Получи документы

Игры для развития словаря ребенка дошкольного возраста

Светлана Пятыгина
Игры для развития словаря ребенка дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в максимально сензитивный период развития.

Публикация «Игры для развития словаря ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах

Общая задача развития речи состоит из ряда частных, специальных задач: развитие словаря, воспитание звуковой культуры речи, формирование грамматического строя речи, развитие связной речи, подготовка детей к обучению грамоте, ознакомление с художественной литературой.

Словарная работа направлена на создание лексической основы речи и занимает важное место в общей системе работы по речевому развитию детей. Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку в словаре отражается содержание речи. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими.

Представляю вашему вниманию игровой материал, направленный на развитие и коррекцию словаря дошкольников.

1. Рассматривание предметов (или изображений) с отсутствующими частями.

Цель: расширение объема словаря наименованиями частей предметов, формирование представлений о функциях частей предметов, развитие логического мышления.

Оборудование: предметы (изображения) с недостающими частями: ведерко без ручки, грузовик без кузова, дерево без веток, чайник без носика, рубашка без рукава, дом без окон и т. д.

Содержание: взрослый обращает внимание детей на отсутствующую деталь предмета, просит детей правильно ее назвать, поразмышлять о последствиях такого явления. (Например: чего не хватает грузовику? для чего нужен кузов? сможет ли грузовик перевозить разные грузы без кузова)

2. "Вспомни и назови".

Цель: развитие понимания слов с обобщающим значением развитие понимания родовидовых отношений между словами.

Оборудование: мяч.

Содержание: дети и взрослый стоят в кругу. Взрослый дает задание: "Раз, два, три, ягоды назови!" - и бросает мяч игроку. Ребенок, поймавший мяч, называет предмет данной группы и перебрасывает мяч следующему игроку. Ребенок, не назвавший предмет, выходит из круга (выбывает из игры). Победителем оказывается игрок, оставшийся в игре последним. В качестве заданий могут быть: обобщающие слова (мебель, посуда, транспорт и т. д., признаки предметов (цвет, форма, величина. вкус, действия предметов (по характеру движения: бегает, летает, прыгает; по характеру издаваемых звуков: мяукает, хрюкает, лает; по роду деятельности: шьет, учит, строит).

3. "Назови главное".

Цель: обучение выделению существенных признаков предметов (развитие понятийного аспекта значения слова).

Содержание: взрослый перечисляет части предмета. Ребенку нужно выбрать из ряда слов одно, обозначающее существенный признак предмета, без которого предмет не может существовать. Взрослый задает вспомогательные вопросы: "Без чего может обойтись предмет? Без чего не может обойтись?"

Речевой материал:

ботинок - шнурок, мех, подошва, молния;

яблоко - мякоть, семена, червяк, лист;

стол - цветы, ваза, ножки, скатерть;

автомобиль - фара, радио, стекла, мотор;

огород - чучело, ведро, земля, трава;

лес - ягоды, птицы, жук, деревья;

кухня - стулья, плита, вода, чашка

магазин - лампа, товары, дверь, стол

аптека - картина, цветы, лекарства, скамейка.

4. "Закончи предложение"

Цель: формирование семантических полей, расширение словаря антонимов.

Содержание: взрослый произносит незаконченное предложение, предлагая три варианта окончания фразы. Ребенок подбирает нужное слово, выбирая из слов с противоположным значением.

Речевой материал:

утро закончилось, начинается (ночь, вечер, день)

вода в реке (теплая, горячая, холодная)

лимон посыпали сахаром, чтобы он стал (горьким, кислым, сладким)

деревце поливают, чтобы оно выросло и стало (высоким, низким, прямым)

детей воспитывают, чтобы они становились (добрыми, злыми, высокими)

на празднике стараются, чтобы гостям было (грустно, весело, горько)

воду в чайнике кипятят, чтобы она стала (теплой, горячей, холодной).

В процессе словарной работы необходимо добиваться таких качеств речи, как точность, правильность, связность, выразительность. Основной смысл словарной работы состоит в том, чтобы выработать у детей умение отбирать для высказывания те лексические средства, которые будут точно отражать его замысел.

Публикации по теме:

Чем в выходные занять ребенка? Игры для младшего дошкольного возрастаЧем в выходные занять ребенка? Игры для младшего дошкольного возраста Вот и наступили долгожданные рождественские каникулы. Не огорчайтесь, если из – за непогоды не удается погулять с малышом, есть много игр,.

Дидактические игры для сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста Дидактическое пособие сенсорного и математического развития детей дошкольного возраста. Дидактическая игра явление непростое, однако, в.

Игры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возрастаИгры для сенсорного развития детей раннего и младшего дошкольного возраста Предложенные игры помогут детям научиться различать цвета, правильно их называть. Некоторые дети без проблем запоминают цвета (синий, жёлтый,.

Игры для развития речи у детей среднего и старшего дошкольного возраста 1. Игра «Закончи предложение» Цель: развитие речи и формирование грамматического строя. Правило игры: Для игры нам нужен мяч. Сядьте напротив.

Игры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возрастаИгры для развития эмоционально-личностной сферы для детей с ОВЗ старшего дошкольного возраста Ребёнок развивается в процессе общения со взрослым. В основе этого процесса лежит эмоциональный контакт взрослого и ребёнка. Детям с ОВЗ.

Игры с использованием нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возрастаИгры с использованием нетрадиционного оборудования для развития мелкой моторики рук детей дошкольного возраста О том, что развивать мелкую моторику рук детей слышали многие. Также многие знают традиционные способы ее развития. Я же предлагаю вашему.

Игры со счётными палочками для развития мелкой моторики пальцев с детьми дошкольного возрастаИгры со счётными палочками для развития мелкой моторики пальцев с детьми дошкольного возраста «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский Играя с детьми в различные игры, огромное внимание уделяю играм на развитие.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Консультация «Строительные игры в жизни ребенка дошкольного возраста»Консультация «Строительные игры в жизни ребенка дошкольного возраста» Все педагоги дошкольного образования знают, что игра - ведущая деятельность в детском саду. Дети очень любят играть. Они играют в разные.

Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возрастаЛэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры для развития словаря ребенка дошкольного возраста
Опубликовано: 15 марта 2020 в 14:58
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД