МААМ-картинки

Игры, способствующие развитию целенаправленного слухового внимания

Ирина Анатольевна Торопчина
Игры, способствующие развитию целенаправленного слухового внимания

Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Кемеровской области Новокузнецкий детский клинический психоневрологический санаторий

Игры, способствующие развитию целенаправленного слухового внимания

Выполнила: воспитатель Торопчина И. А.

г. Новокузнецк

2016

Игры, способствующие развитию целенаправленного слухового внимания.

Публикация «Игры, способствующие развитию целенаправленного слухового внимания» размещена в разделах

Дети дошкольного возраста обладают достаточно большим запасом слуховых впечатлений, но не умеют управлять своим слухом : прислушиваться, сравнивать и оценивать звуки по силе, темперу, характеру. Звуки чаще всего воспринимаются ими неосознанно, сливаясь с другими более важным для них впечатлениями. Звуки порою не замечаются детьми, слабо выделяются ими.

Цель этих игр – открыть для ребенка мир звуков, сделать их привлекательными, значительными, говорящими о чем-то важном.

Большинство игр имеют характер загадок. Последовательность подбора таких игр определяется нарастанием сложности слуховой задачи и осознанности слухового восприятия. Игры «Колпачок и палочка», «Встречайте гостей».

1. Дети отгадывают источники звука (голос ровесника, или озвученная игрушка) «Колпачок»

2. Различают звуки становящиеся сигналами, которые предвосхищают события и настраивают детей на определенные действия. Игра «Звуковые загадки»

Дети улавливают особенность звуков и передают их характер движением, голосом.

Дети начинают целенаправленно сравнивать звуки между собой и различать их. Постепенно формируется способность слышать и различать звуки.

Для формирования целенаправленного слуха в игре необходимо соблюдать два условия:

1. Отделить «загадочный звук от других звуков от других звуковых впечатлений (тишина во время загадывания и отгадывания)

Ребенок отгадывающий звуковую загадку не должен видеть источник звука (за ширмой, спиной к источнику, в колпачке.)

Конспект развивающей игры

«Колпачок и палочка»

Цель:

1. Формирование целенаправленного восприятия звуков для успешного их различения: различаются голоса сверстников и звуки, издаваемые с помощью озвученных игрушек.

2. Обогащение пассивного слухового запаса

3. Воспитывать у детей доброжелательное отношение к сверстникам, умение управлять своим поведением, считаясь друг с другом.

Игровой материал: красивая коробка-«посылка», письмо с загадками от Петрушки, колпачок Петрушки, «волшебная палочка», ширма, озвученные игрушки:

1. гармошка, колокольчик, погремушка;

2. барабан, неваляшка, игрушка с пищиком; 3. бубен, 2 деревянные ложки, свисток

Ход игры:

Воспитатель: Ребята, сейчас мы с вами поиграем и посмотрим, какие вы стали внимательные.

Стук в дверь: почтальон приносит письмо и посылку.

- Ребята, о кого же это письмо и посылка, как вы думаете? (разглядывает конверт и посылку с изображением Петрушки). Воспитатель раскрывает конверт и читает письмо:

«Здравствуйте ребята!

Я Петрушка-весельчак,

На голове моей колпак.

В голове моей шутки,

Загадки, прибаутки.

Сам придти я к вам не смог,

Посылаю колпачок

К колпачку – палочку,

Палочку – загадалочку.

Да еще для игр игрушки

А какие – вы узнайте,

Мои загадки отгадайте!

Загадки:

- Внутри пустой, голос густой, сам молчит, а бьют – ворчит! (барабан, стучит громко, отрывисто).

Дети отгадывают. Воспитатель вынимает игрушки и демонстрирует звучание игрушки

-Кнопки есть, а не рубашка; не индюшка, а надувается; не птичка, а поет, заливается (гармонь, протяжно, мелодично)

- Изрезали ветку острыми ножами, запела ветка семью голосами (дудка, свистит тонко)

- Металлический цветок, в нем железный язычок, потряси его – поет (колокольчик, звенит нежно)

- Каким музыкальным инструментом можно щи хлебать (ложки, стучат громко)

- Забавные игрушки, их дарят малышам, гремят эти игрушки, их называют – гремит погремушка.

Ребята, вот такие звучащие игрушки:

- Эту толстую игрушку не уложишь на подушку. Знать пример взяла с лошадки – стоя спать, а не в кроватке ( качается неваляшка: нежно, мелодично).

- С этими замечательными игрушками мы сейчас поиграем в игру «Колпачок и палочка». Воспитатель показывает колпачок и палочку: ребята, эти предметы волшебные, они будут нам помогать загадывать и отгадывать загадки, но только тем детям, кто играет дружно, умеет ходить по кругу, стоять тихо-тихо и внимательно слушать. Ребята, возьмитесь за руки и встаньте в круг. Давайте по считалке выберем, кто у нас будет Петрушкой (можно использовать «Волшебную стрелочку»).

Петрушку выбирают по считалке ребенка, дают ему в руки «Волшебную палочку», надевают колпачок.

- Воспитатель идет с детьми по кругу и говорит: «раз, два, три, четыре, пять, будет палочка стучать» (дети останавливаются, ребенок-водящий стучит палочкой по полу) – Палочка «сама выберет того кто ей понравился». Водящий медленно вращается вокруг своей оси, держа палочку на вытянутой руке и останавливается, дети сужают круг, ребенок напротив ухватывается за конец палочки и говорит «Кто я? Назови меня». Ребенок-водящий должен назвать имя того, кто произнес слова. Дети на правильный ответ аплодируют, на неверный ответ воспитатель говорит»Ох-ох, ох-ох, колпачок нам не помог, ему кто-то помешал, вот он и не отгадал». В середину выходи ребенок который загадывал загадки – игра продолжается.

Воспитатель наблюдает о соблюдении тишины и предает ребенку на которого указала волшебная палочка озвученную игрушку. Ребенок спрашивает: «Послушай и отгадай, какая игрушка у меня в руках» (извлекает звук средней громкости. В конце игры все кто загадывал и отгадывал загадки выходят в середину круга, а остальные дети им поют и приплясывают:

-Все ребята молодцы!

Мы вам все похлопаем,

Ножками потопаем,

Ручками помашем,

С вами вместе спляшем!

Советы воспитателю:

1. Поучить детей ходить по кругу.

2. Робких и застенчивых детей привлекать на активные роли под конец игры (соблюдать принципы добровольности).

3. При демонстрации озвученных игрушек, воспитателю жестом и интонацией выделять словесные характеристики звучания игрушки, для пополнения пассивного и активного словаря к следующей игре «Слуховые загадки»

«Что выбрал Петрушка?»

- Ребята, мы с вами загадывали загадке Петрушке, а теперь Петрушка загадает нам (воспитатель выбирает «Петрушку» или использует для выбора «Волшебную палочку») :

«Стрелка, стрелка

Покружи, Мне Петрушку покажи»

(«Стрелку» можно раскрутить воспитателю или выбрать дисциплинированного ребенка)

Воспитатель надевает выбранному ребенку Петрушкин колпачок. Ставит на столе ширму, прячет за ней озвученные игрушки и предлагает выбрать ему самому ту игрушку, которая ему больше нравится. Затем продемонстрировать за ширмой как она звучит и остальные дети должны догадаться, какую игрушку выбрал Петрушка.

Если ребята отгадали загадку, Петрушка показывает им игрушку, кланяется и все хлопают ему в ладоши.

В конце игры воспитатель отмечает положительные результаты и делает пожелания детям, допустившим ошибки.

Правила игры «Колпачок и палочка»

1. Запомнить слова, которые говорят перед тем, как загадать загадку; стараться загадывать так, чтобы нетрудно было отгадать, кто говорит или какая игрушка звучит.

2. Правильно ходить по кругу, вовремя останавливаться и стоять тихо, чтобы были слышны голоса и звуки, не мешать «Волшебной палочке» выбирать детей («Волшебная палочка» выбирает только тех, кто сохраняет тишину и не мешает загадывать и отгадывать загадки).

3. Играть дружно, спокойно дожидаться своей очереди («Волшебная палочка» выбирает прежде того, кто дожидается своей очереди).

Правила игры «Что выбрал Петрушка?»

1. При загадывании загадок соблюдать тишину и слушать внимательно, как звучит предмет.

2. Отгадывают звуковую загадку все дети вместе

Советы воспитателю:

1. Детей, которым трудно соблюдать тишину, выбрать раньше (но не первыми)

2. Привлечь больше детей к выполнению главной роли

3. Соблюдать принципы добровольности.

«Встречайте гостей»

Цель: Научить детей выделять звук среди других и воспринимать его как сигнал какого-либо действия или события.

Игровой материал: шапочки с ушками, колпачки Петрушек, матросике ленточки, юбочки для кукол, настольная ширма, звучащие игрушки:

1. гармошка, барабан, металлофон,

2. бубен, деревянные ложки, колокольчик

Ход игры : Дети полукругом на стульчиках, воспитатель напротив.

Воспитатель: Давайте сегодня поиграем так, будто мы хозяева и ждем гостей, которые обязательно нам покажут что-то забавное, веселое и интересное. Сегодня к нам придут 2 куколки, 2 зайчика 2 петрушки. Воспитатель показывает атрибуты: колпачки - петрушкам, юбочки – куколкам, ушки – зайчикам и показывает, что будут делать гости : петрушки – смешить детей, куколки – танцевать, зайчики – прыгать. Воспитатель объясняет, что гости будут приходить по очереди, а хозяевам нужно догадаться, кто собирается прийти и позвать его.

- А теперь слушайте и запоминайте, какой гость сейчас появится. Если вы услышите такой красивый протяжный звук (играет на гармошке, знайте – сейчас появятся петрушки. Какой это звук - протяжный или прерывистый (ответы детей).

Если вы услышите такие протяжные, нежные звуки (играет на металлофоне) – появятся куклы, какой звук: протяжный или прерывистый? (ответы детей). А если услышите такой звук (удары в бубен, к нам прискакали зайчики. Они любят прыгать под такие прерывистые звуки – скок, скок, скок.

Воспитатель повторяет и напоминает, какому гостю соответствует каждый сигнал. Объясняет, как только прозвучит сигнал, нужно всем дружно позвать гостей и пригласить их войти: «Петрушки, заходите!»

Воспитатель выбирает по два ребенка на роль каждого гостя и помогает им надеть соответствующие атрибуты и напоминает детям, что все могут быть гостями. Если звуковая загадка будет отгадана, гости войдут и покажут что умеют делать. Все дружно похлопают гостям и пригласят их сесть.

Воспитатель выбирают гостей, «гости» выходят в смежную комнату или усаживаются в той же игровой комнате, поодаль от хозяев.

Воспитатель подходит к столу с игрушками, загораживает их ширмой, чтобы они не были видны ни гостям, ни хозяевам и подает первый сигнал. Обращаясь к детям – хозяевам воспитатель предлагает назвать гостей и позвать их. (игра продолжается пока все дети не побывают гостями).

Правила игры :

1. Хозяева должны угадать, кто из гостей придет, вежливо встретить и поаплодировать после выступления.

2. На роль гостей выбираются радушные хозяева

3. Каждый гость выходит только тогда когда его позовут хозяева

4. Каждый гость может сам придумать, что он будет показывать (посоветовавшись с воспитателем). Лучшим гостем считается тот, кто придумал что-нибудь оригинальное и не нарушил правил игры.

Советы воспитателю:

1. Важно установить связь между звуковым сигналом и персонажем.

2. На роль гостей робких детей вызывать не сразу и в паре с активными детьми.

3. Активные роли менять: в гости могут придти: белочки, матрешки, солдатики, собачки.

4. В конце выступления хозяева могут попросить самого интересного гостя повторить выступление.

Список литературы

1. Психология. А. В. Запорожец

2. Развивающие игры. З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова

Публикации по теме:

Развитие слухового внимания через подвижные и дидактические игры на прогулке «Развитие слухового внимания через подвижные и дидактические игры на прогулке» С самого рождения людей окружает множество звуков: шелест.

Игры на развитие внимания и памяти Игры на развитие внимания и памяти Умение сосредоточивать и удерживать внимание нуждается в постоянной тренировке. Этому способствуют игры,.

Игры, способствующие формированию навыков грамотного словообразования Игры, способствующие формированию навыков грамотного словообразования «Спортсмены» Детям по очереди показывается по две карточки: одна.

Конспект открытого занятия по теме: «Развитие зрительного и слухового внимания» Тема: «Развитие зрительного и слухового внимания». Лексическая тема: «Весна». Цель: развивать слуховое и зрительное внимание (устойчивость).

Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения по теме «Работа над звуком [Ч]. Осень» Нутикова Евгения Конспект занятия по развитию слухового восприятия и формированию произношения по теме «Работа над звуком [Ч]. Осень».

Коррекционное занятие по самопознанию и развитию слухового восприятия «Ушки — наши помощники» Коррекционное занятие на ориентировку «на себя». «Ушки — наши помощники».Задачи:1. Уточнять знания детей о значении ушей. 2. Учить детей.

Логосказки, способствующие развитию артикуляционного аппарата Логосказки, способствующие развитию артикуляционного аппарата. Длительное пребывание ребёнка в дошкольном учреждении создаёт благоприятные.

Настольные дидактические игры на развитие мышления, внимания для детей 2–3 летНастольные дидактические игры на развитие мышления, внимания для детей 2–3 лет Татьяна Владимировна Мизева, Елена Николаевна Ярусова Настольные дидактические игры на развитие мышления, внимания для детей 2-3 лет. Настольные.

Подвижные игры, способствующие развитию зрительной памяти Цель: развитие зрительной памяти. 1. «Запомни картинки» Детям предлагают в течение 2-х минут рассмотреть 5-10 картинок. Потом картиинки.

Семинар для педагогов «Игры, способствующие речевому развитию детей» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 г. Курганинска муниципального образования Курганинский.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры, способствующие развитию целенаправленного слухового внимания
Опубликовано: 22 июля 2016 в 16:20
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД