Наталья Червинская
ИКТ «Хлеб — всему голова»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия с применением компьютерной технологии обучения (ИКТ)
Цель:
Познакомить детей с русскими традициями выпечки хлеба, данным процессом в современных условиях.
Программные задачи:
• Дать первичные представления о профессии пекаря. Воспитывать уважение к представителям данной профессии.
• Дать представления о пользе хлеба для здоровья человека
• Закрепить знания детей о том, что хлеб - один из самых главных продуктов питания в России.
• Воспитывать уважение к хлебу, как к продукту, особо почитаемому людьми.
Публикация «ИКТ „Хлеб — всему голова“» размещена в разделах
• Отметить роль огня в жизни человека: как положительную, так и отрицательную.
Материалы и оборудование:
• Игрушка домовёнок Кузя, ширма для театра, кукольная мебель для чаепития
• Ноутбук и проектор
• Картинки с изображением хлебобулочных изделий, пекарни
• Карточки с изображением различных этапов выпечки хлеба
• Солёное тесто
• Приспособления для лепки (доска, стеки, влажная тряпочка)
Ход занятия:
Дети играют. Воспитатель заранее готовит все оборудование для занятия, неожиданно появляется сказочный персонаж - домовё нок Кузя:
- «Ой, беда, беда, огорчение! Ой-ой-ой».
Воспитатель: - Что случилось? Ребятки, смотрите кто это?
Ответы детей
Воспитатель: - «Что с тобой случилось, Кузенька?»
Кузя: - «Ой, беда, беда! Я сегодня в гости Нафаню пригласил, стол накрыл, спохватился, а хлеба то нету! Ой, беда, беда».
Воспитатель: - «Кузенька, а без хлеба нельзя обойтись?»
Кузя: - «Да вы что! Да кто ж без хлеба за стол садится! Это где ж видано, чтобы русские люди без хлеба трапезничали!»
Воспитатель: - «Дети, что же нам делать, как помочь Кузьме?
Ответы детей
Кузя: - «Да ходил я. Нету там хлебушка. Что же делать? Нафаня мне этого не простит!»
Воспитатель: - «Ну как же нам поступить, чтобы помочь Кузьме?
Ответы детей
Воспитатель: - «Правильно. А как пекут хлеб, кто этим занимается? Вот сколько вопросов накопилось у нас. Ребята хотите получить на них ответы?»
Кузя: - «Яхонтовые мои, устраивайтесь на стульчиках, а я вам расскажу и покажу, как раньше пекли хлеб, как это делают сейчас и ещё много интересного. А поможет мне мой друг Колобок. Смотрите». (Дети рассаживаются на стулья, воспитатель демонстрирует презентацию)
У народа есть слова:
«Хлеб - всей жизни голова!
Славится он первым на земле,
Ставится он первым на столе!» (1 слайд)
Трудно, просто невозможно представить себе нашу жизнь без хлеба, без блинов и вкусных булочек, пирожков и всевозможных пирогов, тортов, сушек, сухариков. Хлеб ежедневно присутствует на нашем столе. Это основной продукт питания русских людей. Он очень полезен для здоровья, так как богат всевозможными витаминами. (2 слайд)
Издревле особое место за трапезой отводилось хлебу - Божьему дару. Если хлеб случайно падал на пол, следовало его поднять, поцеловать и попросить у него прощения. Оставшийся после обеда хлеб в специальной коробушке ставили на лавку под образами. Гостя встречали всегда хлебом и солью. (3 слайд)
Основную роль в жизни русского народа играл ржаной, или, как его называли, черный хлеб. Он был значительно дешевле, да и сытнее пшеничного, белого хлеба. (4 слайд)
С древнейших времен выпечка хлеба на Руси считалась делом ответственным и почетным. (5 слайд)
Во многих поселениях были специальные избы, приспособленные для выпечки хлеба. В этих пекарнях готовили хлеб мастера, которых называли хлебниками (6 слайд)
Городское население обычно покупало хлеб у булочников, которые выпекали его в больших количествах и различных видов. С давних пор пекари пользовались почетом и уважением. (7 слайд)
Сельские жители пекли хлеб сами в русских печах К печи на Руси тоже всегда было особое отношение. Печь - центр, возле которого всегда жизнь. Печь согревает, кормит, лечит, утешает, учит (именно возле печи старики рассказывали былины, сказки, историю рода и Отечества). С печью связан и хранитель дома, его "дух"- домовой (запечник). На печи получали самую ценную информацию о жизни, и залезать на неё разрешалось только родным. Старались, чтобы печь была большой, красивой, как невеста, жаркой, но не жадной на дрова. И называли её ласково "матушка", "кормилица". (8 слайд)
На деревянную лопатку помещали капустный лист, затем заворачивали в него каравай и резким движением руки кидали в печь. Через несколько минут каравай готов. Особой любовью на Руси всегда пользовались калачи. Калач был и на будничном столе рядового горожанина, и на пышных царских пиршествах. (9 слайд)
Вот он - хлебушек душистый.
Вот он - теплый, золотистый,
В нем - здоровье наше, сила,
В нем - чудесное тепло.
Сколько рук его растило,
охраняло, берегло (10 слайд)
В наше время хлеб пекут на больших хлебозаводах, в небольших пекарнях, а так же в домашних условиях - в духовке, а на смену русской печи пришли электрические хлебопечки. (11 слайд)
Сначала замешивают тесто из муки, дрожжей, сахара, масла. Затем отправляют тесто на «расстойку» чтобы оно забродило и поднялось и уже после отправляют в печь. Через некоторое время душистый, ароматный хлебушек готов. (12 слайд)
Но всем известно, что без огня не возможно затопить печь, но и обращаться с ним надо очень осторожно. Как и с электрической печью. (13 слайд)
Воспитатель: - «Хлеб всегда на Руси пользовался почетом и уважением. Про него сложено очень много пословиц» :
“Без хлеба – нет обеда”
“Хлеб – батюшка, вода – матушка”
“ Хлеб сердце человеку укрепит. Будет хлеб – будет и песня” Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай.
Хлеб хлебу брат.
Хлеба ни куска - и в горле тоска.
Хлебу - мера, деньгам - счет.
Бог на стене, хлеб на столе.
Без хлеба святого всё приестся. Калач приестся, а хлеб никогда.
Воспитатель: - «Ну что ж, мы с вами узнали много интересного. Давайте ещё раз повторим, что же мы узнали?»
Ответы детей
Воспитатель: - «А вы хотите побывать в роли пекарей?. Ну что ж это возможно, но прежде, чем приступить к работе давайте немного отдохнём, наберёмся сил, ведь выпечка хлеба - это процесс сложный и трудоёмкий.
Физкультминутка:
Подрастает зёрнышко - потянулось к солнышку. (Потянулись)
С ветерком оно играет, (Руки вверх)
Ветерок его качает, (Прогнулись)
К земле низко прижимает - вот как весело играет! (наклоны туловища, присели).
Воспитатель: - «Ну, вот мы с вами и готовы приступить к работе. Занимайте свои места, но прежде чем начать, давайте вспомним, в какой последовательности пекут хлеб».
Воспитатель: - «Итак, какую же операцию необходимо выполнить сначала?
Ответы детей (замесить тесто).
Воспитатель: - «Затем?»
Ответы детей (отправить тесто подниматься, дальше - сформировать хлебобулочное изделие и отправить в печь).
Воспитатель: - «Молодцы! Ну что ж, а теперь приступайте».
Кузя: - «Бриллиантовые мои, я вам немного помог и тесто уже замесил. Вам остаётся только сформировать различные хлебобулочные изделия и испечь. Мы с Нафаней очень любим калачи, каравай, бублики, да и батончиком побаловаться не прочь».
Воспитатель: - «Приступайте. Вы можете «испечь» любой хлеб, какой захотите, посмотрите ещё раз на картинки и начинайте.
Дети лепят из солёного теста различные хлебобулочные изделия. Воспитатель индивидуально помогает каждому ребёнку в ходе работы воспитатель использует индивидуальный подход - детям, которые быстрее справляются с заданием предлагается «испечь» как можно больше хлебобулочных изделий различной формы.
Воспитатель: - «Ну что ж вы все молодцы. Давайте посмотрим, что же «испёк» каждый из вас. У всех получился отличный хлебушек. Я надеюсь, что теперь вы будете помогать мамам, бабушкам дома выпекать хлеб, ведь вы так много знаете об этом и обязательно поделитесь своими знаниями с родителями».
Кузя: - «Спасибо, яхонтовые мои. Выручили меня. Пойду Нафаню встречать». Кузя прощается с ребятами.
Презентация в папке с файлами.