Варвара Корякина
Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе инклюзивного обучения и образования в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Одной из актуальных проблем современной педагогической практики является проблема инклюзивного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья.
Хочу поделиться с вами нашим опытом работы в МБДОУ «Детский сад присмотра и оздоровления детей с туберкулезной интоксикацией №56 «Пушинка» с Айсеном А. Мальчик поступил в детский сад в 2 года 8 мес. с диагнозом поражение ЦНС. Мальчик не шел на контакт, речь невнятная, понимала его только мама. Ребенок не стоял на ногах, только ползал. К 4 годам начал ходить без помощи посторонних, но привык к тому, что дети ему постоянно помогают.
Публикация «Индивидуальное сопровождение ребенка с ОВЗ в процессе инклюзивного обучения и образования в ДОУ» размещена в разделах
- Инклюзивное образование
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
В нашу группу «Радуга» поступил в сентябре 2014 года в 5 лет с диагнозом спазматический тетрапарез, ЗПМР, ВПС, ДМПП. К новому году самостоятельно стал одеваться, почти на равных с детьми посещал физкультуру. Мальчик общительный, дружелюбный, но неусидчивый, ленивый и несобранный. Воспитывается в неполной семье, мама тоже инвалид, живет при помощи гемодиализа.
Цель разработка специального плана сопровождения ребенка с ОВЗ.
Реализация цели требовала решения следующих задач:
— создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ, обогащение социального опыта и гармоничное включение ребенка в коллектив сверстников.
— формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств воспитанников в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями.
— осуществление психолого-педагогической коррекции (речевых, физических и эмоциональных нарушений).
— взаимодействие с семьей воспитанника для обеспечения полноценного развития ребенка.
Основные направления работы с ребенком с ОВЗ в полном объёме отвечают ФГОС:
— физическое развитие – развитие двигательных навыков, тонкой ручной моторики, зрительно-пространственной координации;
— социально-личностное развитие – обеспечение оптимального вхождения детей с ограниченными возможностями в общественную жизнь;
— познавательно-речевое развитие – формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности; усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов;
— развитие речи как средства познания;
— художественно-эстетическое развитие – развитие у детей с ОВЗ сенсорных способностей, чувства ритма, цвета, композиции.
Индивидуальное сопровождение детей с ОВЗ осуществляется в контексте ФГОС в следующих формах: закаливающие процедуры, специально организованная образовательная деятельность (также в режимных моментах, игры – тренинги, индивидуальная работа, все виды игр, беседы. Кроме того, нами выстроена модель построения плана индивидуального сопровождения ребенка. Она представляет собой следующее:
Семья Включение в единое образовательное пространство «Детский сад – семья». Родительские собрания.
Консультации.
Беседы.
Круглые столы.
Игры- тренинги.
Приглашение родителей для участия в жизни группы.
Наглядная информация.
Мероприятия, досуги, праздники для родителей и детей.
Воспитатели группы, где есть ребенок с ОВЗ Формирование командного взаимодействия.
Обучение действиям в определённых ситуациях. Деловые игры – тренинги.
Консультации.
Педагог-психолог Профилактика и консультирование.
Психологическая диагностика, психологическая коррекция.
Определение модели воспитания, используемой родителями и диагностика их личностных характеристик. Психолого-педагогическая диагностика особенностей развития ребенка (развитие психических процессов, развитие эмоционально-волевой сферы, индивидуальные особенности). Консультации для родителей и педагогов.
Беседы. Использование элементов психотерапии.
Игры – тренинги.
Деловые игры.
Мастер – классы.
Учитель-логопед Развитие речи, умения вести диалог, выход в самостоятельную речь.
Совершенствование общеречевых навыков, закрепление лексико — грамматических категорий и развитие психических процессов.
Рекомендации специалистам и воспитателям.
Консультирование родителей. Логопедическое обследование.
Индивидуальная образовательная деятельность.
Консультации родителей, педагогов.
Старшая медсестра Контроль за организацией оздоровительных мероприятий и питанием детей. Сезонные профилактические мероприятия.
Музыкальный руководитель Развитие музыкальности детей, способности воспринимать музыку.
Приобщение к музыкальному искусству. Использование элементов музыкальной, танцевальной терапии с учетом рекомендаций педагога-психолога и учителя- логопеда.
Организация совместных праздников и развлечений.
Инструктор по ЛФК Развитие физических качеств.
Формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании. Диагностика физического развития.
Выполнение рекомендаций специалистов.
Индивидуальная коррекционная работа.
Организация совместных праздников и развлечений.
Утренняя гимнастика.
В организации образовательной деятельности мы учитывали:
— Диагностику индивидуальной особенности ребенка (беседа и анкетирование родителей, диагностика развития ребёнка (специалисты, воспитатели, наблюдение за поведением ребенка в группе;
— Планирование образовательного процесса с учётом индивидуальных образовательных потребностей ребенка;
— Организацию предметно-развивающей среды, обеспечивающих стимулирование развития самостоятельности, инициативы и активности, ребенка с ОВЗ
— Организацию совместной жизнедеятельности ребенка в условиях данной группы. Она подразумевает индивидуальную работу; осуществление развивающей деятельности — развитие познавательной сферы, игровой, конструктивной деятельности и др. ; социализацию в условиях совместной деятельности ребенка с ОВЗ и обычно развивающихся сверстников; создание условий для творческого развития (музыкально-ритмические упражнения, фольклорные народные игры, песни, хороводы, игры с шумовыми игрушками, игротерапия, сказкотерапия, песочная терапия и др.); создание ситуаций, когда дети сотрудничают друг с другом, выполняют что-либо по очереди и помогают друг другу для достижения положительного результата; использование естественных и образовательных ситуаций для развития социальных навыков; демонстрацию желательного поведения в различных ситуациях; использование различных видов деятельности, которые соответствуют уровню развития детей).
— Мониторинг образовательного процесса.
Согласно выстроенной модели нашего плана мы получили следующие результаты:
• Повышение профессионального уровня воспитателей в плане индивидуального сопровождения детей с ОВЗ и их социализация в образовательном пространстве дошкольного учреждения.
• Положительную динамику оздоровления ребенка с ОВЗ и успешная социализация в образовательное пространство дошкольного учреждения.
• Создание единой психологически-комфортной образовательной среды для детей с разными стартовыми возможностями.
• Повышение педагогической компетентности родителей детей с ОВЗ.
• Разработка методических рекомендаций для педагогов по работе с детьми с ОВЗ.
Приобретенные положительные навыки
Эмоциональная сфера в норме;
Самооценка повысилась;
Знает алфавит и считает до 10 и обратно;
Принимает участие во всех мероприятиях (маскарад, праздник мам, стал дипломантом в конкурсе рисунков Сайсарского округа, участвовал в конкурсе чтецов).