Павлова Татьяна Николаевна
Игры с песком как средство профилактики психоэмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста в период адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
Все знают, как тяжело бывает, протекает процесс адаптации к условиям детского сада у младших дошкольников. Если в группе ребёнок плачет, не отходит от воспитателя, то выйдя на прогулку, попав в песочницу, поведение детей сразу меняется. Песочница притягивает детей как магнит.
К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – куча песка».
Публикация «Игры с песком как средство профилактики психоэмоционального состояния детей младшего дошкольного возраста в период адаптации» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Игры с песком
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Средняя группа
- Темочки
Если каждый из нас сейчас вернётся на мгновение в своё детство, то каждый вспомнит приятные моменты, связанные с песочницей. Кто-то возводил на песке замки, кто-то готовил всевозможные угощения для своих друзей или кукол.
Чем полезна песочница?
Само знакомство с песком очень полезно, когда человек берёт в руки песок, начинает пересыпать его, наблюдая за движение песчинок, разравнивает или просто поглаживает, снимает стресс, общение с песком своеобразный медитативный процесс.
Песок – это удивительный и таинственный материал. Он обладает способностью притягивать человека – своей позитивностью, способностью принимать любые формы. Он может быть сухим и лёгким. Он может быть влажным и пластичным. К нему приятно прикасаться.
В песочнице быстрее устанавливаются отношения между воспитателем и ребёнком, между детьми. Игры с песком использовались М. Монтессори, К. Юнгом и другими. Они считали, что игры с песком снимают детскую раздрожительность, позитивно влияют на эмоциональное состояние детей.
Совместно с воспитателями первой младшей группы, мы решили использовать игры с песком для облегчения процесса адаптации.
В играх с песком происходит снижение высокого уровня психического напряжения как ребёнка, так и воспитателя, который в свою очередь тоже испытывает в этот период нервные перегрузки. Это ведёт к сокращению сроков адаптации.
Вначале взрослый показывает способы действия, а затем ребёнок повторяет их.
Что нужно для игры с песком?
Ящик 50*70 см. и глубина 8-10 см. Дно и борта ящика обычно должны быть выкрашены в голубой цвет. Дно символизирует воду, а борта небо. Почему именно 50*70, потому что соответствует объёму поля зрительного восприятия.
Мы же используем 2 ящика 40*40 см. с сухим и влажным песком. В ближайшем будущем мы сделаем ящики с необходимым размером. К этим ящикам постоянного доступа нет.
Для игр с песком существует огромное количество приспособлений, которые можно приобрести в магазине (ведёрки, совочки, формочки, грабельки, ситечки, а также маленькие куколки, выполняющие роль взрослого и детей, транспорт, фигурки животных (домашних, диких).
Условия организации игр с песком :
1. У детей не должно быть порезов на руках, кожных заболеваний.
2. Дети должны иметь клеёнчатые передники.
3. Вода, которой увлажняется песок, должна быть тёплой.
4. Рядом с песочницей должен находиться источник чистой воды и салфетки.
Игры с песком имеют свою структуру:
1. Вводная часть:
Особое приветствие, правила работы с песком.
2. Основная часть:
- Упражнения на развитие тактильно-кинестетической чувствительности.
- Игры и упражнения, направленные на формирование и развитие фонематического слуха, фонематического восприятия, внимания, памяти.
3. Заключительная часть:
-подведение итогов;
упражнения на релаксацию.
Начинаем мы с отпечаток ладошек на песке. Внутренней, внешней стороной, двумя сразу, мы прячем ручки в песок. Обращаем внимание на сухой, влажный песок, его свойства. Дети любят «копаться» в песке, подолгу пересыпая его в формочки обратно.
Очень хорошо описаны игры в детском саду с песком Большебратской Э. Э. «Песочная терапия». Опираясь на методы и приёмы, описываемые в книге, можно самому разобраться и провести цикл занятий с песком, адаптировав их для «своих детей».
На протяжении трёх лет мы используем игры с песком в период адаптации в первой младшей группе. И это принесло свои результаты. Дети с удовольствием идут в группу, спокойнее стали расставаться с родителями, сократились сроки адаптации. Уже после 5-6 дней ребенок ведет себя увереннее со взрослыми и сверстниками.
Таким образом, практика показала, что использование игр «вода-песок» позволяет улучшить эмоциональный фон ребёнка, повысить его адаптационные возможности, уменьшить тревожность, привязанность к близким.