Татьяна Писегова
Игры-забавы для развития эмоциональной устойчивости у детей раннего возраста в адаптационный период
▼ Скачать + Заказать документы
К ребёнку, то есть к вопросам воспитания следует
Относиться с величайшим уважением.
Ювенал, римский поэт-сатирик.
Раннее детство-период интенсивного физического и психического развития. Именно в этом возрасте умственное и нравственное развитие ребёнка особенно зависит от его физического состояния и настроения. С приходом ребё нка 2-3 лет в дошкольное учреждение его жизнь существенным образом меняется: строгий режим дня, отсутствие взрослых, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение, таящее в себе много неизвестного, другой стиль общения. Всё это обрушивается на ребёнка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая может привести к невротическим реакциям (капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни, психическая регрессия и т. д.)
Публикация «Игры-забавы для развития эмоциональной устойчивости у детей раннего возраста в адаптационный период» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Игры в период адаптации
- Игры для детей
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
Дети раннего возраста отличаются повышенной эмоциональностью, впечатлительностью, внушаемостью. Сосредоточение короткое, внимание малого объёма и непроизвольно, и распределить его силу возрастных особенностей они не могут. Поэтому организация внимания полностью зависит от внешних факторов, прежде всего от интереса ребёнка к объекту. От умения педагога создать условия для положительного эмоционального состояния детей на занятиях. Для этого во время образовательной деятельности я использую приёмы наглядности, занимательности, включая сюрпризные моменты. В группах детей раннего возраста необходима такая форма общения воспитателя с детьми, которая направляет малышей к самостоятельной и инициативной игре. Дети этого возраста чутко реагируют на отношения взрослых: они не будут играть, если почувствуют равнодушие взрослого к игре, фальшь в его поведении.
Эмоционально-деловой контакт и доверие взрослого влияют на развитие игры. Взрослый должен уметь стать ребёнком, умеющим играть увлеченно, интересно. Понимая и чувствуя игру детей, он вовремя может подсказать, придумать что-то интересное, помочь в трудных случаях, но не делать за них того, с чем малыши справляются сами. Это может быть достигнуто путём постепенно усложняющихся игровых проблемных ситуаций. Проблемные ситуации я создаю путём изменения игрового материала, а так же при общении взрослого с детьми. Я стремлюсь вызвать у детей эмоциональную заинтересованность игровой задачей, желание подумать, как её решить. Чему же отдаётся приоритет в игровой деятельности? Самым важным моментом я считаю обоюдный эмоциональный, полный впечатлений постоянный процесс общения между мной и каждым ребёнком. Предлагаемые мной игровые ситуации способствуют пробуждению у детей положительных эмоций и добрых чувств. Живые персонажи игры, фольклор разных народов такие как бабушка и дедушка, петушок и курочка, зайчик и лисичка и т д стимулируют детскую фантазию, формируют идеалы истины, добра и красоты, с другой помогают развивать речь, воображение, память, мышления, а так же основные движения малыша. Традиционные народные игрушки – забавы, игры – шутки, потешки сближают малышей со взрослыми. Я обращаю внимание малышей на разнообразные предметы и явления. Ценность их состоит ещё в том, что они доступны по форме и содержанию; в них содержатся слова (сначала взрослого, а затем и самих детей). Потешки, игры- шутки органически вписываются в жизнь детей : их я использую в образовательной деятельности, на прогулках, в быту. Например, на сенсорном развитии :
Показываю детям разобранную матрёшку. Предлагаю познакомиться с матрёшками.
Мы матрёшки, мы - сестрички,
Все подружки-невелички.
Как начнём плясать и петь,
Никому не усидеть!
Затем предлагаю детям рассмотреть всех матрёшек, найти самую маленькую, затем побольше и т д. В месте с детьми, выстраиваем их по росту (высоте и размеру) и предлагаю детям собрать сестричек друг в друга.
В прятки с нами поиграй.
Нас скорее собирай,
Если будешь ошибаться,
Мы не будем закрываться.
В заключении предлагаю детям выбрать из всех матрёшек ту, которая им больше всего понравилась, дать ей имя и сравнить, чем она отличается от других «сестричек».
На развитие речи, знакомясь с животными, использую потешки.
Идет петушок
Красный гребешок,
Хвост с узорами,
Сапоги со шпорами,
Двойная бородка,
Частая походка,
Рано утром встаёт,
Голосисто поёт.
Затем рассказывают детям русскую народную сказку «Собака и петух», в заключении которой повторяю эту потешку.
Значительный интерес проявляют дети к играм- забавам. С помощью их снимаю усталость малышей, вызываю интерес и переключаю их внимание. Например: забавная игрушка может успокоить плачущего малыша, вытереть ему слё зы приговаривая:
Рёвушка- Андрюшка,
Вытри скорей слёзки,
Будем весело играть,
Бегать прыгать танцевать.
Яркие воздушные шары, могут отвлечь от мысли об ушедшей маме, вызвав эмоциональный всплеск радости от возможности подкинуть и поймать их. Игровой опыт детей постепенно обогащается. Я учу малышей отображать в игре разнообразные события, подведя их к первым сюжетным играм.
Так в раннем и младшем дошкольном возрасте игры-забавы и игры-шутки плавно переходят в развивающие игры, выполняя двоякую роль: побуждают детей к игре и постоянно обогащают их опыт. Закончить мне хочется словами французского мыслителя и просветителя Ж. Ж. Руссо: «Любите детство, поощряйте его игры, его забавы, его милый инстинкт». Кто из вас не сожалел иногда об этом возрасте, когда на губах вечно смех, а на душе всегда мир?
Литература:
Е В Зворыгина «Первые игры малышей».
М Ю Картушина «Забавы для малышей».
М Д Маханёва С В Рещикова «Игровые занятия с детьми от 1 до 3 лет». Дошкольное воспитание №4 1998 год.