Макеева арина
Индивидуальная программа с воспитанниками из «группы риска»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальная работа с детьми в ДОУ - это система целенаправленного психолого-педагогического воздействия на сознание, чувства и поведение ребенка с учетом особенностей развития его личности.
1. Характеристика группы
2021-2022 уч. год (I группа раннего возраста)
Общее количество детей: 16 человек
Тревожные дети: 3
Агрессивные дети: 2
2022-2023 уч. год (II группа раннего возраста)
Общее количество детей: 16 человек
Тревожные дети: 2
Агрессивные дети: 1
Дети СВО: 2
Публикация «Индивидуальная программа с воспитанниками из „группы риска“» размещена в разделах
2023-2024 уч. год (Младшая группа)
Общее количество детей: 20 человек
Тревожные дети: 1
Агрессивные дети: 1
Дети СВО: 2
2. Индивидуальная работа по коррекции эмоционально-личностной и познавательной сферы детей группы «риска», включает в себя
1 этап: Первичная диагностика:
Цель: определение потенциальной «группы риска». Диагностическое обследование направлено на определение потенциальной группы риска, проводятся наблюдения за деятельностью детей в группе, диагностика уровня личностно-социального развития, диагностика эмоциональных нарушений ( Методики: Панфилова М. А. «Кактус»; Т. А. Репина «Секрет»; В. Г. Щур «Лесенка», Тесты: Дж. Бак «Дом-дерево-человек», Р. Тэммпл «Выявление тревожности», тест «Рисунок семьи»).
2 этап. Реализация коррекционной программы.
Способствование полноценному психическому и личностному развитию ребенка. Построение маршрута индивидуального сопровождения ребенка «группы риска».
Цель: совместная выработка рекомендаций для ребенка, педагога, родителей, специалистов.
Карта индивидуального сопровождения ребенка включает в себя:
* биологический портрет ребенка - результаты изучения анамнеза;
* социальный портрет ребенка - данные социологического обследования семьи и стиля семейного воспитания;
* карта показателей индивидуального развития – обобщенные результаты диагностики физического, познавательного, речевого и психоэмоционального развития ребенка;
* комментарии психолога в форме пояснения по результатам диагностики и рекомендации к сопровождению ребенка;
* листы фиксации коррекционно-развивающей работы, проводимой с ребенком.
3 Этап. Психопрофилактика и просвещение родителей и педагогов.
Цель: определение основных целей, задач, принципов и форм работы с ребенком «группы риска».
Для педагогов: консультации и практикумы по темам:
1. Развитие эмоционально-нравственной сферы и навыков общения у детей дошкольного возраста.
2. Взаимодействие воспитателя с непопулярными детьми.
3. Методы обучения детей конструктивным навыкам общения.
4. Коммуникативные игры для снятия тревожных состояний у детей.
Для родителей: беседы и консультаций по темам:
1. Как воспитать ребенка без наказаний?
2. Как воспитать неагрессивного ребенка?
3. Типы современной семьи, стили воспитания ребенка.
4. Родители и дети. Причины конфликтов.
4 этап. Контрольно-итоговый.
Оценка эффективности коррекции. Оценка результатов коррекционной программы с точки зрения достижения планируемых целей. Составление психолого-педагогических рекомендаций по воспитанию и обучению детей, направленных на закрепление и упрочение положительных результатов коррекционной работы. В случае необходимости — разработка программы индивидуального курирования случая. Обсуждение итогов коррекционной работы с родителями, педагогами, администрацией.
Учебно-тематический план занятий
№ Тема занятия Цель, задачи Кол-во часов
1 Диагностическое обследование при помощи методик Методика «Кактус» М. А. Панфиловой
Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М Анкета выявления агрессивности у ребенка
Методика диагностики детских страхов А. И. Захарова
Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)
Методика «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф – Д. Харрис)
1
2 «Кто я такой?» -расширять представления о том, что каждый человек уникален и неповторим, имеет свои характерные особенности, предпочтения и чувства
-формировать способность самопознания, умение считаться с особенностями и возможностями других.
-формировать представление о собственном теле; 1
3 «Что я люблю и умею» Способствовать пониманию и осознанию того, что не всегда приходится делать то, что хочется, а нужно действовать в соответствии с правилами и нормами;
Формировать потребность высказываться о своих чувствах, желаниях, взглядах и быть внимательными к чувствам и взглядам других;
Формировать представления о разных эмоциональных состояниях человека; 1
4 «Что такое доброта?» Формировать адекватное отношение к своим поступкам;
Расширять представление о доброте;
1
5 «Мир чувств и эмоций» Формировать умение распознавать различные настроения и эмоциональные состояния, анализировать их причины, находить разные способы для преодоления плохого настроения у себя и у других 1
6 «Дружба» Способствовать пониманию того, что дружба доставляет радость общения друг с другом;
Показать позитивные способы общения
Развивать представления о способах поддержания дружеских связей 1
7 «Ежели вы вежливы» Формировать основные правила этикета;
Продолжать формировать представление о том, что комфортные условия зависят от отношения друг к другу; 1
8 «Что такое хорошо? Что такое плохо?» Формировать рефлексию ценностных ориентиров «Что такое хорошо? Что такое плохо?», определяющих целевой компонент поведения ребенка 1
9 «Измени себя» Формировать положительные представления о себе, дать понять, что всегда можно изменить себя и внешне и внутренне.
Расширять представления о том, что чувства, желания, предпочтения, вкусы могут меняться по различным причинам.
Подвести к пониманию многообразия социальных ролей, выполняемых взрослыми и детьми
Научить делать правильный выбор линии поведения по отношению к людям 1
10 «Я и моя семья» Формировать представления о родственных связях
Учить определять и точно обозначать словом свою социальную роль в отношении к членам семьи и другим родственникам, прививать любовь и отношение ко взрослым
1
11 «Всегда ли добро побеждает зло?» Повторить изученное по теме «Доброта»
Стимулировать к высказыванию собственного мнения
Активизировать словарь нравственных категорий 1
12 «Что я люблю и могу делать» Продолжать формировать осознанное отношение к тому, что у каждого человека могут быть свои желания, взгляды и занятия, представление о том, что человек может управлять своими желаниями
Развивать уверенность в своих при выполнении разнообразной деятельности 1
13 «Страшно» Способствовать осознанию того, что существуют реальные опасные ситуации, и показать различные способы поведения в них
Объяснить детям, что чувство страха помогает человеку быть осторожным
Научить выражать свой страх словами, жестами, мимикой, движениями, рисунками 1
14 Диагностическое обследование при помощи методик Методика «Кактус» М. А. Панфиловой
Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М Анкета выявления агрессивности у ребенка
Методика диагностики детских страхов А. И. Захарова
Тест тревожности (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)
Методика «Нарисуй человека» (Ф. Гудинаф – Д. Харрис)
1
Итого 14
Содержание занятий.
1 «Кто я такой» Ритуал приветствия;
Рассматривание своего отражения (беседа) :
Кого ты видишь в зеркале? Кто ты: мальчик или девочка? Какого цвета у тебя глаза?Волосы?Прическа?
Игра «обезьянка» - кривляться перед зеркалом, показывать различные эмоциональные состояния: радость, грусть и т. д.
Рассуждения. -Что такое я? Как ласково тебя называют дома? Что означает твое имя? Ты знаешь свое отчество? Зачем нужно имя? На что похоже твое имя? Какого цвета, чем пахнет?
Игра «Догадайся кто я?» (пантомима)
Составление рассказа о себе (внешность, состав семьи, обязанности, любимое занятие, игрушки, игры и т. д.
Ритуал прощания
2 «Что я люблю и умею» Ритуал приветствия
Чтение Остер «вредные советы», Носов «Заплатка»
Копилка добрых дел. Оформляется копилка куда кладут листочки с перечислением хороших дел, с последующим обсуждением
Игра «На что похоже настроение?» (имитация действия предметов, живых объектов)
Стихотворение Петрушки. Вопросы к нему: Как ты относишься к петушке-непослушке? Что ты не любишь делать, а надо? Что тебе запрещают, а хочется?
«Обзывалки»
Рисование. Нарисуй что тебе запрещают. Одновременно ведется обсуждение: всегда ли взрослые делают то что им хочется? Почему? А ты делал когда-нибудь то что тебе не хотелось, а тебя заставили? И т. д.
Ритуал прощания
3 «Что такое доброта?» Риутал приветствия
Игра «два друга». Стихотворение с дальнейшим обсуждением
Как поступить если….
Какого цвета доброта? Рисунок доброты
Проигрывание различных ситуаций с помощью игрушек
Ритуал прощания
4 «Мир чувств и эмоций» Ритуал приветствия
Пантомимика эмоций (радость, грусть, злость и т. д.) и ощущений (съел кислый лимон, жарко, холодно и т. д.)
Игра «Добрые и злые поступки» (классификация картинок, фотографий) – Беседа: а ты встречал злых людей? В чем проявлялась их злость? Почему одни добрые, а другие злые? Случалось ли тебе быть злым и т. д. ?
«Изобрази злость»- изображение злости перед зеркалом и рисование злости
Злые, плохие дела (изображения, эмоции, ощущения предлагается положить в сундучок секрет и подуть на него (дыхательная гимнастика)
Ритуал прощания
5 «Дружба» Ритуал приветствия
Чтение С. Н. Михалков «как друзья познаются» с обсуждением
«копилка народной мудрости»-притчи, поговорки, пословицы о дружбе
Упражнение «закончи фразу»….
Этюд «встреча с другом» ( выразительные движения: объятия, улыбки, пожатия и т. д.)
«Нарисуй друга»
Ритуал прощания
6 «Ежели вы вежливы» Ритуал приветствия
Психогимнастика «Носорог». Обсуждение «что такое вежливость?»
Чтение С. Я. Маршка –«Ежели вы вежливы»
Игра «награда за вежливость» (считаются балы за вежливые слова)
Правила Вежливости в рисунках, обсуждение и рефлексия
Упражнение «закончи предложение». Подбираются ситуации где следует сказать вежливые слова
Ритуал прощания
7 «Что такое хорошо? Что такое плохо?» Ритуал приветствия
Чтение. С. Михалков «Дядя Степа милиционер», Г. Остер «вредные советы»
Обсуждение правил вежливости: Что такое быть доброжелательным? (обсуждение слова, как узнают, что ты человек, желающий добра? Говоришь ли ты себе я хороший, добрый? Как можно благодарить за добро?
Игра «Похвали себя» перед зеркалом
Упражнение «Вежливый разговор по телефону»
Игра «произнеси фразу в зависимости от настроения»
Сундучок секрет, плохое настроение или поступок, эмоцию можно изобразить и положить в сундучок
Ритуал прощания
8 «Измени себя» Ритуал приветствия
Чтение с обсуждением (С. Маршак «как себя вести», В Осеева «краски»
Пантомима «как я вижу себя?» Каким ты себя видишь? Каким хочешь видеть себя? Как видят тебя другие?
Игра «Слабо?» - Что ты можешь чего другие не могут? Чего ты пока не умеешь делать но хотел бы научиться? Как ты можешь этого достичь? Как бы ты хотел что б тебя называли? когда вырастешь?
Игра «Эмоции на фото» - Ребенок изображает разные эмоциональные состояния, и фотографирует каждое из них
Изготовление медали. Пишется имя и раскрашивается
Ритуал прощания
9 «Я и моя семья» Ритуал приветствия
Беседа «Я и мой дом», «Детский сад-мой второй дом», если бы у меня была волшебная палочка»
Загадки о семье
Рисование «Моя семья»
Обыгрывание ситуации. Поддержка семьи
Упражнение «Какая мама?»
Ритуал прощания
10 «Всегда ли добро побеждает зло?» Ритуал приветствия
Литературные исследования «что такое доброта?». Предлагается выбрать произведение где добро побеждает зло.
Беседа по вопросам: Можно ли проявлять доброту к животным, растениям? Как это нужно правильно делать? Какие добрые поступки ты совершал? Приходилось совершать поступки, которые нельзя назвать добрыми? Если бы у тебя была волшебная палочка… и т. д.
Игра «Изобрази нравственное качество». Ребенок изображает любое качество, психолог старается угадать
Пальчиковая гимнастика
«Расскажи сказку по кубикам»
Ритуал прощания
11 «Что я люблю и могу делать» Ритуал приветствия
Чтение рассказа Драгунского «что я люблю», «что я не люблю» с последующим обсуждением
Игра «Реклама»
Игра «цветик семи цветик». На лепестке изображают свое желание
Беседа на тему хобби. Обсуждение
Рисунок увлечений
Ритуал прощания
12 «Страшно» Ритуал приветствия
Чтение Носов –«живая шляпа» с последующим обсуждением
Беседа: Может ли страх быть помощником?
Упражнение «заколдованный»
Игра «закончи фразу.»
Рисование «Я сильнее своего страха»
Ритуал прощания
Ожидаемые результаты:
Дети. Вывод ребенка из «группы риска» : за счет улучшения межличностных отношений со взрослыми и сверстниками; форсированности комплекса произвольности в соответствии с возрастом; снижения уровня негативных проявлений в эмоционально-личностной сфере. Создание обстановки психологического комфорта и безопасности воспитанников в семье и окружающей социальной среде.
Родители. Изменение позиции во взаимодействии с ребенком; повышение психолого-педагогической компетентности в вопросах воспитания и развития детей.
Педагоги. Повышение уровня компетентности, изменения во взглядах на воспитательно - образовательный процесс детей. Развитие индивидуальности, эмоциональной стабильности детей.
Педагог-психолог. Создание системы работы с детьми «группы риска». Эффективность взаимодействия с педагогами и родителями. Снижение количества детей «группы риска».
Использование индивидуальной работы с ребенком в ДОУ позволяют помочь ребенку справиться с переживаниями, которые препятствуют его нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками, способствовать его полноценному психическому и личностному развитию.
За период 2021-2024 уч. г., видна эффективность разработанной индивидуальной программы для детей из «группы риска»