Татьяна Степанова
Именины гласных букв
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: закрепить умение определять местоположение звука в слове и количество слогов в слове; активизировать словарь, развивать зрительное и слуховое восприятие; воспитывать интерес к родному языку, учить выразительно рассказывать стихи; формировать навык самоконтроля; формировать умение понимать поставленную задачу; ориентировать зрительное внимание на звуковые свойства, картинок-предметов; развивать мелкую моторику.
Ведущий:
Публикация «Именины гласных букв» размещена в разделах
- Гласные звуки
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
Дети, сели все хорошо, успокоились. Изобразите, как старательная бабушка поднимается по лестнице, ей тяжело, она стонет: "Ох,ох,ох". Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: "Ах,ах,ах!". На празднике вы плясали: "Их,их,их". И совсем устали: "Ух, ух, ух".
Сегодня мы приглашены в Королевство букв и звуков на именины гласных. Какие гласные вы знаете? (а, о, у, и, е, ы, э, я). Почему их называют гласными? (их можно тянуть, петь).
Ребенок:
Гласные тянутся песен звона : и-и-и,
Можно заплакать и застонать: о-о-о--у-у-у,
Могут качать в колыбели Аленку: а-а-а,
Могут, как эхо, в лесу закричать: ау-ау-ау.
Могут летать высоко в синеву: и-а-у.
Ведущий:
Мы рассказали о гласных звуках. А теперь с веселой песенкой отправимся в путь "Вместе весело шагать по просторам" (1 куплет).
Ведущий:
Вот и Королевство букв и звуков. Нас встречают именинники. Давайте их поздравим, прочитаем о них стихотворения, на что похожи наши именинники.
Детям раздать буквы
Ребенок:
А - начало алфавита,
Тем она и знаменита,
А узнать ее легко:
Ноги ставит широко.
Ребенок:
Вот буква вроде шалаша
Не правда ль, буква хороша!
И хоть проста она на вид,
А начинает Алфавит.
Ребенок:
У - сучок. В любом лесу,
Ты увидишь букву У.
Удобная буква,
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить польто!
Ребенок:
О. В этой букве нет угла,
Оттого она кругла
До того она кругла
Покатиться бы смогла.
Ребенок:
Посмотри на колесо,
И увидишь букву О,
В старом дереве дупло,
Ну совсем как буква О.
Ребенок:
Молоток я раздобыл,
Из дощечек букву сбил
Сколько здесь дощечек? - Три!
- А какая буква? И!
Ребенок:
На калитку посмотри -
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла на искос!
Ребенок:
Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!
Ребенок:
Вот топор. Полено рядом
Получилось то, что надо
Получилась буква Ы -
Все мы знать ее должны.
Посадить детей за стол
Ведущий:
Дети, а сейчас в Королевстве букв и звуков мы отправимся на улицу "Смекалистые" и будем отгадывать загадки. В каждой отгадке спрятана одна или две именинницы. Мы ее должны назвать.
1) По реке Простыне
Плывет пароход
А за ним такая гладь -
Ни морщинки не видать. (утюг)
- Какой звук-именинник спрятан в этой отгадке? (У)
2) Кто зимой холодной,
Бродит злой, голодный? (волк, звук - (О)
3) Не мотылек, не птичка,
Держит две косички? (бант, звук - (А)
4) Тебе дано, а люди пользуются? (имя, звук - (И)
5) Если б не было его,
Не сказал бы ничего? (язык, звук -(Ы)
6) Никто его не видывал,
А слышать, всякий слыхивал,
Без тела, а живет оно,
Без языка - кричит. (эхо, звук - (Э, О)
Дети садятся за столы
Игра "Домики" (определить позицию звука в словах)
утюг - у; эхо - э; язык -я; бант - а; имя - я; волк - о.
Ведущий:
Следующая улица "Находчивая". Ребята, давайте узнаем, кто из вас сообразительный, находчивый. Придумайте слова со звуками (а, о, у, и, ы, э).
Какая буква-именинница никогда не стоит вначале слова? (Ы)
Дети:
Мы слыхали от совы,
Что нет слов на букву Ы.
Ведущий:
В Королевстве букв и звуков есть улица "Быстрая".
Дети по двое выходят к доске.
Здесь мы поиграем в игру - соревнование "Обведи букву".
За две мунуты нужно обвести больше заданных букв-именинников. Кто больше обведет, тот и победил.
Таблица на доске, простые карандаши, секундомер (3 раза) - подсчитать количество букв.
Ведущий:
А теперь немного отдохнем и поиграем на улице "Поиграй-ка".
Игра "Встреча друзей"
Дети встали за столами.
Встретились два котика и поздоровались: "Мяу-мяу",
Встретились два щенка и поздоровались: "Гав-гав",
Встретились две лошадки и поздоровались: "Иго-го",
Встретились два тигренка и поздоровались: "Рр-ррр",
Встретились два бычка и поздоровались: "Му-му",
Смотри, какие рога,
Забодаю, забодаю!
(выставить указательный и мизинец, дети изображают рога быков).
Дети сели за столы.
А на проспекте "Угадай-ка" мы будем отгадывать загадки и разделим слова-отгадки на слоги.
1) Я все знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться. (книга, (2 слога)
2) То в клетку, то в линейку -
Написать по мне сумей-ка
Можешь и нарисовать -
Что такое я - (тетрадь, (2 слога)
3) Я черный, красный, желтый, синий
С начинкой твердой в середине.
Я с острым ножиком дружу,
И что хочу - изображу. (карандаш, (2 слога)
4) Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Тут жильцы бумажные,
Все ужасно важные. (портфель(2 слога)
5) Грамоты не знаю,
А весь век пишу. (ручка, (2 слога)
- Как можно назвать одним словом
книга, тетрадь, карандаш, ручка, портфель. (школьные принадлежности).
- От чего зависит количество слогов в слове? (от гласных, (сколько гласных в слове, столько и слогов).
Ведущий:
В слоге гласные звуки дружат с какими (согласными). А вот почему их называют согласными, нам расскажет ребенок.
Ребенок:
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Дети за столами составляют слоги, (разрезные азбуки на столах).
(он, ум, их, эк, ла, со, ми, ты).
Чтение "Слоговой таблицы" Волшебная
Ведущий:
Молодцы! Умницы и умники!
Дети, буквы-именинники спрятались в словах. Я буду называть слова, а вы угадайте и произнесите какой звук спрятался и покажите правильную букву.
Слова (пыль, дом, соль, кит, мак, мир, мэр, сук, лук, сыр, сэр, кол, моль).
Ведущий:
Молодцы! Справились и с этим заданием. А теперь мы отправляемся на улицу "Веселинка".
Танец "Буги-буги".
Взяли стулья и сели вдоль стены.
Ведущий:
В Королевстве букв и звуков одна из улиц называется "Вокзальная". Там много вогончиков, в них путешествуют животные, но каждый вопределеннос своем вагоне. Давайте рассадим этих животнвых правильно 1-ые животные, в названии которого звук А (заяц, белка); 2-ой звук О (слон, лось, волк); 3-ий звук Ы (рысь, мышь).
Ведущий:
И это задание вам оказалось под силу. А вот одна улица в Королевстве без названия. И буквы просят нас придумать правильное название. На этой улице дерево-чудо, вместо листьев висят половинки листев со слогами. Нужно из слогов составить слова и прочитать их. И мы узнаем, что же растет на дереве.
ба-нан, ли-мон, яб-ло-ко, гру-ша, пер-сик.
Итак, у нас получились слова, как можно назвать одним словом? (фрукты). Дерево на котором растут фрукты, как называется? (фруктовое). А как можно назвать улицу, на которой растут фруктовые деревья? (Фруктовая). Вот мы и придумали название улице "Фруктовая".
Ведущий:
Молодцы! За это буквы-именинники угощают нас настоящими яблоками с чуда-дерева. Спасибо!
Дорогие именинники! Дети приготовили подарки-картинки. (раздать картинки). Но подарить надо правильно. Если в слове, названии подарка-картинки слышится звук а, то подарок подарим букве а, если о - то букве о и так далее.
Итак, дети, посмотрите на картинки и подумайте, кому предназначен ваш подарок, какой букве.
Ведущий:
Ребята, сегодня мы побывали на именинах гласных букв а, о, у, ы, е, и, э, я. Но впереди нас ждут еще такие праздники, ведь букв в русском языке много. Ответьте, сколько букв всего (33).
Сколько уз них гласных 10.
А теперь отгадайте загадку.
Ребенок:
Это необычный дом
Поселились буквы в нем
Хоть у букв от А до Я
И картинка есть своя
Не сидится им на месте,
Любят быть повсюду вместе,
Встанут рядом! Раз-два-три,
Выйдет слово посмотри!
Ведущий:
Что это такое? (алфавит). Назовите правильно все буквы нашего алфавита.
И в конце нашего праздника мы споем о дне рожденье.
"Пусть бегут неуклюже"
Ведущий:
Мы возвращаемся в д/с, где будем набираться новых знаний. До свиданья, буквы и звуки, до свиданья, Алфавит. Всего вам доброго!.
Дети выходят из группы