Папки-передвижки

Индивидуальная работа — ключ к решению задач в музыкальном развитии дошкольника. В помощь музыкальным руководителям

Евгения Миронова
Индивидуальная работа — ключ к решению задач в музыкальном развитии дошкольника. В помощь музыкальным руководителям

Дети стремятся к общению с искусством, которое невозможно увидеть и потрогать, но которое при этом оказывает на них самое сильное влияние, расширяя границы детского сознания до бесконечности.

Задачей педагога становиться необходимость поддержать индивидуальные творческие проявления ребенка, дать возможность раскрыть свои скрытые возможности посредством осуществления индивидуального и дифференцированного подхода.

Публикация «Индивидуальная работа — ключ к решению задач в музыкальном развитии дошкольника, В помощь музыкальным руководителям» размещена в разделах

Для выявления музыкальных способностей в детском саду осуществляются постоянные наблюдения за детьми с проведением диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных способностей, проводимая один – два раза в год, позволяет судить о качественном своеобразии развития каждого ребенка и соответственно корректировать содержание занятий.

Диагностика музыкальных способностей различается тем, какие способности в структуре музыкальности считаются основными. В теории и практике музыкального воспитания принята диагностика, основанная на выявлении трех основных музыкальных способностей – ладового чувства, музыкально-слуховых представлений и чувства ритма (Б. М. Теплов).

Для выявления музыкально одаренных детей в педагогической практике используется технология педагогического наблюдения.

Начиная со среднего возраста целесообразно подключать и такую форму работы как индивидуальное занятие. Это вызвано, с одной стороны, тем, что дети развиваются неодинаково, их музыкальные проявления индивидуальны, с другой стороны - спецификой обучения некоторым видам музыкальной деятельности, предполагающим контакт с каждым ребенком в отдельности (игра на музыкальных инструментах, некоторые виды музыкально-ритмических движений).

Выявив склонности детей к отдельным видам музыкальной деятельности, можно посоветовать родителям, чему предпочтительнее обучать ребенка дополнительно в кружке, студии, или музыкальной школе: хореографии, пению, игре на музыкальных инструментах.

Таким образом индивидуальные занятия полнее выявляют возможности детей, раскрывают их музыкальные способности.

Индивидуальная работа с детьми проводится с целью:

- коррекции;

- развития музыкальных способностей одаренных детей

Осуществляя индивидуальную работу, обращаю внимание на то, что ориентир на «подравнивание» к среднему уровню отрицательно сказывается на развитии способных и одаренных детей. Усреднение требований снижает и уровень развития всех остальных детей, так как лишает их возможности догнать опережающих сверстников. Занятия с целью коррекции позволяют найти причину не усвоения программных задач. Часто она сокрыта в личностных качествах ребенка — излишняя застенчивость, отсутствие веры в свои силы. Иногда ребенок отстает в развитии каких-либо навыков в отдельном виде деятельности. Индивидуальные занятия с преобладанием именно этого вида помогут ребенку преодолеть трудности. Индивидуальные качества некоторых детей порой являются причиной неудач совместной деятельности, например, низкий диапазон голоса не позволяет им петь чисто в более высоком регистре. В таких случаях на индивидуальных занятиях транспонирую песни в удобный для ребенка диапазон и постепенно расширяю его. Причиной нечистого интонирования в пении может быть неразвитость одной из музыкальных способностей—звуковысотного слуха. В этом случае помогают специально подобранные музыкально-дидактические игры и упражнения: игра на звуковысотных музыкальных инструментах помогает различить и правильно воспроизвести высоту звуков, обостряет слуховое внимание; совмещая пение и игру на музыкальных инструментах, можно быстрее добиться слуховой и вокальной координации.

Особое место в системе художественно-эстетического воспитания детского сада занимает работа с одаренными детьми. Особенности же работы с одарёнными детьми в музыкальной, театрализованной, изобразительной деятельности, как и проблема выявления и развития художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста, в педагогической литературе представлены недостаточно.

Моя работа как музыкального руководителя направлена как на выявление детей с предпосылками музыкальной одаренности, так и на детей, которые менее адаптированы в обществе, с последующим сохранением и дальнейшим развитием их способностей, опираясь на собственную активность детей. Данная работа осуществляется в тесном взаимодействии всех специалистов ДОУ: педагога-психолога, воспитателя по ИЗО, логопеда, воспитателя и конечно родителей.

В своей работе опираюсь на принципы:

• системности

• учета индивидуальных особенностей психики ребёнка.

• разнообразия музыкального репертуара и его усложнения.

• предоставления ребёнку условий для творчества и импровизации.

• креативности и эмоциональности педагога.

• наглядности (картины, костюмы, видеоматериалы и т. д.)

• преемственности в работе с другими специалистами.

• взаимодействия с семьей.

Основными методами являются: наглядный; исследовательский; практический, объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, дирижёрский показ.

Видом деятельности музыкально-одарённых детей является инструментальное исполнительство, а используемый инструмент - деревянные ложки.

Для индивидуальной работы мною была разработана структура занятия, которая включает в себя следующие составляющие:

• Содержание работы

• Задачи

• Подбор мелодий и попевок по слух

• Развитие музыкально - слухового представления

• Сочинение мелодий на заданный ритмический рисунок

• Музыкально – двигательные импровизации

• Развитие творческого восприятия музыки при передачи настроения и содержания музыки

• Релаксация на занятии

Таким образом, в структуру индивидуального занятия включены такие виды деятельности, которые развивают продуктивность мышления, помогают ребенку максимально проявить своё воображение, музыкальные способности, а затем стабилизировать свое эмоциональное состояние. Занятия проходят один раз в неделю по 25 минут. В своей работе мною используются методические пособия Н. Э. Басиной и О. А. Сусловой “С кисточкой и музыкой в ладошке”, С. В. Крюковой “Здравствуйте, я сам!” и др.

Индивидуальная работа с одаренными детьми строится на диагностической основе: выявление музыкальных способностей (методика К. В. Тарасовой) и определения склонности к творчеству (из наблюдений воспитателя и родителей). В начале года было выявлено несколько детей, имеющих достаточно высокий уровень музыкальных способностей игры на инструментах. В течении года с детьми проводилась индивидуальная работа по развитию умений игры на оркестровых инструментах.

Анализ полученных результатов показал, что в процессе проведенной работы уровень развития мелодического слуха детей достиг очень высокого уровня (по К. В. Тарасовой – уровня одаренности). Интерес представляет продуктивная деятельность детей, которая является показателем развития творческих способностей: один из мальчиков сочинил новый для него приём игры на ложках, который в последствии был использован в концертном номере на конкурсе «Весенняя капель».

Качественно проделанная работа, позволяет с лёгкостью обучать детей игре в ансамбле и в оркестре. Ансамбль доставляет удовольствие не только своим слушателям, но и самим детям, которые в полной мере проявляют свои способности в игре на инструменте и получая огромное удовлетворение от достигаемых результатов.

Основная работа с одарёнными детьми осуществляется музыкальным руководителем, но система индивидуальных занятий предполагает связь с другими специалистами детского сада.

Воспитатель в ходе наблюдения, старается поддерживать полученные знания на различных мероприятиях, создает условия в группе для развития музыкальных способностей детей (музыкальный уголок, наличие различных музыкальных инструментов, дидактических игр и т. п.).

Воспитатель по изобразительной деятельности обращает внимание на восприятие ребёнком изобразительного искусства, проводит интегрированные занятия с музыкальным сопровождением, учит детей “рисовать музыку”.

Психолог наблюдает за изменениями в эмоциональных проявлениях детей в процессе занятий, развлечений и других видах деятельности, проводит при необходимости занятия по коррекции эмоций; консультирует родителей, воспитателей и других специалистов по различным вопросам.

Логопед на индивидуальных занятиях отрабатывает звукопроизношение ребенка, консультирует по автоматизации поставленных звуков, помогает в отборе речевого материала для утренников, театрализованной деятельности. В ходе занятий логопеда проводится работа по интонационной выразительности речи.

Система работы предусматривает тесную связь с семьей, так как очень важно продлить положительный эмоциональный настрой ребёнка, полученный им на занятиях и праздниках, дома. Выступления на родительских собраниях, беседы, консультации, стенды-отчеты, открытые занятия и праздники, личное участие родителей в различных мероприятиях детского сада и т. д. – вся эта работа даёт возможность родителям получить представление о деятельности детей в детском саду, поддерживать и воссоздавать полученный детьми эмоциональный опыт в кругу семьи. Она помогает родителям осознать, что взаимное влияние семьи и детского сада – необходимое условие для полной реализации возможностей одарённого ребёнка. В этом направлении решались такие задачи:

- объединение усилий педагогов и родителей для развития способностей детей;

- создание атмосферы общности интересов в организации образовательного процесса;

- активизация и обогащение воспитательных умений родителей.

Для родителей разработаны следующие консультации: “Музыкален ли ваш ребёнок?”, “Какую музыку и как слушать с детьми дома?”, “Пойте вместе с детьми!”, а также видеозаписи и компьютерные презентации из жизни детей.

Благодаря активным формам работы с семьями обозначились положительные тенденции в сотрудничестве педагогов и родителей в воспитании и обучении детей с ярко выраженными способностями (участие в конкурсах и мероприятиях на город: «Мисс мира», «Красная гвоздика», «Весенняя капель», «Признание»).

Таким образом, анализируя эффективность проведенной работы с ребёнком, имеющим предпосылки к одаренности, мною был сделан вывод, что система индивидуальных занятий позволяет значительно поднять уровень музыкального развития ребёнка, формирует у него творческий подход не только к музыкальным, но и другим видам деятельности, укрепляет его уверенность в своих способностях.

Публикации по теме:

«Аква-гимнастика — индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук у детей» «Аква-гимнастика – индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук у детей». «Рука – это инструмент всех инструментов», сказал ещё.

Индивидуальная коррекционная работа в младших группах Весь уклад жизни детского сада способствует развитию речи детей. Своевременно усвоенная детьми точная терминология, опирающаяся на конкретные.

Индивидуальная работа по развитию физических качеств детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС Система физического воспитания в дошкольных учреждениях представляет собой единство цели, задач, средств, форм и методов работы, направленных.

Индивидуальная работа с детьми «Сложи квадрат»Индивидуальная работа с детьми «Сложи квадрат» Цель: закрепить с детьми уже знакомые фигуры,закрепление цвета,развитие логического мышления, внимания, усидчивости. Продолжать учить детей.

Индивидуальная работа с дошкольником с ЗПР Цель: Воспитанник получит возможность через лексическую тему «Транспорт» закрепить изученный материал по формированию элементарных математических.

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с проблемами в музыкальном развитии Пояснительная записка Сегодняшняя действительность требует от человека активности и успешности. Хорошо понимая, что задатки будущего закладываются.

НОД: Индивидуальная работа с мячом в подготовительной группе Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие» «Социально-коммуникативное развитие». Современные образовательные технологи:.

Предметно-развивающая среда в ДОУ «ТРИЗ». Творческая студия по решению изобретательских задач 1 слайд: «ТРИЗ» Творческая студия по решению изобретательских задач. 2 слайд: Идейная (творческая) среда: • Сила её не в твердости духа,.

Работа с семьёй дошкольника с множественными нарушениями в развитии Работа с семьёй является основным моментам в процессе обучения и воспитания с участием как детей с ограниченными возможностями, так и обычно.

Роль игровых занимательных задач и развивающих игр в интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игровых занимательных задач и развивающих игр в интеллектуальном развитии детей старшего дошкольного возраста Современное образование характеризуется обращением к личности ребёнка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальная работа — ключ к решению задач в музыкальном развитии дошкольника. В помощь музыкальным руководителям
Опубликовано: 11 октября 2015 в 11:52
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД