Папки-передвижки

Игры с песком, или песочная терапия (8 фото)

Наталья Нестерня
Игры с песком, или песочная терапия
▼ Скачать + Заказать документы

Игры с песком,

или песочная терапия

МБДОУ ДС №24

Воспитатель Нестерня Н. И.

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов - к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с давних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками.

Публикация «Игры с песком, или песочная терапия» размещена в разделах

В песочных картинах один из психотерапевтической ресурс - возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе с песочницей. Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, представляется Волшебником, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения дискомфортной для него ситуации, негативного состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешнего плана- в этом и проявляется его сила Волшебника. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальную повседневную жизнь.

В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иначе говоря, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно- терапевтический эффект.

Работы с песком можно разделить на три основных типа,

объединяющие наиболее распространенные и часто повторяющиеся

формы, создаваемые детьми на разных этапах их развития

в процессе игр с песком. Первый тип работ относится к совершению

определенных манипуляций с песочной поверхностью.

Дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной

поверхности линии, делают отпечатки, собирают песок в комочки

и создают горки. Второй тип работ связан с проникновением

в толщу песка, рытьем ямок и тоннелей, а также прятаньем

в песок предметов и последующим их извлечением. К третьему

типу принадлежат работы, в которых используется

вода — дети могут капать ею на песок, контролируя объем, или

лить ее в большом количестве. В психотерапии дети и взрослые

используют все виды работ.

Для организации процесса песочной терапии потребуется : песочница (ящик для песка, песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок. Песочница представляет собой деревянный ящик. Традиционный его размер в сантиметрах : 50*70*8 (где 50*70- размер поля, а 8- глубина). Традиционный размер для песочницы предназначен для индивидуальной работы.

СОВЕТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

Чтобы избежать неразберихи вокруг лотка, нужно предварительно

обсудить с детьми порядок работы и установить для них несколько

правил. Тут нет никаких «законодательных норм», но желательно

соблюдение ряда общих рекомендаций. В любом случае нужно учитывать количество детей в группе, размер и планировку рабочего помещения, наличие персонала и, естественно, характер игрового поведения детей.

В детском саду лоток с песком должен постоянно находиться в специально отведенном для него месте.

Итак, некоторые рекомендации:

• Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.

• Не помещайте лоток в углу комнаты. К лотку должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный).

• Лоток с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом столешница должна быть значительно больше лотка, чтобы на ней можно было свободно разместить вспомогательные материалы и организовать места для занятий с песком.

• Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка.

• Детям будет удобнее работать, если в их распоряжении имеется стойка, предназначенная для хранения вспомогательных материалов: цветной бумаги, гофрированного картона, голографической пленки, которые можно использовать в качестве фона для фигур, нарисованных на песке.

• С детьми полезно устраивать своего рода «мозговые штурмы», во время которых можно обсуждать, например, какие еще материалы подойдут для игр и рисования в лотке.

• Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать стеклянное дно лотка.

• Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться.

• Даже если дети работают очень аккуратно, песок может просыпаться на стол или на пол. В таких случаях дети должны самостоятельно подмести пол веником и собрать песок в совок для мусора.

Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем.

• Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки –таковы гигиенические нормы.

• Периодически лоток нужно пополнять песком.

• Дети способны многому научиться, играя в лотке с песком, и это зависит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Иногда детям нравится работать вместе, например, выполняя какие-либо задания и заранее обсудить его с детьми. Выполнение заданий совместно с партнером (особенно с педагогом) приносит большую пользу и нравится многим детям.

• Следует учесть, что свободный доступ к лотку с песком для проведения занятий в детском саду зависит от правил, установленных в этом учреждении.

• После занятий лоток рекомендуется закрывать специальной крышкой. Крышка надежно фиксируется на лотке, и его можно переносить за ручку, как чемодан, не боясь, что песок просыплется.

Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования.

Литература :

1. Грабенко Т. Игры с песком, или песочная терапия//Дошкольная педагогика,2004 г. -№5

2. Зейц М. Пишем и рисуем на песке.

3. Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. – 2006. - №4.

4. Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. – 2010. - №2

Игры с песком, или песочная терапия
Фото №1 Игры для детей Игры с песком или Фото №2 Песочная терапия песочная терапия МБДОУ ДС Воспитатель Нестерня Н Фото №3 В настоящее время значительно возрос интерес специалистов педагогов психологов логопедов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы Фото №4 И это не случайно ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной самотерапии известна с давних времен Фото №5 Действительно взаимодействуя с песком ребенок проявляет чудеса фантазии Фото №6 Ребенок включается в игру с песком всем своим существом эмоционально психически физически Фото №7 При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания любознательности увлеченности а также для релаксации
Публикации по теме:

План работы по самообразованию «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей-дошкольников» Цель:Коррекция эмоционально-волевой и социальной сфер детей старшего дошкольного возраста. Задачи:-Обогащать эмоциональную сферу ребенка.

Построение предметно-развивающей среды в ДОУ своими рукамиПостроение предметно-развивающей среды в ДОУ своими руками " Уголок эмоций" Смеяться, плакать или злиться, Оказывается тоже надо учиться, Потому что Эмоциональность Помогает детям разрядиться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с песком, или песочная терапия
Опубликовано: 10 февраля 2013 в 18:33
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры с песком, или песочная терапия» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Нестерня (УИ 71799) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД