Приложение МААМ

Игры с правилами как средство развития произвольности поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Каюмова Анна Михайловна
Игры с правилами как средство развития произвольности поведения у детей старшего дошкольного возраста.
▼ Скачать + Заказать документы

Игры с правилами как средство развития произвольности поведения у детей старшего дошкольного возраста

Воля – это сознательное и преднамеренное управление поведением и деятельностью человека (Ильин Е. П.).

Воля – это наличие устойчивых и осознанных желаний и мотивов поведения.

Произвольность – это способность владеть собой, своей внешней и внутренней деятельностью (Смирнова Е. О.).

Публикация «Игры с правилами как средство развития произвольности поведения у детей старшего дошкольного возраста,» размещена в разделах

Под произвольным поведением понимаем поведение ребенка, осуществляемое в соответствии с образцом (независимо от того, дан ли он в форме действий другого человека или в форме правила) и контролируемое путем сопоставления с этим образцом как с эталоном. Произвольность рассматривается как одна из форм волевого поведения, возможность управления им в соответствии с норами и правилами. Таким образом, произвольное поведение связано со способностью отказаться при необходимости оттого, что непосредственно привлекает, и действовать в соответствии с поставленной целью.

По определению А. В. Запорожца, характер поведения детей существенно отличается в случае, когда ребенок действует в условиях игры или при наличии игровой мотивации, в отличие от условий прямого задания. В своем исследовании он пишет: «Игра представляет собой первую доступную для дошкольника форму деятельности, которая предполагает сознательное воспроизведение и усовершенствование новых движений».

На протяжении дошкольного детства в развитии воли происходят существенные изменения: поведение ребенка становится все более произвольным, обдуманные действия начинают преобладать над импульсивными. Ребенок приобретает способность к преодолению препятствий, освобождается от случайной внешней зависимости. Адекватно ведет себя не только в условиях, когда он ждет награды или наказания, но и на основе внутренних побуждений — данного слова, обещания, какого-то правила. Зарождаются и формируются такие черты личности, как настойчивость и самостоятельность в достижении цели, умение преодолевать трудности, чувство долга по отношению к окружающим. Таким образом, к концу дошкольного возраста ребенок приобретает возможность адекватно вести себя на основе внутренних побуждений, а не только в условиях ожидания какого-либо поощрения со стороны взрослых или сверстников. На этой основе возникает соподчинение мотивов. В старшем дошкольном возрасте произвольность становится одной из форм волевого поведения, новой качественной характеристикой саморегуляции поведения и деятельности. К концу дошкольного возраста у детей складывается произвольность в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения со взрослыми.

Итак, в развитии произвольности в старшем дошкольном возрасте большое значение отводится игре. Правила, которые являются составной частью дидактических и подвижных игр, позволяют ребенку осознавать, контролировать и оценивать свои действия. В играх с правилами ребенок учится управлять своим поведением в соответствии с определенными представлениями, требованиями, нормами.

С целью повышения уровня развития произвольности посредством игровой деятельности можно предложить следующие методические рекомендации для воспитателей по работе в данном направлении:

— развивать произвольность детей во всех видах деятельности;

— осуществлять дифференцированный и индивидуальный подход к детям в зависимости от уровня развития произвольности поведения и с учетом их индивидуально-психологических особенностей;

— осуществлять систематический контроль за развитием произвольности у детей (совместно с психологической службой в ДОУ);

— систематически работать по развитию произвольности на занятиях, в свободном общении, во всех режимных моментах; в системную работу по развитию произвольного поведения детей целенаправленно включать игры с правилами.

Для развития внимания в старшем дошкольном возрасте в играх с правилами воспитателю необходимо:

— активизировать состязательные отношения между партнерами в игре для достижения выигрыша, побуждать детей к соблюдению правил в процессе игры, продолжать формировать отношение к правилам игры как обязательным для всех участников;

— в совместной игре с детьми формировать умение распределять и выполнять различные функции в играх с разными типами взаимодействия, подчиняться справедливому распределению функций (результатам установления очередности, жребия, взаимно контролировать действия в игре;

— организовывать с детьми подвижные игры разной сложности с элементами соревнования в ловкости, быстроте («Успей пробежать», «Перебежки», «Попади в обруч»); поддерживать желание детей совершенствовать необходимые для совместной игры двигательные навыки в индивидуальных играх-упражнениях (с мячами, скакалками, обручами и т. п.);

— предлагать детям небольшими группами по 3—6 человек самостоятельно организовывать знакомые им подвижные игры («Море волнуется», «Прятки», «Сделай фигуру», «Пустое место», «Серсо»);

— организовывать настольные и словесные игры с правилами, участвуя в них как детский партнер, поощрять самостоятельную организацию детьми настольных и словесных игр с правилами в небольших подгруппах (2—4 чел.);

— учить детей играм с правилами, требующими определенных знаний, умений, навыков (шашки, домино, «Скажи наоборот» и т. п.);

— предлагать разнообразные игры «на удачу» (лото, гусек).

Данные рекомендации, на наш взгляд, позволят повысить эффективность работы по развитию произвольного поведения старших дошкольников, используя различные виды игр с правилами.

Дидактические игры как средство развития произвольности поведения детей в дошкольном возрастеДидактические игры в дошкольном образовании используются как средство умственного развития ребенка. Данный вид игр с правилами имеет большой потенциал для развития произвольности психических процессов, а это важно в аспекте последующего школьного обучения. К старшему дошкольному возрасту повышается уровень самостоятельности детей в дидактических играх, дети регулируют свое поведение в соответствии с предлагаемыми правилами. При этом у ребенка идет развитие произвольности по двум основным направлениям: во-первых, выполнение обучающего правила предполагает проявление волевых умственных усилий; во-вторых, выполнение организационных и дисциплинарных правил предполагает применение со стороны ребенка умения действовать в коллективе сверстников подчиняясь общим требованиям со стороны взрослого. К старшему возрасту дети учатся контролировать и оценивать выполнение правила, не только по отношению к сверстникам, но и относительно самого себя. Таким образом, дидактические игры способствую освоению детьми основных компонентов учебной деятельности, что является необходимым условием дальнейшего обучения в школе.

Игра «Геометрические фигуры»Цель: развитие у ребенка внимания, восприятия формы геометрических фигур.

Материал: три «полянки» - круг, квадрат, треугольник; круги, квадраты, треугольники основных цветов (красного, желтого, синего, зеленого цветов,

Покажите ребенку набор карточек с изображением разноцветных геометрических фигур. Положите перед ним круг, квадрат, треугольник и скажите ему: «Сюда положи все круги, сюда - все треугольники, а сюда - все квадраты».

Игра «Разноцветные полянки»Цель: развитие у ребенка внимания, восприятия цвета.

Материал: четыре «полянки» (квадраты из картона размером таких же цветов, полоски основных цветов (красного, желтого, синего, зеленого цветов).

Взрослый раскладывает «полянки» на столе. Затем следует задание рассортировать полоски по цвету. Первую «четверку» сортирует взрослый, остальные по образцу - ребенок. Если ребенок затрудняется, допускает ошибки, взрослый помогает, контролирует процесс.

Игра «Разрезные картинки»Цель: развитие у ребенка целостных образов предметов окружающего мира.

Материал. Цветные картинки, разрезанные на несколько частей. Для 3—4 —летних детей используют картинки, разрезанные на 2—4 части, а для 4—6 —летних — картинки, разрезанные на 4—6 частей.

Описание. Посмотри внимательно на эти карточки. Как ты думаешь, что это такое? Какой предмет на них изображен? А теперь сложи эти карточки так, чтобы получился названный тобой предмет.

Ребенку по очереди предъявляют разрезанные изображения предметов — от более простых к сложным. Карточки раскладывают хаотически, чтобы затруднить восприятие. Картинку предлагают собрать после того, как узнан нарисованный предмет. Если ребенок не может определить, что именно нарисовано на разрезанных картинках, возможна помощь взрослого, который обращает внимание на наиболее характерную деталь. Если изображение не узнано то ребенку, предлагают начать собирать картинку, после взрослый еще раз спрашивает ребенка, узнал ли он изображенный предмет.

Игра «Поиграем с предметами»Цель: развитие внимания, его объема, устойчивости, концентрации, развитие зрительной памяти.

Описание игры: Ведущий выбирает 7-10 небольших предметов.

1. Положить предметы в ряд и прикрыть их чем-нибудь. Приоткрыв их секунд на 10, снова закрыть и предложить ребенку перечислить все предметы.

2. Снова ненадолго показать ребенку предметы и спросить его, в какой последовательности они лежали.

3. Поменяв местами два предмета, показать снова все предметы на 10 секунд. Предложить ребенку уловить, какие два предмета переложены.

4. Не глядя больше на предметы, сказать, какого цвета каждый из них.

5. Положив один на другой несколько предметов, попросить ребенка перечислить их подряд снизу вверх, а затем сверху вниз.

6. Разбить предметы на группы по 2-4 предмета. Ребенок должен назвать эти группы.

Комментарий: Эти задания можно и дальше варьировать. Начинать можно с небольшого количества предметов (сколько ребенок в состоянии запомнить, будет видно уже по первому заданию, увеличивая в дальнейшем их количество и манипуляции.

Игра «Найди игрушку»Цель: развитие внимания, восприятия и памяти.

Количество играющих: два и более.

Необходимые приспособления: игрушки.

Описание игры: в комнате расставляют игрушки (до 10 штук, затем выбирают ведущего. Ведущий загадывает какую-либо игрушку и начинает ее описывать. Задача ребенка - задавать вопросы, которые помогут прояснить, что это за игрушка, а затем найти ее. Нашедший становится ведущим и описывает следующую игрушку.

Комментарий: перед началом игры ребенок должен внимательно рассмотреть все игрушки вместе со взрослым, который в описании обращает внимание на характерные отличия игрушек друг от друга. Немало важным также является указание на второстепенные малозаметные детали, например бантик у куклы или пуговка на комбинезончике у мишки.

Игра «Слепые фотографы» (М. Сигимова)Цель: развитие внимания, памяти, тактильной чувствительности.

Количество играющих: трое или более.

Описание игры: ребенку предлагают запомнить («сфотографировать») несколько предметов и их расположение, а после этого завязывают ему глаза и перемешивают предметы. Играющий должен на ощупь определить предметы и расставить их так же, как они лежали.

Комментарий: эта игра направлена на развитие мелкой моторики или, другими словами, чувствительности и умелости пальцев рук детей, которая на уровне мозговых структур непосредственно связана с интеллектом. Поэтому такие игры должны занимать одно из основных мест в работе с дошкольниками.

Игра «"Да" и "Нет" не говори».Цель: развитие внимательности, быстроты переключения и распределения внимания, произвольности речевого общения.

Описание игры: Водящий, задает вопрос, на который дети должны ответить. В ответах не должно быть слов: «да», «нет». Чем хитрее вопросы, тем интереснее игра. Например:

Ты любишь конфеты?

Солнце желтого цвета?

Ты любишь лето?

Ты любишь кататься на санках?

Трава зеленого цвета? Небо желтого цвета?

Ты любишь, когда тебе читают сказки?

Ты любишь смотреть мультфильмы?

Ты хочешь остаться еще на год в детском саду?

Ты любишь гулять?

Ты хочешь учиться?

Ты любишь болеть?

Ты любишь играть?

Ты сейчас спишь?

Ночью солнышко светит?

Ты любишь ходить к врачу?

Доктор стрижет детей?

Коровы умеют летать?

Тебя зовут. (неверное имя?

Зимой бывает жарко?

Ты ходишь на работу?

Конфеты бывают горькими?

Трава белого цвета?

Парикмахер лечит детей?

Твой папа играет в куклы?

Игра «Говори!» (Е. Лютова, Г. Монина)Цель: развитие внимания и произвольности, контроль импульсивности.

Необходимые приспособления: мячик.

Описание игры: взрослый предлагает детям сыграть в игру в вопросы и ответы, но предупреждает, что отвечать на вопросы можно только после слова «Говори!». После вопроса бросить мяч, обязательно сделать паузу и лишь потом сказать «Говори!». Вопросы могут быть любыми, например:

«Какие времена годы ты знаешь?» … «Говори!»

«Какое сейчас время года?» … «Говори!»

«Какой сегодня день недели?» … «Говори!»

«Какой сейчас месяц?» … «Говори!»

«Сколько дней в неделе?». «Говори!»

«Сколько дней в году?» … «Говори!»

«Какого Цвета у тебя кофта?» … «Говори!»

«Какого Цвета Столы в группе?» … «Говори!» - и т. д.

Комментарий: Включение в игру мячика усложняет ее, но и делает более интересной. В связи с тем, что импульсивность преобладает в поведении детей-дошкольников, им трудно, поймав мячик, не ответить сразу.

Подвижные игры как средство развития произвольности поведения детей старшего дошкольного возраста

Подвижные игры как вид игры с правилами предполагают проявление саморегуляции деятельности со стороны ребенка. Любая из игр данного вида имеет цель, которую дети должны принять или даже самостоятельно сформулировать. Для выполнения этой цели ребенок должен преодолеть определенные трудности на основе волевых усилий. При этом любая подвижная игра оказывает положительное влияние на эмоциональную сферу ребенка. Ребенок испытывает ситуацию успеха, формируется умение работать в коллективе и подчиняться общим правилам и требованиям.

Игра «Делаем зарядку»Цель: развитие внимания, элементов логического мышления, регуляции движений собственного тела.

Количество играющих: от 1-го и более.

Необходимые приспособления: рисунки 20х30 см со схематичным изображением человечков.

Описание игры: ребенку показывают по очереди рисунки, он должен посмотреть на них и принять такую же позу, какая изображена на картинке. После этого можно провести «зарядку»: ребенку показывают картинки, а он должен выполнять движения, которые на них нарисованы, до тех пор, пока ему не покажут новую картинку.

Комментарий: Игра учит ребенка пользоваться схемами, моделями.

Задачу можно усложнить: если игра проводится систематически, ребенок легко запомнит, под каким номером какая картинка. Поэтому взрослый может давать определенное количество звуковых сигналов для смены движений.

Игра «Скульптура и глина»Цель: осознание языка собственного тела.

Описание игры: Дети разбиваются на пары. Один из них - скульптор, другой -глина. Скульптор должен придать «глине» форму (позу, какую захочет. «Глина» податлива, расслаблена, «принимает» форму, которую ей придают. Законченная скульптура застывает. Скульптор дает ей название. Затем они меняются местами. Детям не разрешается переговариваться.

Вариант. «Застывшая» глиняная фигурка может ожить и произвести характерные для своего «прототипа» движения.

Игра «Улитка» (Н. Кряжева)Цель: развитие выдержки и самоконтроля.

Описание игры. Дети становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее оговоренному месту, причем нельзя останавливаться и разворачиваться. Побеждает пришедший к финишу последним.

Чтобы выполнить правила этой игры, детям требуется приложить немало усилий, так как они активны и подвижны.

Игра «Кричалки – шепталки – молчалки» (Н. Шевцова)Цель: развитие восприятия, произвольности поведения.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: силуэты ладони, вырезанные из картона красного, желтого и синего цвета.

Описание игры: изображения ладоней - это сигналы, которым должны подчиняться дети: красная ладонь _ «кричалка», она означает, что можно кричать и бегать; желтая ладонь - «шепталка», она разрешает тихо разговаривать и ходить; синяя - «молчалка», сигнализирует о том, что нужно замереть на месте или лечь и замолчать. Сигналы подаются без системы, но заканчивать игру необходимо синей ладонью.

Комментарий: В работе с расторможенными детьми «кричалку» лучше использовать реже, чем «шепталку» или «молчалку».

Игра «Слушай хлопки» (М. Чистякова) или аисты - лягушки. Цель: развитие внимания, произвольности поведения (контроль двигательной активности).

Описание игры: дети свободно передвигается по комнате, но по хлопку ведущего они должены остановиться и превратиться в аиста (поднять одну ногу, руки в стороны, на два хлопка они должены отреагировать превращением в лягушку (присесть, пятки вместе, носки врозь, между носками руки). Три хлопка разрешают снова двигаться свободно.

Комментарий: игра помогает в развитии произвольного внимания, умения быстро переключаться с одного вида действий на другой.

Игра «Танец шляпы»Цель: развитие внимания, моторной координации.

Количество играющих: от 3-х и более.

Необходимые приспособления: шляпа, аудиокассета с записью музыкального произведения.

Описание игры: дети садятся в круг, при первых же звуках музыки они начинают передавать шляпу, надевая ее на голову соседа. Когда музыка прервется, участник, на голове которого оказалась шляпа, должен показать какое-нибудь движение, а все остальные дети - повторить его. Затем игра продолжается.

Комментарий: в этой игре шляпа по сути является «отвлекающим маневром», так как дети с удовольствием стараются нарядить соседа, забывая про музыку. Если дети стесняются по одному выполнять движения, можно предложить ребенку, на котором остановилась музыка, выбрать себе партнера и станцевать с ним.

Игра «Замри» (М. И. Чистякова)Цель: развитие внимания и памяти.

Количество играющих: 3 и более.

Описание игры: Дети прыгают в такт музыке (ноги в стороны — вместе, сопровождая прыжки хлопками над головой и по бедрам). Внезапно музыка обрывается. Играющие должны застыть в позе, на которую пришлась остановка музыки. Если кому-то из участников это не удалось, он выбывает из игры. Снова звучит музыка — оставшиеся продолжают выполнять движения. Играют до тех пор, пока в круге ни останется лишь один играющий.

Игра «Дотронься до.»Цель: развитие внимания, быстроты реакции, закрепление знаний об эталонах цвета.

Количество играющих: 3 и более.

Описание игры: выбирают ведущего. Ведущий кричит: «Дотронься до. (и называет какой-нибудь цвет)», - а затем дети должны как можно быстрее найти в одежде друг друга этот цвет и дотронуться до него. Тот, кто не успел, становится ведущим. Взрослый следит, чтобы все дети принимали участие в игре.

Комментарий: после того как дети найдут источник нужного цвета, взрослый командой «Замри!» оставляет их на одном месте и проверяет правильность выполнения задания.

Игра «Давайте поздороваемся»Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.

Количество играющих: 3 и более.

Описание игры: Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути (а возможно, что кто-либо из детей будет специально стремиться поздороваться именно с тем, кто обычно не обращает на него внимания). Здороваться надо определенным образом:

1 хлопок — здороваемся за руку;

2 хлопка — здороваемся плечиками;

3 хлопка — здороваемся спинками. Разнообразие тактильных ощущений, сопутствующих проведению этой игры, даст гиперактивному ребенку возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение. Смена партнеров по игре поможет избавиться от ощущения отчужденности. Для полноты тактильных ощущений желательно ввести запрет на разговоры во время этой игры.

Физкультурная минутка.

Для выполнения упражнений необходимо внимательно слушать задание и смотреть на карточки, демонстрируемые психологом.

• До пяти считаем, гирю выжимаем.

• Сколько клеток до черты, столько раз подпрыгни ты.

• Сколько точек будет в круге, столько раз поднимем руки.

• Сколько елочек зеленых, столько выполним наклонов.

• Приседаем столько раз, сколько бабочек у нас.

Игра «Четыре стихии»Цель: развитие внимания.

Количество играющих: от 3-х детей.

Описание игры: дети садятся в круг. Ведущий предлагает им при слове «земля» опустить руки вниз, при слове «вода» - вытянуть вперед, при слове «воздух» - поднять вверх, при слове «огонь» - вращать кистями. Ошибившийся выходит из игры.

Комментарий: взрослый принимает активное участие в игре. После того как дети освоили движения, взрослый может специально сбивать детей, допуская ошибки. Например, сказать: «Воздух!» - а показать движение «земли».

Игра «Головомяч» (К. Фопель)Цель: развитие навыков сотрудничества в парах или тройках.

Количество играющих: любое четное.

Необходимые приспособления: мяч для каждой пары детей.

Описание игры: дети ложатся на живот, на пол парами, так, чтобы головы оказались рядом. Точно между головами нужно положить мяч. Цель игры - встать, не уронив мяч. Мяч нельзя трогать руками!

Усложнить игру можно, предложив поднимать мяч втроем.

Комментарий: игра достаточно трудна для дошкольников, еще не обладающих хорошо развитой координацией. Но, тем не менее, она интересна как возможность достичь определенного результата совместными усилиями. Исходное положение, из которого начинается игра, можно менять в зависимости от уровня развития навыков детей.

Игра «Внимательные руки»Цель: развитие произвольного внимания, слухового восприятия.

Количество играющих: два или более.

Описание игры: взрослый читает слова, а дети должны поднять правую руку, если в слове есть буква «И», и левую руку, если есть буква «Й». Если таких букв в слове нет, руки лежат на коленях.

Брат, сестричка, монитор, йод, каймак, офис, работа, сайка, животное, тигр, петух, игра, ларек, собака, стена, шкаф, войлок, калитка, синоптик, ласточка, воин, учитель, веселый, клякса, канарейка, картина, улей, пастила, мармелад, койка, балалайка, уклейка, садик, цветок, история, жалейка, опера, музей, курица, дискотека, маленький, открытка, часики, радио, майка, умница.

Публикации по теме:

Бисероплетение как средство сенсорного развития рук детей старшего дошкольного возраста Бисероплетение - это способ создания художественных изображений из различных бусинок, фигур, нанизанных на леску или вышитые на полотне.

«Игры с правилами как средство произвольности поведения детей» Игры с правилами как средство произвольности поведения детей К. Г. Мерзлякова Муниципальное казённое дошкольно бразовательное учреждение.

«Музыкально-дидактические игры как средство развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста». Семинар Добрый день уважаемые коллеги! Тема семинара звучит так: "Музыкально-дидактические игры, как средство развития музыкальных способностей.

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Подготовила:.

Дидактическая игра как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста В развитии словаря огромное значение имеют игры с дидактическими и образными игрушками, через которые в памяти детей закрепляется знание.

Игра как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста Принято называть игру «спутником детства». У детей дошкольного возраста она составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая.

Игры для развития внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Игры для развития внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Внимание – это сосредоточенность сознания.

Настольные игры с правилами как средство коммуникативного взаимодействия и познавательного развития детей Сегодняшнее методическое объединение посвящено определению условий для развития коммуникативных взаимодействий и познавательной активности.

Развивающие игры как средство развития элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся.

Детский дизайн, как средство развития творчества у детей старшего дошкольного возраста «Детский дизайн, как средство развития творчества у детей старшего дошкольного возраста». Это правда! Ну чего же тут скрывать? Дети любят,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с правилами как средство развития произвольности поведения у детей старшего дошкольного возраста.
Опубликовано: 23 августа 2016 в 16:23
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры с правилами как средство развития произвольности поведения у детей старшего дошкольного возраста.» (включая файлы) размещена пользователем Каюмова Анна Михайловна (УИ 477224) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД