши резиновый мяч»).

«Разговор двух игрушек»

Оборудование: кинетический песок, стол или разнос, формочки.

Из песка ребенок выкладывает два предмета (например, мяч и воздушный шар). Составляя диалог, ребенок в ходе игры меняет голос от имени предметов, сравнивает, описывает признаки.

Воздушный шар. Я круглый.

Мяч. Я тоже круглый

Шар. Если меня ветерок подхватит, я полечу

Мяч. А если по мне ударят - я высоко подскачу.

Шар. На мне нарисован красивый цветок.

Мяч. А я украшен разноцветными полосками

Шар. Меня надувают воздухом.

Мяч. И у меня внутри воздух.

Игры на коррекцию нарушений слоговой структуры слова

«Полоски»

Оборудование: кинетический песок, стол или разнос

Ребенок чертит на песке заданное количество полосок, а затем по их количеству придумывает слово.

«Исправь ошибку»

Оборудование: кинетический песок, стол или разнос

Логопед чертит на песке ошибочное количество полосок. Ребенок анализирует количество слогов в слове и исправляет ошибку, добавляя или убирая лишнюю полоску.

«Раздели слово на слоги»

Оборудование: кинетический песок, стол или разнос.

Ребенок печатает на песке заданное (или самостоятельно подобранное слово) и вертикальными полосками делит его на слоги.

Игры на коррекцию дисграфии и дислексии.

Подготовка к обучению грамоте.

"Построй ступеньки".

Цель: научить детей определять количество слогов в словах.

Оборудование: кинетический песок, стол или разнос, домики с 1, 2 и 3 окошками, картинки с изображением предметов.

Ход игры.

На возвышенностях, сделанных из песка, мы располагаем домики с одним, двумя и тремя окнами. Дети должны выложить ступеньки из картинок. Возле домика с одним окном выкладываются односложные слова; с двумя - двухсложные; с тремя окнами - трехсложные.

Игры на анализ слова и предложения

«Напиши на песке»

Ребенок пишет заданные буквы, слоги и слова, а затем их читает (или логопед пишет, а ребенок читает). Логопед предлагает детям написать на песке слово (1,2-сложное, а затем превратить его в другое заменив один звук (букву) (РАК-МАК).

Логопед пишет на песке слово, пропустив первую, последнюю букву или букву в середине слова. Дети угадывают задуманное слово, дописывают буквы.

Игры на развитие мелкой моторики пальцев и кистей рук. Регуляция мышечного тонуса, снятие напряжения с мышц пальцев рук.

- положить ладони на песок почувствовать полное расслабление пальцев

- погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать кулачки

- погрузить пальцы в песок, сжимать и разжимать поочередно то мизинец, то большой палец на одной руке, на обеих руках одновременно

- погрузить пальцы в песок, и легкими движениями создавать «волны»

- погрузить пальцы в песок и попеременно чередовать упражнения для пальцев («ушки-рожки», «один пальчик-все пальчики»)

-при выполнении заданий пальцами ведущей руки вторая рука обязательно погружена в песок

Детям предлагаются задания сделать штампы, оттиски на песке.

В играх «Буквы и цифры», «Геометрические фигуры» ребенку предлагается с помощью вылепить по образцу или самостоятельно букву, цифру, геометрическую фигуру.

«Выложи по контуру»

Разровняйте песок и нарисуйте простой рисунок - круг, елочку или домик. А затем предложите ребёнку выложить фигурку по контуру подручным материалом - камешками, кусочками мозаики, пуговицами.

Это упражнение, благодаря своей простоте, может использоваться для закрепления новых знаний. Оно поможет запомнить названия геометрических фигур, выучить буквы и цифры.

«Веселые соревнования»

Цель: упражнять в согласовании движений пальцев рук со словами. Развивать у детей дух соревнования, стремление добиваться поставленной цели. Воспитывать чувство сопереживания за своих товарищей, умение достойно побеждать и проигрывать.

Оборудование: кинетический песок, стол, таблички с надписями «Старт», «Финиш», разноцветные пластмассовые пробки (препятствия).

Ход игры. Логопед предлагает ребенку (или детям) принять участие в соревновании: бегать наперегонки пальчиками. При этом произносить слова:

Побежали вдоль реки

Пальцы наперегонки!

Бежать пальчики должны от таблички «Старт» до таблички «Финиш». Победитель получает фишку.

"Игра в камешки"

Для проведения этой простой и веселой игры вам понадобится кинетический песок, камешки, пуговицы, орешки или другой подручный материал.

1 вариант

Закопайте различные элементы в песок и дайте ребенку задание найти их в песочнице по подсказке: в песке спрятано 5 красных и 5 синих камешков. Искать их можно руками, а можно использовать грабельки или совочек.

Когда будет найдено несколько деталей пересчитайте их и, если найдены ещё не все, продолжите поиск. При необходимости помогите ребенку. Когда все детали будут найдены похвалите ребенка за ловкость в поисках и за то, как он хорошо считает.

2 вариант

Сделайте в песке широкую лунку и предложите ребенку забросить находки в лунку. Когда первый камешек пропадет в цель можно поменять руку и бросать уже другой. Играть можно в паре: один ребенок бросает красные камешки, а другой - синие. Предложите ребенку считать броски: первый, второй и т. д. В конце игры подсчитайте, каких камешков больше в лунке или около неё и обязательно поздравьте самого ловкого и меткого.

Игры на развитие логики и мышления

«Поставь в ряд»

Используйте больше различных размеров или даже одинаковых фигур, место для которых ребёнку тоже придётся найти в размерном ряду.

Добавьте в игру новые формы и цвета.

Возьмите игрушки: пластмассовые кубики, мячики, элементы из сортеров и предложите найти место и для них.

Вариантов у этой игры множество, главное — правильно выбрать уровень сложности.

«Найди домик»

Знакомые всем игры и упражнения с рамками-вкладышами. Разровняйте песок и, взяв несколько формочек, оставьте на песке их отпечатки. А теперь скажите, что это домики, что настал вечер и фигуркам нужно возвращаться по домам и ложиться спать. Кто же в каком домике живёт?

Уровень сложности вы можете менять, используя сначала простые геометрические фигуры, а позже — детали сложных форм, а также увеличивая количество игрушек.

Эта игра кроме логики и мышления прекрасно развивает и словарь. Для этого в процессе поисков домика достаточно проговаривать всё, что происходит:

• называть формы,

• обращать внимание ребёнка на характеристики предметов (форму, цвет, размер,

• задавать вопросы о формочке, уточняющие представление о предмете (какого цвета звезды, что ест пчела, какие части тела есть у котика и т. д.).

"Паровозик"

Цель: развитие мышления.

Оборудование: кинетический песок, стол, мелкие игрушки.

Ход. Слепите из кинетического песка поезд с 3 вагонами и предложите ребёнку посадить по вагонам 3 игрушки. Но у каждого персонажа есть билет в свой вагон. Задание ребенку: нужно не ошибиться и найти правильный вагон. Например, у утки билет не в первый и не в последний вагон.

У поросенка - не в средний и не в первый вагон.

А у овечки - не в средний и не в последний вагон.

Количество вагонов можно менять в зависимости от возраста и способностей ребёнка. Эту же игру, можно использовать для закрепления навыка счета. В этом случае вагоны следует называть по номерам: первый, второй, третий и т. д.

Игра "Котёнок-хулиган"

Для начала игры начните выкладывать на песке линию из повторяющихся деталей. Например, шарики: красный, синий, жёлтый, красный, синий, жёлтый. Последнюю деталь закопайте в песок и сверху расположите котёнка (или другую игрушку-«хулигана») и скажите, что он решил помешать вам нарисовать линию. А прогнать его можно угадав, на шарик какого цвета он сел. После верного ответа обязательно найдите в песке спрятанную деталь и похвалите юного сыщика.

Чем старше ребёнок, тем больше элементов можно добавить в игру. Используйте двух и больше хулиганов, которые будут не только мешать вам продолжить, но и разрушать уже построенную дорожку и придётся угадывать, какие же детали они украли.

Как показала практика использование песочной терапии дает положительные результаты - у детей значительно возрастает интерес к занятиям, дети чувствуют себя более успешными; возрастает познавательная, речевая активность, нормализуется эмоциональный фон, поведенческие нарушения неврологического характера, что в свою очередь открывает новые перспективы для детей с ограниченными возможностями здоровья.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Грабенко Т. М., Зинкевич – Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия. Методическое пособие для педагогов и родителей / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева. – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии,1988. – 48с.

2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Практикум по песочной терапии / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева - СПб. : Речь, 2002. – 224 с.

3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Чудеса на песке / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева – СПб. : Речь, 2008.- 340с.

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии / Т. М. Грабенко, Т. Д. Зинкевич - Евстигнеева – М. : Сфера Речь,2001. С. 279–299.

5. Инновации – в логопедическую практику/ Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений/ Сост. О. Е. Громова. – М. :ЛИНКА-ПРЕСС, 2008. – 232 с.

6. Набойкина. Е. Л. Сказки и игры с «особым» ребенком / Е. Л. Набойкина – СПб. : Речь, 2006.-144с.

7. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н. А. Сакович – СПб. : Речь,2006.– 176с.

Публикации по теме:

Игры с кинетическим пескомИгры с кинетическим песком Одним из самых популярных занятий игр с ребенком является лепка. Воспитатели используют разные материалы, среди которых особенно отличается.

Игры с кинетическим песком с детьми 2–3 летИгры с кинетическим песком с детьми 2–3 лет Игры с кинетическим песком с детьми 2-3 лет. Игры с песком – одна из форм естественной деятельности ребенка. Они позитивно влияют на эмоциональное.

Консультация для родителей «Летние игры с песком для детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Летние игры с песком для детей дошкольного возраста» Дорогие родители! Если у вас нет возможности попасть на пляж, то его можно устроить дома. Одному ребёнку может быть достаточно нескольких.

Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения для коррекции темперамента детей дошкольного возраста» Консультация «Психокоррекционные игры и упражнения, направленные на коррекцию темперамента детей дошкольного возраста» Темперамент чаще.

Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с использованием мультимедийной презентации Коррекция речевых нарушений у детей с ОНР в рамках одной лексической темы с помощью мультимедийной презентации. Логопедическая работа,.

О небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возрастаО небходимости преодоления речевых нарушений у детей дошкольного возраста Консультация для педагогов и родителей В последнее время значительно увеличилось количество детей, имеющих различные отклонения как в физическом,.

Проект «Подвижная игра как средство социализации детей старшего дошкольного возраста» Введение Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об.

Рекомендации педагогам «Использование скороговорок в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста» Ребенок усваивает родной язык, прежде всего подражая живой разговорной речи окружающих его людей. Русский народный фольклор дает прекрасные.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возрастаЭкспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Процедура и методики исследования.

Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение)Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста  (продолжение) Экспериментальное исследование эмоциональных нарушений и их коррекция у детей старшего дошкольного возраста. Программа коррекции и развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с кинетическим песком как средство коррекции речевых нарушений у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 декабря 2019 в 11:36
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД