Баркова Елена Владимировна
Индивидуальное логопедическое занятие «Как Крош и Лосяш урожай собирали»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид занятия : фонетическое.
Тип занятия : индивидуальное.
Тема занятия : «Как Крош и Лосяш урожай собирали».
Цели: - дифференциация звуков Л и Р;
- пересказ текста с опорой на серию картин.
Задачи:
Коррекционно-образовательные
- закрепление знаний о способе образования звуков Л, Р и их особенностях;
- закрепление и уточнение словаря по теме «Овощи».
Коррекционно-развивающие
- уточнение кинестетических ощущений и артикуляторных движений;
- совершенствование длительного плавного, сильного выдоха;
Публикация «Индивидуальное логопедическое занятие „Как Крош и Лосяш урожай собирали“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Конспекты занятий
- Урожай
- Темочки
- закрепление условно-рефлекторных связей на артикуляционный образ звуков Л и Р;
- развитие фонематического восприятия;
- закрепление навыка произношения звуков Л, Р в различных речевых структурах;
- формирование навыка построения предложений с отрицательной частицей НЕ и противительным союзом А;
- закрепление навыка пересказа текста с опорой на серию картин.
Коррекционно-воспитательные
- воспитание любви и бережного отношения к родной природе;
- воспитание дружбы;
- формирование мотивации к обучению.
Действия логопеда Действия ребенка Оборудование
Организационный момент.
- Ребята, вы готовы поиграть?
- Тогда отгадайте, кто оказался у нас в гостях.
Хоть он и ушастик,
Собою хорош!
Узнали, кто это?
Конечно же…
Рогатый ученый,
Забавный типаж.
Узнали, кто это?
Конечно…
- Верно, это наши любимые смешарики Крош и Лосяш.
Дети отгадывают загадки.
Игрушки:
Крош и Лосяш.
Артикуляционная гимнастика
- Смешарики хотят поиграть. Давайте сделаем вместе с ними гимнастику для губ и языка.
- Вы будете по очереди брать схему и показывать упражнение.
Язык лопаткой положи
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять!
Язык надо расслаблять!
Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашка,
Кругленькая чашка!
Мой корабль отважный
Борется с волной.
Сильный и широкий
Парус надо мной.
Я лошадка Серый Бок!
Цок-цок-цок-цок.
Я копытцем постучу,
Если хочешь – прокачу!
Я стою на ножке тонкой,
Я стою на ножке гладкой,
Под большою шляпкой
С бархатной подкладкой.
У меня есть барабан,
Он гремит, как ураган.
Ученики воспроизводят движения губ с опорой на схемы.
Дети выполняют упражнения:
Лопатка
Чашечка
Парус
Лошадка
Грибок
Барабан
Зеркало.
Схемы артикуляционных упражнений.
Сообщение темы. Дыхательная гимнастика
- Наш Крош непоседа, он весь день бегает на улице и ест одни сладости. А Лосяш ученый, он знает, чтобы быть здоровым, надо есть полезные продукты.
- В какой пище больше всего витаминов?
- Лосяш очень хочет, чтобы Крош полюбил овощи.
- Давайте поможем Лосяшу познакомить Кроша с овощами.
- Посмотрите, смешарики оказались на огороде. Весь урожай собран, но что это осталось на грядках?
- Ты, Петя, поможешь Лосяшу, а ты, Ваня – Крошу. Надо отправить фасоль хозяевам долгой сильной воздушной струей.
- В овощах.
- Это фасоль.
Дети выполняют упражнение, формирующее плавный, сильный и продолжительный выдох на кончик языка.
Пособие «Фасолевые гонки».
Анализ артикуляции, сравнительная характеристика звуков
- В именах смешариков есть похожие звуки. Но в огороде был такой переполох, что эти звуки перепутались.
Теперь смешариков зовут Клош и Росяш.
- Вы догадались, какие звуки перепутались?
- Чтобы этого больше не случилось, надо научиться различать звуки Л и Р.
- У меня есть буквы, которые обозначают эти звуки.
- Петя, расскажи, как получается звук Л, а ты, Ваня – про звук Р.
- Ваня, звук Р какой?
- Петя, звук Л какой?
- Петя, кому из смешариков подходит буква Л?
- Ваня, кому из смешариков подходит буква Р?
- Р и Л.
Дети делают сравнительный анализ артикуляции звуков.
Дети делают сравнительную характеристику звуков Л и Р.
Буквы Л и Р.
Схема анализа артикуляции звука.
Схема характеристики звука.
Изолированное произношение звуков
- Ребята, наши смешарики предлагают нам произнести эти звуки, ведя пальчиком по контуру овоща.
- Петя, какой у тебя овощ?
- А у тебя, Ваня?
Дети выполняют задание.
Контуры помидора и лука, выполненные из шнура.
Развитие фонематического слуха
-А теперь проверим, хорошо ли вы слышите звуки Л и Р.
- Посмотрите, какой урожай у меня на подносе.
- Ваня, отложи Крошу овощи, в названии которых есть звук Р.
- Петя, отложи Лосяшу овощи, в названии которых слышится звук Л.
Дети слушают слова и отбирают нужные предметы.
Выполняют взаимопроверку.
Картинки с овощами.
Дифференциация звуков в слогах
- Давайте поиграем в игру «Непослушные звуки».
Я буду говорить слоги, а вы будете их повторять, заменяя звук Л на Р, и наоборот.
Логопед произносит слоги, перекидывая мяч ребенку.
Дети повторяют слоги, заменяя звук:
ЛА – РА РЫ – ЛЫ и т. п.
Мяч.
Дифференциация звуков в словах
- Ребята, Крош и Лосяш приготовили для нас загадки: правильно, четко назовите эти овощи и подумайте, какой из них лишний.
Дети поочередно называют все овощи, находят лишнюю картинку, объясняя свой выбор.
Карточки с четырьмя овощами: 3 овоща со звуком Л, один – со звуком Р.
Дифференциация звуков в предложениях
- Ребята, Крош раскрасил овощи. Что вы заметили?
- Объясните, так бывает или нет?
Логопед накрывает картинки парными, если ученик исправил ошибку Кроша.
- Он допустил ошибки.
Ученики строят предложения типа:
Морковь не голубая, а оранжевая.
Картинки овощей, раскрашенные неправильно.
Такие же картинки, раскрашенные верно.
Дифференциация звуков в тексте
- Ребята, хотите послушать историю о том, как Лосяш и Крош урожай овощей собирали?
- Послушайте их рассказ и постарайтесь запомнить.
1) Логопед предлагает просмотреть презентацию, читает текст.
2) Игра «Доскажи словечко» - логопед начинает предложение и делает паузу.
3) Рассказ детьми: игра «Какая картинка пропала».
Логопед выкладывает перед детьми серию картин. Говорит «ночь», дети закрывают глаза. Логопед переворачивает картинку, говорит «день», дети открывают глаза и вспоминают, что было изображено на картинке.
Дети воспринимают текст и изображение.
Дети заканчивают предложение.
Дети пересказывают по цепочке.
Презентация рассказа «Огородники».
Серия картин на карточках.
Итог занятия. Оценка
- Молодцы, мальчики. Я думаю, сегодня вы много узнали об овощах. А еще вы научили Кроша и Лосяша различать и правильно произносить их любимые звуки Р и Л.
- Чем отличаются звуки Р и Л?
- Нашим смешарикам пора отправляться домой. Они очень благодарны вам, поэтому решили оставить сюрприз.
- Посмотрите, да это же раскраски. Я думаю, что вы правильно выберете цвет, когда будете раскрашивать эти овощи.
- Занятие окончено.
Ученики припоминают замечания, которые делал логопед по ходу занятия.
Листы с игровыми заданиями.