Игры с крупами для развития мелкой моторики

Людмила Рогачева
Игры с крупами для развития мелкой моторики

Игры с крупами для развития моторики рук

Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается ловкости и даже начинает говорить. Мелкая моторика является скоординированной работой мышечной, костной и нервной систем организма.

Наукой доказано существование связи между развитием мелкой моторики и логическим мышлением, памятью, интеллектом и речью у детей. Поэтому специалисты рекомендуют развивать мелкую моторику с самого раннего возраста.

Наш соотечественник и педагог В.Сухомлинский писал: «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

«Готовить глаз к видению, руку - к действию и душу к чувствованию», - были слова

М. Монтессори.

Известный итальянский педагог Мария Монтессори выделила особый период в развитии маленьких детей - период восприятия мелких предметов. Начинается он, примерно, в полтора года и заканчивается в два с половиной года. Это объясняет любовь детей к играм с маленькими деталями и подчёркивает значение развития мелкой моторики в этом возрасте.

Про важность развития маленьких пальчиков знали и наши предки. Мы до сих пор играем с детьми в такие пальчиковые игры как: «Сорока – ворона» и «Ладушки». Связь развития речи и мелкой моторики выявлена давно, в наше время она лишь получает научное обоснование.

Для развития моторики рук создано много специальных игрушек. Это мозаики и всевозможные конструкторы, шнуровки и пазлы, специальные лабиринты, фигурки-вкладыши, пирамидки и аппликации.

Но, кроме игрушек, выпускаемых промышленно, в современной педагогике большой популярностью пользуются пособия для развития моторики рук, в которых используются различные подручные средства и бытовые предметы.

Одно из таких пособий - игры с крупами. Родители играют с детьми дома, воспитатели используют их на занятиях в детских садах и центрах.

Крупа – это не только ценный пищевой продукт, но и отличный недорогой материал для игр с детьми от года. Каждый сможет без труда организовать интересную и полезную игру для ребенка. Занятия с различными видами круп развивают осязание детей, мелкую моторику, стимулируют процесс их речевого и умственного развития.

Можно организовать игры с манной, гречневой, рисовой, кукурузной крупами, горохом, чечевицей, фасолью. Желательно последовательно познакомить детей разнообразными видами круп (начиная с самой мелкой, обеспечив, таким образом, богатство впечатлений и ощущений. Попробовав разные виды игр, можно остановиться на наиболее полюбившихся ребенку занятиях и, главное, играть в них столько, сколько ему захочется.

Некоторые опасаются давать детям мелкие предметы из соображений безопасности. Однако, важно, не прятать потенциально опасные материалы, а обучать детей правильному обращению с ними.

Игры детей одного-двух лет с мелкими предметами обязательно должны проходить под контролем взрослого!

Игры

Если вы впервые знакомите ребенка с крупой, и он с тревогой воспринимает все новое, то взрослому следует играть самому, демонстрируя при этом большое удовольствие.

1. Бассейн для пальчиков

Подготовка:

Насыпать крупу (от 1 кг.) в большую емкость (таз, надувная игрушка).

Как играть:

- Прятать в крупе кисти рук.

- Прятать различные небольшие предметы (кубики, шарики, маленькие мячики, ракушки, шишки и т. д., а потом находить их.

- Сжимать и разжимать в крупе кулачок.Можно сопровождать эту игру такими словами: «Вот как пальчики играются: открываются, закрываются».

Рекомендации:

В данной игре для развития осязания полезнее использовать несколько видов круп.

2. Пересыпание

Как играть:

- Зажимая крупу в кулачок (кулачки, пересыпать ее из одной емкости (тазик, миска, кастрюля) в другую.Как варианты: поднимать кулачок высоко (низко); насыпать крупу в ячейки коробки от конфет.

- Пересыпать крупу из одной емкости в другую, зачерпывая стаканчиком (например, воспользоваться набором стаканчиков-вкладышей, различными ложками, совочками.

- Пересыпать из одного стаканчика в другой.

- Пересыпать мелкую крупу в бутылочку при помощи воронки. Вставить воронку в бутылочку и насыпать в воронку ложкой крупу, наблюдая исчезновение последней.

3. Раскладывание

Как играть:

- Раскладывать фасоль по ячейкам (можно использовать формочки для льда) двумя пальчиками или при помощи большого пинцета.

4. Просовывание

Подготовка:

Сделать небольшое отверстие в крышке бутылочки (например, после детского йогурта).

Как играть.

- Просовывать фасоль (горох) через отверстие в крышке бутылочки.

5. Просеивание крупы

Подготовка:

Перемешать в миске манку и горох (фасоль). Приготовить ситечко, ложку,и еще две миски: большую и маленькую.

Как играть:

- Просеивать смесь круп ситечком, держа его над большей миской (для манки). Оставшуюся фасоль (горох) высыпать в мисочку поменьше. Добавлять смесь круп в ситечко можно ложкой.

6. Сортировка

Подготовка:

Перемешать в миске красную и белую фасоль. Подготовить две миски, желательно, красную и белую.

Как играть:

- Сортировать фасоль по цвету. Брать по одной двумя пальчиками.

7. Рисование

Подготовка:

Насыпать на поднос манку (гречку, рис) ровным слоем.

Как играть:

- Рисовать пальцем по подносу с крупой простые объекты (круг, квадрат, солнышко, цветочек).

- Рисовать грабельками дорожки (прямые, волнистые, зигзагообразные).

8. Аппликация

Подготовка:

Нарисовать на листе несложный рисунок при помощи кисти и клея.

Как играть:

- Насыпать щепотью манку на лист бумаги. Пошлепать по листу ладошкой, придавливая крупу, стряхнуть лишнее.

Рекомендации.

Эффектно выглядит аппликация на темных листах бумаги.

9. Пластилиновые картинки

Подготовка:

Размазать пластилин по картону, нанести несложный рисунок зубочисткой или стекой.

Как играть:

- Выкладывать горох (фасоль, чечевицу) по контуру рисунка. Внутрь контура можно насыпать щепотью рис или гречку.

10. Вдавливание

Подготовка:

Сделать лепешку из теста или пластилина.

Как играть:

- Взять одно зернышко (фасоль, горох, чечевицу) двумя пальцами, положить на лепешку и надавить одним пальчиком. От обратного процесса – вынимания зерен из теста дети получают огромное удовольствие.

Самая распространённая игра – рисование на манке. Насыпаем манную крупу в мелкую тарелку или крышку от коробки и предоставляем ребенку полную свободу творчества. Когда картина завершена, достаточно потрясти нашу емкость и перед нами опять "нетронутый лист", а значит можно приступать к созданию нового шедевра.

Обыкновенный горох тоже может стать отличным тренажёром для развития пальчиков вашего малыша, а как следствие, и его речи.

Вот несколько игр с обыкновенным горохом.

Игра 1. Горох насыпаем в миску, миску ставим на поднос. Высыпаем горох на поднос горстями,разными ложками: чайной, столовой, деревянной, да хоть половником. А потом собираем горох обратно в миску.

Игра 2. Горох из миски пересыпаем в другую миску. Опять же разными ложками или просто ручками. Можно пересыпать, просто наклоняя миски. Интереснее, если миски будут разной формы и объема.

Игра 3. В горох в миске «закапываем» небольшие игрушки. Малыш вытаскивает их рукой или ложкой. Можно просить найти определённую игрушку. Ребёнок постарше может сам прятать фигурки и называть взрослому то, что спрятал.

Игра 4. Сортируем горох. Немного жёлтого и зелёного гороха высыпаем на поднос, раскладываем его в жёлтый и зелёный стаканчики, соответственно. Можно смешать горох с чечевицей или фасолью, и разобрать их по стаканчикам.

Игра 5. Горох плотным слоем насыпаем на поднос или крышку от коробки и пишем, рисуем указательными пальчиками. На коробке можно нарисовать яркую картинку и выкапывать ее из гороха. Можно и не рисовать, а просто класть на дно яркие маленькие календари или карточки с буквами и цифрами.

Игра 6. Тренируем щипковый захват. Берём горошинку большим и указательным пальчиком, и опускаем её в маленькую пробирку. Дома найти пробирку проблематично, заменяем её пустым фломастером или основой от ручки. Конечно, сначала сами проверьте, спокойно ли горошинка пролезает или это требует усилий.

Игра 7. Если смешать горох с манкой, можно играть в просеивание. В одну миску насыпаем наш горох и манку, на другую миску ставим сито. При пересыпании горох останется в сите.

Вот каким образом обыкновенный горох может быть полезен не только в еде. Горошины – это те самые мелкие предметы, которые очень необходимы ребенку для развития моторики рук. Подобные игры и так полезны для развития малыша, но взрослый может сделать их ещёболее интересными: придумывайте различные инсценировки, меняйте правила, добавляйте новые игровые элементы.

Эти игры влияют на развитие мелкой моторики, координации руки и центров головного мозга.

Для игр нам еще понадобятся: крупа, горох, фасоль, пуговицы, пробки от пластиковых бутылок, спички, счётные палочки.

Игра 8. На яркий поднос тонким, равномерным слоем высыпать мелкую крупу проведите пальчиком ребёнка по крупе - получится яркая контрастная линия. Позвольте ребёнку самому нарисовать несколько хаотичных линий. Затем попробуйте вместе с малышом нарисовать какие-нибудь предметы (забор, волны, геометрические фигуры, буквы, цифры, и т. д.

Игра 9. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того как ребёнок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячик, бусы и т. д.

Игра 10. Насыпать в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребёнок запускает туда руки и изображает, как месят тесто,приговаривая:

Месим, месим тесто,

Будет в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи.

Игра11. Насыпать в кружку сухой горох. Ребёнок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно; попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

Игра 12. Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом ещё и ещё - так набирает целую горсть. Можно делать это одной, а затем двумя руками одновременно.

Две пробки от пластиковых бутылок кладём на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах",делая по шагу на каждый ударный слог:

Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы.

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

Ребёнок собирает спички (или счётные палочки) одними и теми же пальцами обеих рук (подушечками): двумя указательными, двумя средними и т. д.

Строим "сруб" из спичек или счётных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочерёдно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно)на ударные слоги стиха:

Сильно кусает котёнок - глупыш,

Он думает - это не палец, а мышь.

(Смена рук) Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться,скажу тебе: "Кыш!"

Берём верёвку (толщиной с мизинец ребёнка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребёнок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называем месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. д.

Натягиваем верёвку на уровне плеч ребёнка и даём ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребёнок цепляет прищепку к верёвке:

Прицеплю прищепки ловко я на мамину верёвку.

Ребёнок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Ребёнок катает грецкий орех между ладонями и приговаривает:

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

ИГРА «УГОСТИМ КОЛОБКА ВИТАМИНКАМИ»

ИЗГОТОВЛЕНИЕ ПОСОБИЯ:

1. Берём 2-е пластиковые баночки с крышками.

2. На одной из крышек изображаем колобка с помощью аппликации из самоклеящейся плёнки.

3. От старой мягкой игрушки отрезаем ноги, руки. Обрабатываем у них края с помощью иголки и нитки. В одной из баночек делаем отверстия небольшого размера для рук и ног. Вставляем в них готовые детали. Приклеиваем на голову кепку.

4. Делаем отверстие во рту колобка.

5. Во вторую баночку насыпаем фасоль.

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ:

Воспитатель сообщает детям, что фасоль-это витаминки для колобка. Дети с удовольствием угощают колобка витаминками. Берут по одному семени фасоли (по одной витаминке) и кладут в отверстие рта.

ИГРА «НАСТРОЕНИЕ КОЛОБКА»

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ:

- Ребята, когда колобок был голодный, какое настроение у него было? (грустное)

- А когда он увидел, сколько у нас для него угощения, что с колобком произошло? (он удивился)

- Когда колобок наелся, какое настроение у него стало? (весёлое)

- Перед вами лежат карточки с изображением частей лица колобка. Попробуйте выложить из фасоли рот, чтобы получилась эмоции грусти, радости и удивления.

- Ребята, изобразите эмоции грусти, удивления и радости на своём лице /дети с помощью

мимики лица изображают эти эмоции/.

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «РИСОВАНИЕ ФАСОЛЬЮ»

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ:

Воспитатель предлагает для колобка «нарисовать» с помощью фасоли предметы,например: воздушный шарик, лесенку, солнышко, флажок, ёлочку /дети, используя схемы, выкладывают предмет/.

Колобок хвалит детей.

ИГРА «ВОЛШЕБНЫЕ МЕШОЧКИ»

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ:

- Ребята, колобок хочет поиграть с вами в прятки. Он спрятал в шарики разное количество семян фасоли. Давайте найдём фасоль? /давайте/

- Ребята, покажите шарик, в котором спряталось одно семя фасоли.

- А в каком шарике спряталось много семян?

- Давайте найдём шарик, где нет ни одной.

/дети ощупывают шарики тактильным методом, находят фасоль и отвечают, какое количество фасоли в каком шарике спряталось /

Колобок хвалит детей за находчивость и ловкость.

ИГРА «ПРЯТКИ»

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ:

Воспитатель предлагает детям опять поиграть с колобком в прятки. Колобок «прячет» в миске с крупой фигурки, а дети их отыскивают с помощью рук.

ИГРА «ВОЛШЕБНОЕ СИТО»

АЛГОРИТМ ПРОВЕДЕНИЯ:

- Ребята, колобок нечаянно перемешал в миске два вида крупы: манку и фасоль и просит нас помочь ему разобрать их в разные чашки.

- Поможем колобку? (да)

- Как же выбрать из миски фасоль? (с помощью пальцев рук)

/дети пробуют разделить крупу вручную/

- Ребята, какая это кропотливая работа! Я знаю, что делать. Нам поможет сито.

/воспитатель показывает детям, как при помощи сита отделить одну крупу от другой. Воспитатель объясняет, почему так получается, насыпав сначала чистую манку, а потом фасоль. Дети пробуют проделать манипуляции самостоятельно. Просеянную фасоль пересыпают в приготовленную чашку/

- Ну, вот, какие вы молодцы. Колобок благодарит вас за помощь.

Задача взрослых сделать эти игры безопасными. Соблюдайте меры предосторожности! Не оставляйте ребенка одного во время игры с мелкими предметами!

Публикации по теме:

Игры для развития мелкой моторики рук «Ум в пальчиках» Ученые давно доказали, что развитие речи напрямую связано с развитием мелкой моторики руки. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения.

Игры для развития мелкой моторики детей 1. ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРИКОВ. Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые,.

Игры для развития мелкой моторики ребёнка Оладушки. Бабушка, бабушка Испекла оладушки. Один Машеньке, Один Коленьке, Один Васеньке, Один Анечке, Один Танечке. И т. д. Загибаем.

Игры для развития мелкой моторики ребёнка Сидит белка на тележке. Сидит белка на тележке, Продаёт она орешки: Лисичке - сестричке, Воробью, синичке, Мишке косолапому, Зайке усатому.

Игры для развития мелкой моторики у детей 1. ПРОКАТЫВАНИЕ ШАРИКОВ. Дети катают маленькие шарики по столу (по игровому полю, на котором можно нарисовать разные дорожки – прямые, изогнутые,.

Игры для развития мелкой моторикиИгры для развития мелкой моторики Мелкая моторика и ее развитие - это важные моменты, о которых сегодня знают практически все. Развитие мелкои моторики рук, игры.

Игры с крупами для развития мелкой моторики детей раннего возраста Развитие мелкой моторики у детей – это длительный беспрерывный процесс, в ходе которого ребёнок познает мир, начинает с ним общаться, набирается.

Игры с крупами для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук (ранний возраст)Игры с крупами для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук (ранний возраст) "Ум ребенка находится в кончиках его пальцев". В. Сухомлинский. ИГРЫ С КРУПАМИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ РУК. Развитие мелкой моторики у детей.

Игры-упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи Игры - упражнения с крупами на развитие мелкой моторики рук и развитие речи. Игры с крупами — не только отличное развивающее занятие для.

Семинар-практикум для воспитателей «Развитие мелкой моторики. Игры и упражнения для развития мелкой моторики» Пояснительная записка Цель: совершенствование профессиональной компетентности педагогов в области развития мелкой моторики руки детей дошкольного.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Еда, продукты питания
  • Еда, продукты питания
Автор публикации:
Игры с крупами для развития мелкой моторики
Опубликовано: 19 апреля 2019 в 21:37
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 марта. Всемирный день комплимента

«Давайте говорить друг другу комплименты» — девиз очередного тематического дня. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы научить детей делать комплименты и увлечь их...

1 марта. День кошек в России

В первый день марта в 2004 году решено было отмечать День всех котов и кошек. Эти смышлёные, чистоплотные и красивые животные всегда были и будут любимцами большинства людей. Им мы и посвятим наш...

Детский мастер-класс «Букет для мамы» из детских ладошек с использованием техники...
Предлагаю вашему вниманию мастер-класс по изготовлению коллективной работы "Букет для мамы" из детских ладошек с использованием техники "обрывная...
Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей
Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Раннее развитие способности к...
Образовательная технология — проектная деятельность. Проект «Профессии»
Актуальность: Каждый человек мечтает обрести в жизни свое любимое дело, доставляющее радость ему самому и приносящее пользу людям. Мир профессий в обществе...