Галина Останина
Индивидуализация развития певческих навыков
▼ Скачать + Заказать документы
Вступление
Дошкольный возраст-период, когда закладываются первоначальные способности, дающие возможность приобщить ребенка к различным видам деятельности.
Еще Сухомлинский говорил, что «без музыкального воспитания невозможно полноценное развитие человека».
В области музыкального развития примеры раннего проявления музыкальности встречаются часто и задача педагога- развить музыкальные способности ребенка.
Публикация «Индивидуализация развития певческих навыков» размещена в разделах
Еще в младенчестве одним из источников радости является песня мамы, услышав ее в колыбели, малыш успокаивается, а подрастая, старается воспроизвести услышанную мелодию. С этих пор у ребенка появляется потребность в песне. Сначала он подпевает отдельные звуки, а затем и несложные песенки, позже начинается становление собственно певческой деятельности.
Пение - один из самых любимых видов детской деятельности основное средство музыкального воспитания
Голос - естественный инструмент, которым человек обладает с рождения.
Песня - яркая образная форма углубленного представления об окружающей действительности, исполнение которой вызывает у ребят положительное отношение ко всему прекрасному, доброму. Занятия пением- важное средство музыкального воспитания и всестороннего гармоничного развития ребенка.
Имея более чем двадцатилетний опыт работы музыкальным руководителем,работая с 6-7 детьми и проводя обследование уровня развития музыкальности, столкнулась с проблемой - большинство детей в наше время поют, не чисто интонируя, голоса крикливы, резки, напряжены.
Поэтому в работе акцентировала внимание на проблеме индивидуализации развития певческих навыков в подготовительной группе на музыкальных занятиях.
Обучение на музыкальных занятиях проводится со всей группой детей.
Но при этом необходим индивидуальный подход, который не должен превращаться в индивидуальное обучение, когда музыкальный руководитель уделяет внимание кому-то, оставляя остальных пассивными наблюдателями.
У детей любой возрастной группы не в равной степени развиты музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память.
Оказывая индивидуальную помощь каждому из ребят, я развиваю ту способность, которая у него менее развита.
Для развития певческих навыков и в контексте ФГОС считаю необходимым использовать
направление индивидуализации, т. к. :
- это позволит развить певческие способности и творческий потенциал каждого ребенка
- это обеспечит более точное адресное развитие.
Раскрытие данной темы актуально и своевременно, т. к. в настоящее время педагогами-музыкантами разрабатываются индивидуальные маршруты, карты по различным направлениям
Природа одарила каждого по-разному, хотя способность правильно интонировать мелодию есть у всех физически здоровых людей.
Но решать проблемы музыкального слуха и его координацию с голосом необходимо еще в дошкольном возрасте - ведь все это в огромной мере способствует общему развитию ребенка, здоровью, становлению полноценной творческой личности. Кроме того нужно акцентировать
внимание на вокальном воспитании, т. к. в дошкольном возрасте уже сформированы все необходимые физиологические и психологические характеристики для обучения пению: готовность голосового аппарата, необходимый объем памяти, развитие восприятия, воображения, речевых функций.
В изучении данной проблемы я определила следующую цель:
Развитие певческих навыков подготовительного к школе возраста путем индивидуального подхода на музыкальных занятиях.
В соответствии с поставленной целью выделила задачи:
- формирование устойчивого интереса к пению
- обучение выразительному пению
- обучение певческим навыкам
- развитие слуха и голоса
- формирование голосового аппарата
- развитие музыкальных способностей (эмоциональной отзывчивости на музыку, музыкально- слуховых представлений, чувства ритма)
- сохранение и укрепления здоровья детей.
В соответствии с задачами, объектом и предметом исследования можно
выдвинуть следующую гипотезу:
Если использовать индивидуальный подход, то развитие певческих навыков у детей подготовительного возраста будет более эффективным и приведет к совершенствованию данных качеств независимо от природных данных.
Особенности развития певческих навыков
в подготовительном возрасте
и пути их совершенствования
Пение - удивительный, прекрасный вид искусства, он
доступнее, чем другой для дошкольного возраста - самого благоприятного периода для формирования и развития голоса. Способствует формированию эстетического отношения к окружающей действительности, его умственному и физическому развитию.
Кроме того - это сложный процесс звукообразования, в котором очень важна координация слуха и голоса, т. е. взаимодействие певческой интонации и слухового, мышечного ощущения.
У дошкольников голосовой аппарат еще не сформирован и укрепляется вместе с общим развитием организма. Гортань и голосовые связки развиваются, связки короткие и тонкие, нёбо малоподвижно. К 7 годам большая сформированность - примарные звуки
«ми-си» 1октавы (звучание более легкое и естественное, «ре» 1- «до» 2 октавы идеал певческого диапозона.
Дети поют с удовольствием несложные песни в удобном диапазоне, способны воспроизвести и чисто спеть общее направление мелодии и отдельные ее отрезки с аккомпанементом, ребята держат правильно корпус, относительно свободно артикулируют, стараются и умеют правильно распределять дыхание, а общее исполнение становится более выразительным и приобретает основные певческие навыки.
Певческая установка - правильная поза
Во время пения сидеть (стоять) ребята должны прямо, не поднимая плеч, руки вдоль туловища.
Вокальные навыки – взаимодействие звукообразования, дыхания, дикции
Дыхание –один из важнейших певческих навыков, благодаря которому возникает и чистота интонирования, и напевность, и легкость пения.
Дошкольники дышат поверхностно, рефлекторно, не диафрагмой. Вдох должен быть бодрым, глубоким (носовым, выдох - медленным (ротовым, нижняя челюсть должна опускаться свободно, а мягкое нёбо с маленьким язычком помогает правильному извлечению звука.
Использую игры и упражнения на дыхание («Ветерок», «Насосы», тренирую своевременность вдоха (между слов -«*песенка *звучит», а не «песен*ка зву*чит», фраз.
Звукообразование, звуковедение – умение извлекать определенное качество звука: легких, мягких, что для детей чрезвычайно трудно.
Развитие данных умений связано с упражнениями на протягивание долгих звуков, пение без напряжения и крика, напевность чистоту интонирования
Пение без сопровождения, распевание гласных с их транспонированием
Содействует развитию напевности. «Эхо», «Лесенка» Е. Тиличеевой- любимые упражнения детей.
Протяжность в пении еще зависит от преобладания гласных, что характерно для народных песен («Во поле береза стояла») и подбор репертуара в желателен в умеренном или медленном темпе.
Дикция - хорошее произношение, создающее предпосылки для выразительного исполнения. Артикуляционный аппарат совершенствуется обогащением словарного запаса, упражнениями на дослушивание (не глотания) окончаний, коллективным повторением текстов нараспев, артикуляционными упражнениями (язычок «трубочкой», «острый»,
покусывать, губы покусывать, оттопыривать)
Использую четкое, внятное, понятное произношение: «снегопад»- «снег (а)па (т)», «серые»- «сер (а(и)», играю с ребятами в скороговорки
(«На дворе трава, на траве дрова», «Бык тупогуб, тупогубенький бычок», выразительно повторяю (артикулирую)с ними тексты песен - это способствует выразительности пения, применяю игровые упражнения на укрепление согласных (цепочки слов на определенный согласный «сани-сапожник-свечка-свирель»)-с динамическим, ритмическим, звуковысотным сопоставлением, правильность гласных («А-э-и-о-у»)
Хоровые навыки - ансамблевое пение - слитность, соотношение силы, высоты
Хорового звучания, выработка унисона и тембра. Строй это чистое певческое интонирование. и прежде чем его добиться, нужно собрать внимание детей.
Пение с дирижированием (жестами для показа и вступления, и динамики, и звуковысотности, и темпоритмовых изменений, после вступления или сигналу, а капелла (без музыкального сопровождения)-приемы, с помощью которых постепенно совершенствуется стройность звучания группы.
В работе над каждым из навыков использую различные методы:
Наглядный (наглядно-слуховой,наглядно-зрительный, словесный, практический, наглядно-слуховой предполагает показ детям способов вокального звучания, а так же движений для правильного голосообразования - т. е. движения дыхательных мышц, нижней челюсти, губ, рта. Музыкально-дидактические игры очень эффективны и необходимы для музыкальных занятий и самостоятельной музыкальной деятельности
(«Музыкальные лесенки», «Эхо», «Бубенчики»)
Для развития певческих навыков необходимо многократное повторение.
Удовольствие и радость, связанные с игрой, скрадывают однообразие повторений. Это подтверждает то, что дети особенно охотно поют, находясь в игровой ситуации.
Занятия пением помогают развивать социально-личностные и коммуникативные качества, способствуют организации объединения в детский коллектив. В процессе пения воспитываются такие важные черты личности, как воля, организованность, выдержка. Влияние пения на нравственное развитие выражается, с одной стороны, в том, что в песнях передано определенным содержанием, с другой - рождает способность переживать настроения, переданные в песнях.
В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных навыков : ладового чувства, звуковедения, дикции, чистоты интонирования, слитного пения.
Таким образом, это доказывает необходимость развития музыкальных способностей в подготовительной к школе группе.
Огромную роль в формировании и совершенствовании навыков пения
играет работа с родителями.
Консультации, содержащие интонационные, артикуляционные, речевые игры, которые можно использовать и дома («Музыкально-дидактические игры и развитие певческих способностей», совместные праздники, развлечения, конкурсы. Родители охотно принимают в нем участие
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый человек получает великий дар – голос - особого качества музыкальный инструмент.
Если ребенка учить петь с детства, его голос в занятиях приобретет гибкость и силу при соблюдении осторожности, бережного отношения к детскому голосу и некоторых непреложных правил:
- все занятия необходимо организовывать в форме игры.
- индивидуальные установки нужно проводить «глаза в глаза».
- для определения положительной динамики и эффективности проведения работы необходима диагностика.
- важен правильный подбор песенного репертуара, соответствующего естественному диапазону детей.
- следует тщательно отслеживать состояние здоровья детей.
- бережно относиться к детским голосам.
- важно вести разъяснительную работу среди родителей.