Папки-передвижки

Игры с водой и песком и руководство ими (Часть 2)

Валентина Барсук
Игры с водой и песком и руководство ими (Часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы

Как показывает исследование А. А. Венгер, наиболее высокие результаты в развитии умственной активности у маленьких детей достигаются также тогда, когда «не только демонстрируются соответствующие явления, но и дается словесное их объяснение».

Воспитателю нужно помнить о важной роли слова, и, где это необходимо, следует сопровождать словом действия играющих и свои собственные действия. Но слово помогает лишь при наличии чувственных впечатлений, собственного опыта ребенка. Слово, присоединенное к чувственному впечатлению, дает направление целому ряду тождественных впечатлений, приводит их в систему. Воспитание у детей навыков действования с материалами и осознание их качеств происходит по-разному. Для установления таких качеств, как вода «теплая», «холодная», «чистая», всем детям было достаточно одной игры с теплой и холодной водой (игра — купание голышек). Различение плавающих игрушек и тонущих носило более длительный характер. После 2—3 игр большинство детей, когда их просили поиграть только с теми игрушками, которые плавают (или лежат на дне, правильно отбирали игрушки. На вопрос «Скажи, какие игрушки ты купаешь?» — дети правильно отвечали (те, которые плавают) после 4 и 6 игр (те, которые лежат на дне). Объяснения «тяжелый» (лежит на дне) дети дают после 7 игр, а «легкий» (плавает) — после 9 игр.

Публикация «Игры с водой и песком и руководство ими (Часть 2)» размещена в разделах

Значительно быстрее дети ориентируются в играх с песком. Так, для большинства детей достаточно 4—5 игр, чтобы они правильно различали и называли качество песка. Для установления последовательности действий потребовалось 6—7 игр.

Игры с песком и водой организуются в разные периоды дня по-разному. Утром, до завтрака, когда воспитатель занят приемом детей, беседами с родителями, подготовкой к завтраку, дети играют самостоятельно: формуют пирожки, пересыпают песок, делают «печатки» и т. д. Так как дети играют в этот период в одном общем месте и без надлежащего участия воспитателя, песок и воду им следует давать только тогда, когда дети уже умеют целенаправленно действовать с игрушками и знают правила поведения в таких играх.

Но и в этих случаях воспитатель должен помнить о том, чтобы одни и те же дети долго не стояли у песочных ящиков или не сидели на корточках в песочных двориках, так как это вредно для здоровья ребенка (грудная клетка сдавливается, затрудняя дыхание, позвоночник находится в согнутом положении).

Самым благоприятным периодом, когда воспитатель может постоянно руководить этими играми, будет время прогулки на воздухе и время после сна.

Развивая детские игры, всегда надо иметь в виду разные возможности детей. Одним долгое время доставляет удовольствие процесс формовки пирожков, другим (они уже умеют делать пирожки) хочется построить домик для зайки, детский сад, гараж. Детям, не вполне владеющим лопаткой и до конца не исчерпывающим игр с этими игрушками, воспитатель помогает усвоить разнообразные действия: он показывает, как насыпать песок в форму, как правильно ее заполнить, красиво формовать пирожки и т. д. Хорошие результаты дает привлечение детей к игре путем предложения даже самого простого сюжета: печение хлебцев, пирожков, булочек, изготовление конфет, мороженого и т. д. Детям, овладевшим этими простейшими действиями, даются сюжетные игрушки (курочка с цыплятами, утка с утятами, резиновые куколки) и предлагается построить дворик для курочки с цыплятами, садик для кукол, покатать кукол на лодке и т. д. Для таких игр очень удобны выпиленные из фанеры силуэты на подставках: курочка с цыплятами, утка с утятами, домашние животные.

Здесь дети еще не строят объемных построек и играют на небольшом пространстве. Они осваивают приемы обращения с материалами (делают ровную дорожку, втыкают прутики, сгребают песок в кучку, роют ямки и т. д.) и правила поведения (не бросаться песком, не отнимать друг у друга игрушек, не брызгаться и т. д.).

Заинтересованность играми с водой поддерживается добавлением новых игрушек из разного материала, с различными, иногда неожиданными для детей свойствами (например, резиновые звучащие игрушки).

Значимость развития таких игр неоспорима. В них, как указывал А. С. Макаренко, воспитывается творческая рабочая фантазия, которая является источником созидательной деятельности. Чтобы развить игру и перевести ее от знакомства с вещами к созидательной деятельности, требуется также постоянное руководство ею со стороны взрослого.

Если в простейших играх воспитатель мог ограничиться ознакомлением детей со свойствами материалов, показом отдельных действий и индивидуальной игрой, то при переходе к строительно-сюжетным играм с материалами изменяется и характер показа, и форма организации совместной игры.

Строительно-сюжетные игры нуждаются в более совершенных, разнообразных действиях. Даже при постройке самого простого домика ребенок должен уметь по-разному действовать лопаткой (при сгребании песка, уплотнении, делании двери, окон, он должен уметь ориентироваться в свойствах и качествах материалов, в расположении своей постройки среди построек других детей.

Важной задачей педагогического руководства в развитии строительно-сюжетных игр является воспитание у малышей умения совместно играть.

Наиболее благоприятным для развертывания коллективных игр надо считать летний период. Неограниченное количество песка позволяет детям строить на большом пространстве. Поэтому, кроме песочных столов, следует устроить и песочные дворики для малышей.

Для развития содержательной игры достаточно того, чтобы дети в течение игры смогли построить две-три постройки. Вначале воспитатель может предложить детям построить из песка домики для кукол. По ходу игры нужно показать, как сгребать песок в ровные кучки, как прихлопывать его лопаткой, чтобы домики не обваливались, как сделать дверь, окна. Играя с группой в 4—5 детей, воспитатель всегда может узнать, как овладели они простейшими действиями и как их применяют в новых условиях, и вовремя помочь каждому ребенку овладеть этими действиями.

Для поддержания интереса к игре можно использовать разноцветные флажки, куколки. Дети украшают флажками домики, устраивают «праздник», куклы ходят гулять с флажками, дети им поют песни. Игра на большом пространстве, введение игрового замысла вызывают желание поиграть у других детей: число играющих возрастает. Игра «Постройка домиков» может продолжаться в нескольких вариантах, и интерес к ней у детей не должен пропадать. Это достигается внесением новых игрушек. Сочетание старого (повторная постройка домиков) с новым (например, к куклам добавляются домашние животные) придает игре новизну, способствует возникновению новых игровых замыслов, а следовательно, и помогает объединению детей.

В этом отношении очень показательна постройка «гаража для машин». Строя один общий гараж, дети внимательнее относятся к постройке, стараются сделать ее более прочной и красивой.

Оживленно проходят и игры с водой.

В настоящее время допускаются серьезные недостатки в руководстве играми с песком и водой в связи с тем, что используется лишь одна сторона развития игры — сюжетно-строительная. Познание ребенком качеств материала остается в стороне, без специального руководства.

В действительности игры с песком и водой состоят из двух одинаковых по значению элементов: экспериментирования, в ходе которого ребенок чувственным путем познает качества материалов, и сюжетно-строительного. Для маленького ребенка они имеют самостоятельное значение.

Слово взрослого занимает особое место в руководстве игрой. Сопровождая показ, слово расширяет понимание, вносит последовательность в действия ребенка, включаясь в чувственное восприятие, оно помогает ребенку глубже осознать приобретаемый в игре опыт. Использование процесса манипулирования материалом для получения ребенком конкретных представлений дает возможность переходить к сюжетно-строительной игре, в которой каждый ребенок, имея разнообразный игровой опыт, сможет выполнить свой замысел.

У детей младшего дошкольного возраста складывается первый опыт игры. Воспитатель младших групп осуществляет в ходе игры важные педагогические задачи: воспитание устойчивости поведения детей, активности, общительности, доброжелательного отношения к товарищам.

Важным условием развития игры детей младших групп является игрушка. Под влиянием игрушки они находят содержание игры, привлекают жизненный опыт для расширения ее сюжета, что содействует развитию воображения, инициативы. Игра с игрушкой побуждает детей к общению, приучает согласовывать свои действия с действиями и желаниями своих товарищей.

В младших группах формируются первые строительные игры. Их содержание тесно связано с ролевой игрой. Опыт строительных игр у детей складывается под влиянием показа воспитателем приемов стройки и путей использования постройки в игре с игрушками. Одной из любимых игр детей 3—4 лет является игра с песком и водой, руководя которой, воспитатель разрешает важные задачи сенсорного воспитания.

В. Г. Нечаева, Е. И. Корзакова. "Строительные игры в детском саду" Издательство «Просвещение», М., 1966 г.

Публикации по теме:

Игры с песком и водой для первой младшей группы Игра «Водичка - водичка». Игровые задачи: использовать игру с водой для оздоровления малышей, подчеркнуть целительные свойства воды; закрепить.

Картотека игр и опытов с водой и песком «ВОДА». Знакомство с водой «Вода льется». Цель: Познакомить детей с тем, что вода льется, мы выпускаем воду, и она течет. Вода чистая, прозрачная.

Роль игры в жизни дошкольника. Руководство игрой Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива.

Лаборатория для игр с песком и водой на летнем участкеЛаборатория для игр с песком и водой на летнем участке Дети любознательны от природы. У них высокая познавательная активность. Сейчас большую часть времени проводим на прогулке, трудно не заметить,.

Методическое руководство по использованию дидактической игры «Выгляни в окошко»Методическое руководство по использованию дидактической игры «Выгляни в окошко» Для чего нужна игра: -на занятиях; -для индивидуальной деятельности; -для театрализованной деятельности. Цель: развивать логическое мышление,.

Научные эксперименты с воздухом, водой, песком в детском саду ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ВОЗДУХОМ Проводила несколько экспериментов с воздухом. Сначала рассказала о том, что все люди вдыхают воздух, что его нельзя.

Перспективный план игр-экспериментирований с водой, песком и камнями ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ИГР - ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЙ С ВОДОЙ, ПЕСКОМ И КАМНЯМИ (группа раннего возраста) Месяц Название игры Задачи Методы и приемы.

Перспективный план игр-экспериментов с песком и водой в первой младшей группе МКДОУ «Чесменский детский сад «Солнышко» Перспективный план игр – экспериментов с песком и водой в 1–младшей группе Составил: воспитатель.

Презентация «Игры с песком и водой для детей младшего дошкольного возраста» Горсть золотистого песка туда вольётся дивной сказкой. Игрушек маленький набор возьмём в игру. Подобно богу мы создадим свой мир чудес,.

Проектно-исследовательская деятельность детей раннего возраста с водой и песком Проектно-исследовательская деятельности детей раннего возраста с водой и песком, Цель Формирование умения экспериментировать через знакомство.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с водой и песком и руководство ими (Часть 2)
Опубликовано: 19 февраля 2018 в 10:07
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры с водой и песком и руководство ими (Часть 2)» (включая файлы) размещена пользователем Валентина Барсук (УИ 1244789) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД