Светлана Чебыкина
Индивидуальная программа самообразования педагога «Приобщение детей младшего возраста к морально-этическим нормам»
▼ Скачать + Заказать документы
Индивидуальная программа самообразования педагога
«Приобщение детей младшего возраста к морально-этическим нормам посредством чтения художественной литературы»
Пояснительная записка
Современное образование ставит перед педагогом дошкольного образования ряд задач: современный воспитатель – это человек, способный свободно и активно мыслить, моделировать воспитательно–образовательный процесс, самостоятельно генерировать и воплощать новые идеи и технологии обучения и воспитания, поэтому важную роль в нашей работе играет профессиональная компетентность педагога на современном этапе развития образования.
Публикация «Индивидуальная программа самообразования педагога „Приобщение детей младшего возраста к морально-этическим нормам“» размещена в разделах
С целью повышения профессиональной культуры необходимо постоянно работать над повышением педагогической компетентности в образовательном процессе через курсы повышения квалификации, дополнительное образование, постоянную работу по самообразованию; участие в методических мероприятиях города и ДОУ.
Решая задачу приобщения к морально-этическим нормам у дошкольников, детская художественная литература играет большую роль. С помощью детской художественной литературы у воспитанников формируются нравственные качества:
- умение оценивать свой поступок и поступок товарищей;
- применение полученных знаний в общении с детьми, в общении со старшими;
- умение сопереживать и сочувствовать героям художественных произведений.
Программа самообразования позволила глубоко изучить теоретические аспекты организации чтения художественной литературы детям младшего возраста, разработать конспекты развивающих бесед с детьми после прочтения произведения, проанализировать уровень осведомленности родителей о важности правильного выбора книги и др.
Данная программа самообразования будет полезна воспитателям групп младшего возраста, а также родителям, готовым обучаться методам и приемам чтения художественной литературы детям.
Ресурсное обеспечение реализации программы самообразования :
1) кадровое: воспитатели групп
2) техническое: компьютер, магнитофон, экран для просмотра презентаций, фотоаппарат
3) информационно-методическое: литература по теме самообразования, информация интернета.
4) материалы и оборудование: книжный уголок, книги с иллюстрациями, портреты авторов, атрибуты к обсуждению (герои произведений, предметы из прочитанных книжек и др.)
Актуальность
Социально-коммуникативное развитие, в соответствии с ФГОС ДО, направлено на усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие взаимодействия ребёнка со взрослым и сверстниками, становление самостоятельности, саморегуляции собственных действий, развитие эмоционального и социального интеллекта, отзывчивости, сопереживания, уважительного отношения к обществу детей и взрослых.
Актуальность данной темы в том, что вопросы нравственного воспитания детей остро встают перед современным обществом. Педагоги отмечают повышенную агрессивность, конфликтность, дошкольников, нежелание понять внутренний мир другого человека. Негативно сказывается на подрастающем поколении и низкая культура окружающего социума.
Формирование нравственных понятий у детей, овладение морально-этическими нормами – это долгий и сложный процесс. От педагога он требует постоянных усилий, планомерной, непрерывной работы. Исключительную роль в этой работе занимает чтение художественной литературы малышам. Этот метод позволяет без излишнего морализирования подтолкнуть ребёнка к осознанному применению в жизни норм и правил поведения, помогает понять сферу социальных взаимодействий людей, моральных, нравственных ценностей. Художественная литература помогает детям понять не только эмоциональные порывы героев книги, но и мотивы их поступков. Таким образом, развивается способность к сопереживанию, эмпатии, умение анализировать и оценивать поступки и ситуации, закладываются морально-нравственные основы личности, составляющие базис человека, как социального существа. Потребность ребенка слушать одну и ту же сказку или стихотворение несколько раз, пропуская через себя содержание литературного произведения, эмоционально переживая происходящие в нём события, даёт педагогу возможность психологически тонко воздействовать на личность ребёнка, помогая ему возвышаться над собой и собственными проблемами.
Через литературу ребенок познает не только мир вокруг, но и себя в этом мире, сферу социальных отношений людей, нравственных основ жизни. Именно коллизии многих художественных произведений помогают им разобраться в том, что есть добро и зло, честь и справедливость, правда и ложь. В процессе чтения литературные произведения способны помочь детям познать разные эмоциональные состояния человека, мотивы его поступков. С их помощью развивается чувственно-эмоциональная сфера ребенка, его способности сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними. В работе с детьми особое значение имеет – обращение к художественной литературе. Дошедшие из глубины веков потешки, заклички, приговорки, прибаутки, перевертыши и т. д., наилучшим образом открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Художественная литература развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции.
Приобщение дошкольников к художественной литературе позволяет заложить базовую основу его общей культуры, как одной из основных задач художественно – эстетического воспитания дошкольников. Именно литература выступает на дошкольном этапе как эффективное средство познавательно - речевого развития ребенка, помогает ребенку быстро и заинтересованно познавать окружающий мир, впитывать и проживать огромное количество впечатлений, учит перенимать нормы поведения. Ознакомление детей с художественной литературой способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы морально-этических норм человеческой личности.
Индивидуальная тема самообразования :
«Приобщение детей младшего возраста к морально-этическим нормам посредством чтения художественной литературы»
Цель: повышение профессионального мастерства и компетентности педагога в процессе создания условий для приобщения младших дошкольников к морально-этическим нормам мировоззрения, поведения и взаимоотношений в обществе посредством чтения детской художественной литературы.
Задачи:
1. Изучить методическую литературу по данной теме.
2. Составить список художественной литературы для чтения детям 3-4 лет по теме и пополнить библиотеку группы литературными произведениями по списку.
3. Создать условия для знакомства детей с литературным произведением.
4. Помогать усвоению детьми духовно– нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
5. Воспитывать послушание на основе любви и уважения к родителям и близким людям, терпения, милосердия, умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
6. Побуждать родителей к участию в образовательном процессе (пополнение библиотеки группы).
7. Повышать педагогическую компетенцию родителей путём оформления информационного стенда с рекомендациями для родителей по теме.
Срок реализации: сентябрь 2021- ноябрь 2022
Ожидаемый результат: повышение качества приобщения детей к морально-этическим нормам, разработка диагностического инструментария для анкетирования родителей, разработка картотеки использования литературы для решения различных воспитательных задач.
Этапы реализации программы
Этапы Содержание работы Практическая деятельность Сроки
1 этап
Диагностический Самообразование педагога по теме : - изучение методической литературе по теме
- разработка плана самообразования, определение целей, задач, содержания, прогнозирование результатов
-проведение мониторинга
- анкетирование родителей
- составление перспективного плана работы с детьми и родителями (законными представителями)
Сентябрь
Достигнутый результат: подобрана методическая литература, составлен план работы с детьми, проведено анкетирование родителей и проведен мониторинг детей. В анкетировании приняли участие-25 семей. Проанализировав их можно сделать следующие выводы: у 20 % семей имеется детская библиотека, только 38 % понимают важность чтения художественной литературы в формировании морально-этических норм. При выборе книг 42% родителей предпочтение отдают не содержанию, а ярким иллюстрациям. Только 36% семей ежедневно читают детям. (см. приложение 6) Мониторинг образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» показал, что у 4% детей навык соблюдения элементарных правил не сформирован, у 56% находится в стадии формирования, у 40% детей навык сформирован на нижней границе нормы. (см. приложение 5).
Проблемы: недостаточное количество методической литературы по формированию морально-этических норм по средствам художественной литературы. Нет картотеки подбора художественной литературы
Рекомендации: При отборе книг учитываются особенности внимания, памяти, мышления, круг интересов детей, их жизненный опыт; сюжетная занимательность, простота и ясность композиции.
2 этап
Практический
Реализация системы работы по приобщению детей младшего возраста к морально-этическим нормам посредством чтения художественной литературы
Маяковский В. «Что такое хорошо и что такое плохо» (отрывки).
1. Знакомство с произведением. Рассматривание иллюстраций.
2. Повторное чтение. Беседа по содержанию. Подвести детей к правильным выводам.
3. Чтение отрывков с обсуждением. Побуждать детей к подговариванию уже знакомых строк стихотворения, к самостоятельному договариванию слов, фраз, предложений.
4. Заучивание отрывка из произведения.
5. Памятка для родителей «Список рекомендованной литературы для чтения детям. Октябрь
Усачев А. «Умная собачка Соня, или Здравствуйте, спасибо и до свидания!»,
Барто А. «Шла вчера я по садовой», Прокофьева С. Л. «Сказка о невоспитанном мышонке».
1. Знакомство с произведением. Беседа по содержанию.
2. Повторное чтение.
3. Д/И «Какие вежливые слова мы знаем?»
4. Папка-передвижка «Как подружить ребёнка с книгой?»
Ноябрь
Русские народные сказки: «Гуси – лебеди», «Волк и 7 козлят».
1. Знакомство со сказкой. Рассматривание иллюстраций.
2. Повторное чтение. Беседа по содержанию. Подвести детей к пониманию того, что нужно уважать старших и родителей слушаться, чтоб не случилось беды.
3. Использование цитат из сказки в подходящих ситуациях.
4. Анкетирование родителей «В гостях у сказки» Декабрь
Усачев А. «Умная собачка Соня, или Правила хорошего тона для маленьких собачек». Чтение рассказа «Обои».
1. Беседа по содержанию.
2. Беседа «Почему на стенах нельзя рисовать?»
3. Повторное чтение рассказа.
4. Д/И «Можно-нельзя».
5. Участие в театральном фестивале. Спектакль «Колобок» Январь
А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
1. Знакомство со сказкой. Беседа по содержанию.
2. Повторное чтение. Подвести детей к порицанию неприемлемого поведения.
3. Напоминать детям о героях произведения в соответствующих ситуациях
4. Участие во Всероссийском конкурсе «Галерея Пушкинских героев»
5. Участие в акции «Подари книгу» Февраль
К. Чуковский «Мойдодыр».
1. Знакомство с произведением. Рассматривание иллюстраций.
2. Повторное чтение. Беседа по содержанию. Подвести детей к правильным выводам.
3. Чтение отрывков с обсуждением. Побуждать детей к проговариванию уже знакомых строк стихотворения, к самостоятельному договариванию фраз, предложений.
4. Д/И «Хорошо-плохо».
5. Опрос «Любимые книги вашего ребёнка».
6. Участие во Всероссийском конкурсе «Мир сказок К. И. Чуковского» Март
К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька», «лиса Патрикеевна», «Уточка»
1. Знакомство с рассказом. Беседа по содержанию.
2. Повторное чтение. Подвести детей к порицанию неприемлемого поведения.
3. Напоминать детям о героях произведения в соответствующих ситуациях.
4. Беседа «Что такое осторожность».
5. Консультация «Семейный досуг: чтение и беседы о прочитанном». Апрель
Литературный вечер «Чему нас научили герои книг».
Оформление выставки семейных работ «Любимый литературный герой». Май
А. Барто «Девочка-рёвушка», «Девочка-чумазая»; С. Прокофьева «Сказка про Ойку- плаксу»
1. Знакомство с произведением. Рассматривание иллюстраций.
2. Повторное чтение. Беседа по содержанию. Подвести детей к правильным выводам.
3. Чтение отрывков с обсуждением. Побуждать детей к проговариванию уже знакомых строк стихотворения, к самостоятельному договариванию фраз, предложений.
4. Д/И «Хорошо-плохо».
Июнь
Алябьева Е. А. «В магазине игрушек», «Не хочу, не буду».
1. Знакомство с произведением. Рассматривание иллюстраций.
2. Повторное чтение. Беседа по содержанию. Подвести детей к правильным выводам.
3. Чтение отрывков с обсуждением. Побуждать детей к проговариванию уже знакомых строк стихотворения, к самостоятельному договариванию фраз, предложений.
4. Д/И «Хорошо-плохо». Июль
Э. Мошковцева «Жадина», «Капризы», «Маша и каша».
1. Знакомство с произведением. Рассматривание иллюстраций.
2. Повторное чтение. Беседа по содержанию. Подвести детей к правильным выводам.
3. Чтение отрывков с обсуждением. Побуждать детей к проговариванию уже знакомых строк стихотворения, к самостоятельному договариванию фраз, предложений.
4. Д/И «Хорошо-плохо». Август
Достигнутый результат: разработана картотека книг для формирования различных ценностей, разработаны конспекты бесед с детьми. Дети активно включились в процесс знакомства с художественными произведениями. Активно обсуждают прочитанные произведения. Родители активно участвуют в выставках, конкурсах, самостоятельно посещают с детьми детскую библиотеку.
Проблемы: Планирование развивающей беседы требует тщательной подготовки со стороны воспитателя.
Рекомендации: Есть произведения настолько яркие, мораль которых легко вытекает из действий и поступков героев, что не требует от воспитателя наводящих вопросов
3 этап
Обобщающий
Выявление эффективности реализованной программы - проведение мониторинга
- анкетирование родителей
- выступление с отчетом по самообразованию на итоговом педагогическом совете 20 мая 2022г
Май
Достигнутый результат: В анкетировании приняли участие-25 семей. Проанализировав их можно сделать следующие выводы: По сравнению с началом года, возросла часть родителей, которые регулярно посещают детскую библиотеку или приобретают книги для домашней библиотеки. Большинство родителей понимают важность чтения художественной литературы в формировании морально-этических норм. При выборе книг родители предпочтение отдают содержанию. 75% семей ежедневно читают детям. 100% родителей обговаривают с ребенком прочитанное (в различных формах). (см. приложение 8) Мониторинг образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в конце года показал, что у 0% детей навык соблюдения элементарных правил не сформирован, у 8% находится в стадии формирования, у 92% детей навык сформирован в возрастной норме. (см. приложение 7).
Проблемы: на этом этапе не выявлены
4 этап
Внедренческий Использование опыта, полученного в процессе самообразования Тема самообразования в 2022-2023 году «Нравственное развитие детей среднего возраста посредством чтения художественной литературы» Сентябрь 2022-май 2023
Распространение опыта - консультация воспитателя младшей группы «Приобщение к морально- этическим нормам посредством чтения художественной литературы»
- участие в конкурсе программ самообразования сентябрь-ноябрь 2022
Достигнутый результат: реализация программы самообразования позволила мне повысить педагогическую компетентность в вопросах приобщения детей младшего возраста к морально-этическим нормам. Разработанная картотека позволила прибегать к необходимой литературе при возникновении конфликтных ситуаций в группе. Использование примеров из книг позволяло объяснить ребенку, не переходя на личные качества, о недопустимости некоторых проявлений.
Проблемы: переход в новую возрастную группу требует расширения картотеки для включения тех книг, которые будут актуальны в среднем возрасте.
Рекомендации: продолжить использовать чтение художественной литературы как способ нравственного развития воспитанников