Получи документы

Игры со словами для развития речи дошкольников

ТАТЬЯНА ДУДОРОВА
Игры со словами для развития речи дошкольников

Родное слово-основа всякого умственного

развития и сокровищница всех знаний.

К. Д. Ушинский.

Овладение речью – важный этап в жизни ребё нка: речь необходима для общения со взрослыми и сверстниками, для формирования его интеллектуальной и волевой сферы. В возрасте 4-5 лет многие дети играют со словами,звуками, сочиняют короткие стихи. Ребёнок активно усваивает языковую действительность, познаёт правила и нормы,овладевает ими в процессе практического пользования языком. Овладевая языком, ребёнок учится речетворчеству и усваивает устойчивые традиции родного языка, что является условием его социализации. Слово - основная единица языка. Овладеть словообразованием, словоизменением - значит овладеть языком. Продуманная система игр и упражнений позволяет педагогам расширить словарный запас детей, познакомить их с новыми словами и закрепить их в речи. Игры и упражнения со словами помогают детям приобрести не только умения,но и устойчивые навыки грамматически правильного использования в речи существительных, прилагательных, глаголов, наречий. Дети очень любят игры со словом, им интересно заниматься словотворчеством. Результат- умения и навыки детей владеть словом- будет достигнут в том случае, если игры проводятся воспитателем ежедневно, если педагог предлагает дошкольникам те игры, которые соответствуют их возрасту и индивидуальным особенностям.

Публикация «Игры со словами для развития речи дошкольников» размещена в разделах

Система игр и упражнений

(системные связи слова : тематические, родовидовые, антонимические) :

*Игра «Разложи картинки»

Цель: Учить детей классифицировать предметы по определённым признакам.

Краткий ход: Детям раздаются картинки.

Например: овощи и фрукты; домашние и дикие животные; птицы и насекомые; домашние и дикие птицы; посуда и мебель.

*Игра «Разложи картинки по сходству»

Цель: Учить детей классифицировать предметы по определённым

признакам и сходству.

Краткий ход: На доске картинки: овца, дерево, корова, колос.

У детей картинки: свитер, шарф, варежки,вязаная шапка и др.

Дети подходят к доске и соотносят свои картинки с теми, которые представлены на доске, и дают объяснение, почему они их так разложили.

Корова: масло, молоко, сметана, кефир, сыр.

Овца: шапка, шарф, свитер, варежки, кофта.

Дерево: дуб, берёза, лопата, забор, скамейка.

Колос: хлеб, печенье, батон, сушки, бублик

.

*Игра «Пара к паре»

Цель: Учить детей быстро подбирать слова, которые по смыслу подходят к названному воспитателем слову.

Краткий ход: Дети подбирают слова, которое подходят к слову, которое назвал воспитатель.

Воспитатель-ребёнок

Яблоко- Фрукт

Машина- Мотор

Ромашка- Клумба

Лодка-Парус

Лейка- Вода

* Игра: «Каким будет четвёртое слово»

Цель: Учить детей подбирать слова по смыслу.

Краткий ход: Воспитатель подбирает пару слов, а ребёнок по аналогии слово ко второй паре.

Человек-ребёнок; собака- (щенок)

Гвоздь- молоток ; шуруп- (отвёртка)

Дом-крыша; книга- (обложка)

Птица-яйцо; растение – (семя)

Зерно- амбар ; деньги - (кошелёк)

*Игра «Назови лишнее слово»

Цель: Учить детей слушать, выделять в цепочке слов лишнее.

Краткий ход: Воспитатель медленно и чётко произносит слова.

.Лишнее слово среди существительных:

-кукла, мяч, песок,юла, ведёрко;

-стол, шкаф, ковёр, кресло, диван;

-лошадь, корова, олень, баран;

-зима, осень, апрель, лето, весна;

-море, река, пруд, мост, озеро;

-Саша, Оля, Ира, Иванова, Настя.

.Лишнее слово среди прилагательных:

-храбрый, звонкий, смелый, отважный;

-красный, зелёный, деревянный, синий;

- крепкий, прочный, надёжный, далёкий;

.Лишнее слово среди глаголов :

-пришёл, вбежал, явился, смотреть;

-подошёл, вошёл, подбежал;

-прыгает, скачет, сидит, бежит;

*Игра «Назови одним словом»

Цель: Учить детей классифицировать названные предметы по родовому сходству.

Краткий ход : Дети вслед за воспитателем предлагают ряд однородных

предметов,а затем называют их одним словом.

Вариант 1

Пример1

Воспитатель: Мама в вазу положила яблоки. Что ещё?

Дети: Виноград, сливы, груши,и т. д.

Воспитатель: Как назвать одним словом то,что мама положила в вазу?

Дети: Фрукты.

Пример 2

Воспитатель: Катя поливала на грядке морковку,Что ещё ?

Дети: Огурцы, капусту, помидоры, свёклу и т. д.

Воспитатель: Что поливала Катя?

Дети: Овощи.

Пример 3

Воспитатель: Машенька пошла в лес собирать малину, чернику, землянику.

Что собирала Маша в лесу?

Дети: Маша собирала в лесу ягоды.

Вариант 2

Краткий ход: Воспитатель произносит от трёх до пяти слов и предлагает назвать их одним словом. Слова : корова, кошка, собака, лошадь.

Дети: домашние животные.

*Игра «Что из чего состоит»

Цель: Учит детей устанавливать связь между словами по признаку «целое-часть».

Вариант 1

Дерево- ствол, корни, ветки, листья, плоды.

Машина- колёса, кабина, багажник, фары, дверцы, сиденье, руль, педали.

Платье- подол, рукав, воротник, карманы, петельки, пуговицы.

Вариант 2

Краткий ход:

Дети по названным частям определяют предмет.

Воспитатель: У этого предмета есть сиденье, четыре ножки, спинка.

Дети: Это стул.

*Игра «Отгадай предмет»

Цель: Учить детей определять предмет по его признакам.

Вариант 1

Загадки воспитателя.

.Это предмет, на котором можно сидеть. (Скамейка, стул, диван, кресло.)

.Это предмет,из которого можно пить. (Кружка, чашка, стакан.)

Поскольку дети называют разные предметы,воспитатель предлагает добавить детали в описание предмета.

Например: Это предмет, на котором можно сидеть, у него есть спинка и четыре ножки. - Это стул.

Вариант 2

Загадки детей

.Это красный, красивый, но колючий цветок. (Роза)

.Растёт на грядке, виден зелёный хвостик, а в земле оранжевое

туловище. (Морковка.)

.У этого предмета есть два колеса, педали,сиденье, руль, на нём можно кататься детям. (Велосипед.)

Дети учатся называть характерные признаки предмета, его внешние признаки, свойства, а в некоторых случаях – вкусовые качества.

.Круглое, красное, сочное, сладкое. (Яблоко.)

.Гладкий, разноцветный, прыгучий. (Мячик.)

*Игра «Отгадай по описанию»

Цель: Учить детей самостоятельно составлять небольшой описательный рассказ с опорой на фотографию сверстника.

Образец: Очень подвижный,часто ссорится, строит великолепные дома из конструктора, любит и собирает машинки. Волосы тёмные, глаза голубые, нет передних зубов. Кто это?

Дети: Это Ваня!

Воспитатель уточняет, какие приметы помогли детям отгадать, что

это Ваня. Затем раздаёт детям фотографии воспитанников группы и предлагает составить рассказ-описание.

*Игра «Выбери два слова- «неприятеля»

Цель: Учить детей выбирать слова антонимы.

Краткий ход: Воспитатель называет цепочку слов, из которой нужно выбрать антонимы:

-друг, печаль, враг (друг-враг)

-ночь, сутки, день (ночь-день)

-радость, смех, печаль (радость-печаль)

*Игра «Закончи предложение»

Цель: Учить детей подбирать слова-антонимы.

Краткий ход: Воспитатель начинает предложение, а дети его заканчивают.

Слон большой, а комар (маленький).

Камень тяжёлый, а пушинка (лёгкая).

Сахар сладкий, а горчица (горькая).

Лев смелый, а зайчик (трусливый).

Кричат громко, а шепчут (тихо).

Продавец продаёт, а покупатель (покупает).

Игры проводятся на основании знакомства детей с новой лексической темой, содержание усложняется по мере расширения словаря дошкольников. Формирование лексико-грамматического строя речи у детей осуществляется не только на организованных занятиях по развитию речи, но и на всех видах детской деятельности -и совместной и самостоятельной.

Публикации по теме:

Консультация «Пальчиковые игры-основа развития речи у дошкольников» "Аннотация к презентации" Слайд 1 Тема: «Пальчиковые игры – основа развития речи у дошкольников» Воспитатель: Карпова Анна Викторовна МБДОУ.

Игры для развития речи Игра- основное и любимое занятие ребенка дошкольного возраста. Особое место в семье игр занимают речевые игры: они направлены на формирование.

Игры и упражнения для развития памяти и речи «На лугу». 1. Предложите ребёнку прослушать стихотворение «На лугу»: Вот коровка на лугу, Говорит барашку: «Му!» А барашек ей в ответ:.

Как организовать дома игры для развития речи детей Совершенствование работы по всестороннему развитию детей дошкольного возраста предполагает поиск новых путей во взаимосвязи детского сада.

Пальчиковые игры для развития мелкой моторики рук у дошкольниковПальчиковые игры для развития мелкой моторики рук у дошкольников В последнее время педагоги и родители часто слышали о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему.

Пальчиковые игры для развития речи дошкольников Учеными доказано, что ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребёнком по овладению навыками речи ускоряют её развитие.

«Предметно-пространственные модели». Дидактические игры для развития у дошкольников связной речи и творческого мышления«Предметно-пространственные модели». Дидактические игры для развития у дошкольников связной речи и творческого мышления Модели для развития связной речи, творческого мышления Возраст: 4-7 лет, в зависимости от уровня развития связной речи Могут пользоваться.

Создание условий для всестороннего развития дошкольников посредством игрыСоздание условий для всестороннего развития дошкольников посредством игры Хочу поделиться с Вами опытом своей работы по созданию условий для всестороннего развития дошкольников по теме "Ателье".Самым главным и.

Условия и способы развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников Условия и способы развития сюжетно-ролевой игры у дошкольников Игра ребёнка дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения,.

Конспект занятия по развитию речи «Знакомство детей 5–6 лет с многозначными словами» Конспект занятия по развитию речи Тема: Знакомство детей 5-6 лет с многозначными словами. Цели: Расширить знания детей старшего дошкольного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры со словами для развития речи дошкольников
Опубликовано: 11 января 2016 в 23:43
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 10.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД